Найти в Дзене

Волшебный фонарь как средство борьбы с шинкарством

Митрофан Васильевич Афонский (1861–1920) родился в городе Мценске Орловской губернии в семье священника Троицкой церкви Василия Петровича Афонского. После окончания духовного училища поступил в Орловскую духовную семинарию. Затем в 1886 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1906 году был возведён в сан протоиерея, а после пострижения в монашество, – в сан архимандрита. В 1910 году Митрофан Афонский был возведён в сан епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Священнослужитель отличался активным и деятельным характером. При его поддержке по всей епархии стали открываться приходские общества трезвости, количество которых за 4 года его правления увеличилось вдвое.

Город Мценск
Город Мценск

Ночью 10 мая 1911 года 49-летний архиерей выехал с поездом Богословской железной дороги от станции Верхотурье в Надеждинский завод (теперь Серов). В 6 часов утра его Преосвященство встретил главноуправляющий Богословским горным округом горный инженер Бронислав Николаевич Савицкий, предоставивший владыке особый поезд для поездки по округу. Спеша в Богословский завод (теперь Карпинск), где было назначено богослужение, Его Преосвященство, не останавливаясь в Надеждинском заводе, проследовал на вокзал узкоколейной Богословской дороги. Ночью здесь прошёл обильный дождь и улицы были грязны, а канавы переполнены водой. Облака низко нависали над землёю. Дым от заводских труб стлался по земле, всё окутывая собою. Сырой воздух от наполнявших его тумана и дыма казался каким-то серым, мутным, отчего всё кругом было уныло и непривлекательно.

Станция Надеждинский завод
Станция Надеждинский завод

Природные богатства Богословского края издавна манили к себе рабочих людей и любителей лёгкой наживы. Здесь можно было встретить полтавцев и тамбовцев, курян и туляков, вятичей и вологодских зырян, татар и башкир, кавказцев, поляков и литовцев. Были и иностранцы – бельгийцы, итальянцы и прочие. Погоня за счастьем всех влекла сюда, но немногие находили его. Большинство приехавших не могло акклиматизироваться здесь, и, прожив 1-2 года, с расстроенным здоровьем покидало этот край. На их место прибывали новые поселенцы. Их количество в Надеждинском заводе в несколько раз превышало местное население.

Епископ Митрофан Афонский
Епископ Митрофан Афонский

Когда подъехали к вокзалу, поезд стоял уже на пути, готовый к отправке. Привезли багаж, паровоз дал свисток, и поезд быстро помчался в дождливо-туманную даль. Маленькие вагончики подпрыгивали, стучали колесами, гудел и пыхтел локомотив, то и дело, давая свистки. Грохот стоял такой, что трудно было разговаривать. 45-верстное расстояние, разделявшее Богословский и Надеждинский заводы, быстро промелькнуло, и около половины девятого поезд был уже у самого Богословского собора.

В посёлке Богословского завода числилось до 4 тысяч жителей, имелось волостное правление, больница, аптека, богадельня, почтово-телеграфная контора, два начальных народных училища и одно 2-классное. Общее количество учащихся ежегодно составляло до 500 человек, и грамотность здесь была почти всеобщая. Храмов в заводе было два: Введенский собор и кладбищенская Казанско-Богородицкая церковь.

Посёлок Богословского завода. На переднем плане паровозное депо, 1910 год
Посёлок Богословского завода. На переднем плане паровозное депо, 1910 год

Выйдя из вагона, Его Преосвященство проехал на заводских лошадях в квартиру местного настоятеля церкви Василия Петровича Словцова, которая находилась напротив собора через дорогу. Отсюда, спустя полчаса, владыка проследовал пешком в церковь. Шёл небольшой, тёплый дождь. Жидкая грязь покрывала землю. Не смотря на это, улица была покрыта народом, желавшим поскорее увидеть редкого гостя.

Протоиерей Введенского собора Василий Петрович Словцов
Протоиерей Введенского собора Василий Петрович Словцов

У входа в собор стоял местный хор, встретивший владыку пением тропоря святому апостолу Иоанну Богослову. Литургия была совершена в верхнем храме. Пели местные певчие под управлением регента господина Шмакова. После молитвы Его Преосвященство сказал поучение о молитве, а именно:

«Молитва есть для христианина самое важное дело. Кто им занимается – тот спасается… Принимаясь за дела, не прекращайте молитвы – «Господи благослови!», «Господи вразуми!». Молитесь. Без воли Бога ничто не совершается. Человек без Его помощи ничто не может сделать. Зная это, когда делаешь что, проси Бога: «Господи помоги!» Имейте память о Боге, непрестанно молитесь Ему, и Он поможет вам устроить жизнь вашу на камени, тогда перенесёте вы все испытания непоколебимо и по скончании плавания житейского достигнете тихой пристани в селениях небесных».

После литургии владыка проехал в дом соборного старосты господина Шадрина, где ему был предложен обед. Затем около двух часов пополудни владыка прибыл в контору Богословского медеплавильного завода, где был встречен директором завода 43-летним Александром Михайловичем Брезгуновым (1868–1942) и служащими конторы. Из здания конторы архиерей проследовал в помещение фабрики, где в течение 1,5 часов осмотрел всё заводское производство, подробно ознакомившись с процессом выплавки меди и условиями труда заводских рабочих. Объяснения давал сопровождавший владыку инженер Брезгунов. В половине четвёртого Его Преосвященство отбыл из завода на вокзал узкоколейной Богословской дороги и с экстренным поездом проследовал в селение Турьинские Рудники, где в Максимовской церкви было предположено служение всенощного бдения.

Епископ Митрофан Афонский
Епископ Митрофан Афонский

Церковно-приходское попечительство в Богословском заводе поставило своей целью борьбу с шинкарством (устаревшее слово, обозначающее незаконное изготовление, хранение и торговлю спиртными напитками). Для этого оно выделило 60 рублей на приобретение волшебного фонаря для туманных чтений. Волшебным фонарём называли в то время проекционный аппарат для показа слайдов. Он состоял из деревянного или металлического корпуса с отверстием и/или объективом, в корпусе которого размещался источник света. Проведение чтений для народа с использованием волшебного фонаря было разрешено императором Александром II в 1871 году. Тексты для чтений утверждались Министерством просвещения и публиковались в специальных брошюрах. Организаторы чтений обязаны были сообщать властям место, время и тему чтения, а также указывать лицо, которое будет его проводить. Обычно эти хлопоты ложились на плечи священника или учителя, который устраивал чтения.

Волшебный фонарь и набор картинок к нему
Волшебный фонарь и набор картинок к нему

Источники: 1. Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1910-1911

2. Котомина А. А. Археология интермедиальности: публичные народные чтения с «волшебным фонарем» в России в 1872-1915 гг. // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. – 2016

Фотографии улучшены и раскрашены при помощи нейросетей

Возможно вам будет интересна следующая статья