Найти тему
АВТО ПОЧЕМУЧКА

5 заброшенных заводов времен СССР, которые сейчас бы пригодились

Оглавление

Период восстановления СССР после победы в нелегкой войне с Германией периода 1941-1945 годов требовал не только возвращения в нормальный ритм работы старых предприятий и заводов, но и строительства новых, современных.

Требовалось развивать промышленность во всех направлениях, поэтому работы было много.

Практически в одиночку советский народ поднял множество городов и сел из разрухи, освоил целинные казахстанские земли, начал разработку отдаленных районов Сибири, строились новые города.

К моменту развала СССР множество заводов успешно работало, но когда в стране начали происходить непонятные многим простых людей вещи, далеко не все предприятия смогли противостоять разрушающим экономику изменения.

Постепенно закрывалось множество экономически выгодных предприятий, которые и сейчас могли бы приносить пользу.

-2

Большинство из коллективов были попросту не готовы к новым законам капиталистического рынка, а новое правительство не смогло противостоять их разрушению.

Алма-Атинский хлопчатобумажный комбинат

Проект строительства нового хлопчатобумажного завода в Алма-Ате был утвержден правительством СССР еще в конце 50-х годов прошлого столетия.

-3

Страна испытывала острый дефицит в текстильной продукции, поэтому со строительством нового предприятия не затягивали.

Уже в 1961 году были возведены и запущены корпуса фабрики №1, а к концу десятилетия была готовой отделочная фабрика.

Несмотря на многие недоработки в 1970 году комбинат начал полноценно работать, изготавливая продукцию наивысшего качества.

-4

Алма-Атинский ХБК был настолько крупным предприятием СССР, что его продукция постепенно стала появляться на прилавках магазинов в самых отдаленных регионах страны.

Начиная от изготовления полуфабрикатов, которыми комбинат снабжал другие советские предприятия и, заканчивая готовой продукцией, ХБК к началу 90-х годов считался одним из ключевых заводов страны.

-5

С началом перестройки появились первые трудности, из-за которых предприятие постепенно залезало в долги.

Колоссальные долги за использование электроэнергии и воды сбивало с общего ритма работу предприятия, длительные задержки по не выплате зарплаты рабочим стали привычным явлением.

Коллектив прошел ряд реорганизаций, количество заказов уменьшилось, и постепенно комбинат стал убыточным.

С появлением на рынке дешевой китайской продукции ситуация с распадом начала ускорятся и уже к середине 90-х годов предприятие практически перестало существовать.

-6

Большая часть производственных корпусов пришло в упадок, постепенно разрушаясь.

Только некоторые из зданий были выкуплены предпринимателями, для размещения в них торговых центров.

Завод имени Лихачева (ЗИЛ)

Завод ЗИЛ был построен еще в 1916 году, за год до появления СССР, поэтому предприятие считалось старейшим в стране.

-7

Коллектив завода одним из первых начал выпуск моделей грузовиков и по своей сути стал первопроходцем в развитии индустрии машиностроения.

После появления в Набережных Челнах правительство для расширения предприятий по изготовлению новых грузовиков дало указание КБ завода им. Лихачева передать новые технические разработки.

-8

Дело в том, что инженеры завода поделились практически новым перспективным проектом, который бы существенно повлиял на развитие самого предприятия.

Речь идет о варианте грузовиков бескапотного типа, ставшими чрезвычайно популярными в СССР.

Производство КАМАЗов быстро подняло рейтинг вновь построенного завода автомобилей в Набережных Челнах и наоборот, привело к тому, что коллектив завода им. Лихачева был вынужден искать выход из сложившейся ситуации.

-9

К началу 80-х инженеры попытались модернизировать старую линию ЗИЛа, но только к 1985 году линии завода были готовы к выпуску модели 4331.

Слабое финансирование затянуло выпуск серии, но все же предприятие начало выпуск модели ЗИЛ 169, что в целом стабилизировало положение на заводе.

С началом периода распада Советского Союза правительство для сбережения экономически важных предприятий страны создало указ, в котором было разрешено передать завод лицам, которые могли бы дать заводу новую жизнь. ЗИЛ был фактически продан вместе с многотысячным коллективом предприятия частному фонду города.

-10

Эта попытка сберечь завод также ни к чему токовому не привела, так как количество заказов на продукцию, которая выпускалась заводом, резко снизилось.

Отчаянные попытки разработать и выпустить серию новой модели «трехтонки» привели к тому, что удалось некоторое время удерживаться на «плаву», но к тому времени производство было перенесено в другие регионы страны, а штат инженеров и рабочих был сильно сокращен.

