23 февраля день рождения Олега Янковского – российского актёра, режиссёра и человека, который положил начало актёрской династии Янковских.
О Янковском актёре известно много, о Янковском человеке мало. Режиссёры и зрители особенно выделяют у Олега Ивановича врождённый аристократизм, который находит отражение в его притягательной внешности и мимике. Современное поколение почти ничего не знает о Янковском-старшем, поэтому студенты кафедры журналистики и телевизионных технологий РГУ им. А. Н. Косыгина расскажут вам больше о его актёрских работах.
Удивительное начало карьеры
Приход Олега Янковского в мир театра и кино произошёл случайно. В Саратовское театральное училище его зачислили благодаря старшему брату, который сдал за него вступительные экзамены. Свою первую роль, которая принесла Олегу Ивановичу популярность, он тоже получил по цепи случайных событий. После окончания театрального училища Янковский с труппой отправился на гастроли. В одном из кафе он встретился с режиссёром Владимиром Басовым, который на тот момент искал подходящего актёра на роль Генриха Шварцкопфа в фильм «Щит и мечь». Яркая и утончённая внешность Олега Янковского поразила жену режиссёра, и его пригласили на съёмки. Так началась кинематографическая история Олега Янковского длиною в жизнь.
Роли, которые принесли популярность и узнаваемость
1. Тот самый Мюнхгаузен
Фильм о том, как благодаря фантазии жизнь становится интереснее. Барон Мюнхгаузен отличается от всех окружающих людей. В его выдумки верят, и он использует это на пользу: например, убеждает людей в существовании 32 мая. Так он хочет подарить ещё один день весны. Его идеи кажутся бредовыми, но, если задуматься – в чём же смысл, если не в мечтах? В реальном и суровом мире слишком тяжело жить без фантазии. Весёлый и лёгкий фильм, который заставляет задуматься, несмотря на легкомысленность главного героя.
Для Олега Янковского это первый фильм в комедийном амплуа. Изначально его не хотели утверждать на эту роль и даже не рассматривали как претендента. Все его роли были серьёзными и драматичными. Однако на удивление режиссёров и зрителей, кроме него как будто никто и не мог стать настоящим Мюнхгаузеном.
2. Мой ласковый и нежный зверь
Фильм снят по произведению Антона Чехова «Драма на охоте». Однако от финального сюжета Чехова почти ничего не осталось. «Мой ласковый и нежный зверь» вольная интерпретация и самостоятельный фильм, которые нельзя сравнивать с произведением. Именно по этой причине Олег Янковский раздумывал: соглашаться на эту роль или нет.
Визитная карточка и красивейшее украшение фильма – вальс Евгения Дога, написанный для кинофильма. Люди, не смотревшие фильм, знают это произведение. Это тот случай, когда музыка может сделать фильм известным, а не наоборот.
3. Ностальгия
«Ностальгия» – фильм, снятый Андреем Тарковским совместно с итальянским режиссёром Тонино Гуэрра. В фильме режиссёр хотел совместить русское и итальянское.
«Русские фрагменты фильма снимались под Римом, – есть такая петля Тибра рядом с аэродромом Фьюмичино: бывают места, которые у всех народов похожи» – Тонино Гуэрра.
Олег Янковский сыграл роль Андрея Горчакова – русского писателя, который приехал собирать материал о русском композиторе XVIII века. Основополагающее чувство главного героя – тоска по Родине за границей. Считается, что Андрей Тарковский создал себе прототипа в виде Андрея Горчакова и свои внутренние переживания перенёс в киноплоскость:
«Ностальгия» выражала состояние души Андрея в то время. Андрей очень любил Италию, но у него была та ностальгия, о которой он заявил в этом фильме, ностальгия советского человека, который не может возвратиться» – Тонино Гуэрра.
Перед Олегом Янковским стояла сложная задача – передать внутренние переживания режиссёра с помощью молчания. Молчать так, чтобы поверили… Молчание порой становится более эмоциональным и взывающим к зрителю, чем любой наполненный монолог.
Критики называют роль Олега Янковского в этом фильме самой значительной за всю карьеру. У многих зрителей фильмов Тарковского непростые отношения с его творчеством. Это связано прежде всего со специфическим языком мастера: статичные кадры и неуловимые движения. Его фильмы индивидуально воздействуют на каждого, но не каждый сможет с первого раза досмотреть их до конца.
Об Олеге Янковском известно не только российскому зрителю. В одном из интервью внук актёра Иван Янковский сказал:
«Я кто-то прилетел в Нью-Йорк, подошёл на паспортный стол. Там американцы пробивают паспорта,смотрят визы. И когда очередь дошла до меня пограничник взял паспорт и спрашивает по-английский:
– Ты Янковский? Дедушка твой в “Ностальгии” был прекрасен
Олег Янковский стал настоящей легендой отечественного кинематографа. Он снимался и снимал до последних дней своей жизни. Театр и кино были для него всем. Олег Иванович берёг свою репутацию и защищал семью от предубеждений журналистов и общества. Марк Захаров – советский и российский режиссёр, который работал с Янковским говорил так:
«И еще он всегда берег лицо. Так же, как, например, всегда берегли его Збруев и Броневой. То есть не снимался во всякой ерунде, в сериалах, просто чтобы поторчать на телевидении. Это очень важно для артиста»
Автор статьи: Арина Полякова
Хотите узнавать больше об искусстве, дизайне и технологиях? Подписывайтесь на канал РГУ им. А. Н. Косыгина в Дзен: здесь вы найдете тематические авторские тексты и статьи преподавателей университета. За нашими обновлениями следите в социальных сетях: