Митрофан Васильевич Афонский (1861–1920) родился в городе Мценске Орловской губернии в семье священника Троицкой церкви Василия Петровича Афонского. После окончания духовного училища поступил в Орловскую духовную семинарию. Затем в 1886 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1906 году был возведён в сан протоиерея, а после пострижения в монашество, – в сан архимандрита. В 1910 году Митрофан Афонский был возведён в сан епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Священнослужитель отличался активным и деятельным характером. При его поддержке по всей епархии стали открываться приходские общества трезвости, количество которых за 4 года его правления увеличилось вдвое.
Ночью 10 мая 1911 года 49-летний архиерей выехал с поездом Богословской железной дороги от станции Верхотурье в Надеждинский завод (теперь Серов). В 6 часов утра его Преосвященство встретил главноуправляющий Богословским горным округом горный инженер Бронислав Николаевич Савицкий, предоставивший владыке особый поезд для поездки по округу. Спеша в Богословский завод (теперь Карпинск), где было назначено богослужение, Его Преосвященство, не останавливаясь в Надеждинском заводе, проследовал на вокзал узкоколейной Богословской дороги. Ночью здесь прошёл обильный дождь и улицы были грязны, а канавы переполнены водой. Облака низко нависали над землёю. Дым от заводских труб стлался по земле, всё окутывая собою. Сырой воздух от наполнявших его тумана и дыма казался каким-то серым, мутным, отчего всё кругом было уныло и непривлекательно.
Природные богатства Богословского края издавна манили к себе рабочих людей и любителей лёгкой наживы. Здесь можно было встретить полтавцев и тамбовцев, курян и туляков, вятичей и вологодских зырян, татар и башкир, кавказцев, поляков и литовцев. Были и иностранцы – бельгийцы, итальянцы и прочие. Погоня за счастьем всех влекла сюда, но немногие находили его. Большинство приехавших не могло акклиматизироваться здесь, и, прожив 1-2 года, с расстроенным здоровьем покидало этот край. На их место прибывали новые поселенцы. Их количество в Надеждинском заводе в несколько раз превышало местное население.
Когда подъехали к вокзалу, поезд стоял уже на пути, готовый к отправке. Привезли багаж, паровоз дал свисток, и поезд быстро помчался в дождливо-туманную даль. Маленькие вагончики подпрыгивали, стучали колесами, гудел и пыхтел локомотив, то и дело, давая свистки. Грохот стоял такой, что трудно было разговаривать. 45-верстное расстояние, разделявшее Богословский и Надеждинский заводы, быстро промелькнуло, и около половины девятого поезд был уже у самого Богословского собора.
В посёлке Богословского завода числилось до 4 тысяч жителей, имелось волостное правление, больница, аптека, богадельня, почтово-телеграфная контора, два начальных народных училища и одно 2-классное. Общее количество учащихся ежегодно составляло до 500 человек, и грамотность здесь была почти всеобщая. Храмов в заводе было два: Введенский собор и кладбищенская Казанско-Богородицкая церковь.
Выйдя из вагона, Его Преосвященство проехал на заводских лошадях в квартиру местного настоятеля церкви Василия Петровича Словцова, которая находилась напротив собора через дорогу. Отсюда, спустя полчаса, владыка проследовал пешком в церковь. Шёл небольшой, тёплый дождь. Жидкая грязь покрывала землю. Не смотря на это, улица была покрыта народом, желавшим поскорее увидеть редкого гостя.
У входа в собор стоял местный хор, встретивший владыку пением тропоря святому апостолу Иоанну Богослову. Литургия была совершена в верхнем храме. Пели местные певчие под управлением регента господина Шмакова. После молитвы Его Преосвященство сказал поучение о молитве, а именно:
«Молитва есть для христианина самое важное дело. Кто им занимается – тот спасается… Принимаясь за дела, не прекращайте молитвы – «Господи благослови!», «Господи вразуми!». Молитесь. Без воли Бога ничто не совершается. Человек без Его помощи ничто не может сделать. Зная это, когда делаешь что, проси Бога: «Господи помоги!» Имейте память о Боге, непрестанно молитесь Ему, и Он поможет вам устроить жизнь вашу на камени, тогда перенесёте вы все испытания непоколебимо и по скончании плавания житейского достигнете тихой пристани в селениях небесных».
После литургии владыка проехал в дом соборного старосты господина Шадрина, где ему был предложен обед. Затем около двух часов пополудни владыка прибыл в контору Богословского медеплавильного завода, где был встречен директором завода 43-летним Александром Михайловичем Брезгуновым (1868–1942) и служащими конторы. Из здания конторы архиерей проследовал в помещение фабрики, где в течение 1,5 часов осмотрел всё заводское производство, подробно ознакомившись с процессом выплавки меди и условиями труда заводских рабочих. Объяснения давал сопровождавший владыку инженер Брезгунов. В половине четвёртого Его Преосвященство отбыл из завода на вокзал узкоколейной Богословской дороги и с экстренным поездом проследовал в селение Турьинские Рудники, где в Максимовской церкви было предположено служение всенощного бдения.
Церковно-приходское попечительство в Богословском заводе поставило своей целью борьбу с шинкарством (устаревшее слово, обозначающее незаконное изготовление, хранение и торговлю спиртными напитками). Для этого оно выделило 60 рублей на приобретение волшебного фонаря для туманных чтений. Волшебным фонарём называли в то время проекционный аппарат для показа слайдов. Он состоял из деревянного или металлического корпуса с отверстием и/или объективом, в корпусе которого размещался источник света. Проведение чтений для народа с использованием волшебного фонаря было разрешено императором Александром II в 1871 году. Тексты для чтений утверждались Министерством просвещения и публиковались в специальных брошюрах. Организаторы чтений обязаны были сообщать властям место, время и тему чтения, а также указывать лицо, которое будет его проводить. Обычно эти хлопоты ложились на плечи священника или учителя, который устраивал чтения.
Источники: 1. Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1910-1911
2. Котомина А. А. Археология интермедиальности: публичные народные чтения с «волшебным фонарем» в России в 1872-1915 гг. // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. – 2016
Фотографии улучшены и раскрашены при помощи нейросетей
Возможно вам будет интересна следующая статья