В конце концов, огромная территория завода была выкуплена, а здания цехов снесены.

Завод АЗЛК "Москвич"

В начале 30-х годов прошлого столетия был запущен завод по изготовлению легковых моделей автомобилей, который позже получил название АЗЛК.

-11

Марка «Москвич» стала самым известным брендом этого предприятия, ставший своеобразной визитной карточкой не только завода, но и всей страны.

В начале 80-х годов завод выпускал более 100 тыс. единиц машин в год, что являлось своеобразным рекордом для того периода развития экономики СССР.

Несмотря на то, что завод приносил колоссальную прибыль, с началом перестройки и распада Советского Союза руководство предприятия было не готово к реорганизационным мероприятиям для сохранения коллектива завода в сложившейся в стране ситуации.

-12

Вместо постоянного дохода появились долги по коммунальным услугам, это в свою очередь привело к снижению производственных скоростей.

Длительные задержки выплат по зарплате привели к потере высококвалифицированных работников и инженеров, работавших на заводе.

Множественные проекты по разработкам новых моделей в связи с отсутствием финансирования пришлось заморозить.

Устаревшее оборудование давно пришло в негодность, а для установки новых линий, способных выпускать современные модели и запчасти к ним, требовались колоссальные инвестиции.

-13

После закрытия нескольких линий стало ясно, что завод перестал существовать как конкурентно способное предприятие.

Ни смена руководства предприятием, ни другие попытки к удержанию завода «на плаву» ни к чему хорошему не привели.

В 2002 году завод был снят с городского бюджета и навсегда закрыт.

Алма-Атинский домостроительный комбинат

Несмотря на доводы скептиков, большая часть советских граждан обеспечивалась жильем бесплатно.

Строительство новых жилых массивов проводилось ударными темпами, поэтому руководство страны приняло решение создать дополнительные предприятия по изготовлению железобетонных конструкций, которые бы можно было использовать в строительной индустрии.

-14

Так в 1950 году было принято решение построить в Алма-Ате домостроительный комбинат, который бы обеспечил строителей всеми необходимыми элементами и конструкциями, используемые при строительстве многоэтажных зданий.

В 1955 году все основные линии комбината были запущены и предприятие начало полноценно функционировать.

К началу 60-х годов предприятие вышло на новый уровень изготовления ЖБ конструкций, и было признано первым комбинатом в стране, которое наладило выпуск продукции для постройки крупнопанельных жилых многоэтажек.

В состав комбината входило несколько десятков различных строительных предприятий, обеспечивающих выпуск элементов из железобетона, используемых в строительной индустрии.

-15

С 1966 года комбинат занимался выпуском продукции, которая не уступала по качеству зарубежным аналогам, что позволяло расширять возможности при строительстве новых жилых массивов на всей территории страны.

С началом распада страны предприятие постепенно было лишено заниматься выпуском готовой продукции.

Причиной приостановки работы основных линий стали перебои основных поставщиков. Это в свою очередь привело к сокращению общего количества работающих на комбинате рабочих.

Заморозка многих строительных объектов привело к длительным простоям линий, что в конечном результате полностью парализовало работу комбината.

-16

Местное руководство приняло решение передать территорию завода в частные руки, что стало окончательным приговором.

-17

В начале 1990-х годов после того как большая часть зданий была снесена комбинат перестал существовать, а на его месте разместили сеть торговых комплексов.

Волгоградский тракторный завод

Практически сразу после Великой Октябрьской революции в 1926 году руководство страны приняло решение о строительстве первого советского завода по производству тракторов.

-18

По общему решению предприятие построили в одном из крупнейших, на тот период городов страны, Сталинграде.

Завод был сконструирован и создан в США компанией "Альберт Кан Инкорпорейтед", после всего все элементы были перенаправлены в СССР.

В середине лета 1930 года с конвейера сошел первый трактор колесного типа СТЗ-1. Понадобилось всего пару лет, чтобы мощность завода увеличилась до 140 машин за сутки, что на тот период было своеобразным рекордом.

Завод выпускал не только сельскохозяйственные машины, но и боевую технику, что было очень важно на период ВОВ.

Со временем завод расширил свои возможности и наладил выпуск самых различных типов тракторов.

После войны в 1963 году предприятие было реконструировано, что позволило производить продукцию современного формата.

-19

К концу 80-х годов судьба предприятия оказалась аналогичной многим другим заводов, которые при распаде СССР прекратили существования. После того как тракторный завод был приватизирован предприятие было разделено и признано банкротом.