Немногие лица столь же узнаваемы, как Нефертити. Однако за этим прекрасным, вневременным образом скрывается один из самых уникальных персонажей в истории Египта...
Единственная конкретная вещь, которую мы знаем о ее детстве, - это то, что у нее была кормилица по имени Тия. Тия была женой видного придворного по имени Эйе.
Эйе начал свою карьеру при Аменхотепе III и продолжил при Эхнатоне и его преемниках, став визирем при Тутанхамоне и, наконец, фараоном после смерти мальчика-царя. Некоторые историки считают, что Эйе был братом царицы Тейе, что объясняет его высокий ранг и влияние.
Было высказано предположение, что Нефертити была дочерью Эйе. Надписи подразумевают наличие у того жены. Эта первая жена, возможно, умерла при родах, а вторая взяла на себя роль воспитательницы Нефертити. Кроме того, Эйе с гордостью носил титул "Божественный отец", который часто носил отец царицы.
Наличие Эйе в качестве ее отца объясняет, как Нефертити добилась такого престижного брака, в то время как наличие Нефертити в качестве его дочери объясняет долгое влияние Эйе при царском дворе.
Откуда бы она ни была родом, Нефертити стала женой принца Аменхотепа, человека, который вскоре стал фараоном.
Нефертити впервые появляется на надгробиях видных придворных чиновников в первые несколько лет его правления. Эти ранние изображения уже имели характерные черты замысловато-уродливого "стиля Эхнатона", такие как деформированные черепа, вытянутые конечности, широкие бедра и выпирающий живот.
Важнейшая функция царицы- рожать фараону детей. И Нефертити не жалела сил на этом фронте. Их старшая дочь Меритатон родилась до конца второго года правления, а вторая, Макетатон, - к концу четвертого.
Их имена - явный признак преданности родителей к своему божеству.
Откуда взялась эта преданность Атону, неизвестно. Аменхотеп III явно благоволил богу Атону к концу своей жизни, но одержимость его сына была невероятной. Ясно, что он долго лелеял свою глубокую преданность, пока не пришел к власти, а затем обрушил свою мечту на несчастную страну.
Царская чета, в любом случае, выступила против могущественного жречества бога Амона, которое к тому моменту контролировало огромное количество земель и богатств. Примерно в четвертом году был воздвигнут храм Атону внутри священного храмового комплекса Амона в Карнаке.
Это было вопиющее вторжение во владения другого бога, пренебрежение к жрецам и сигнал о том, что Атон, вскоре, вытеснит с горизонта и все остальные божества.
Нефертити занимала видное место в этом храме, как и ее дочери. Она была показана в некоторых сценах, как поражающая врагов Египта, действие, обычно совершаемое только фараонами:
Это было четкое заявление Нефертити и ее мужа: они готовы нарушить древние правила, и они только начинали.
К пятому году революция была в самом разгаре. Царская чета приняла новые имена: Аменхотеп стал Эхнатоном ("Полезный Атону"), в то время как Нефертити добавила к своему имени Нефернеферуатон ("Совершенная красота Атона").
Они также перенесли королевский двор в новый город Ахет-Атон, (современная Тель-Амарна).
Переезд не был добровольным. Надписи намекают на то, что Эхнатон услышал об "ужасных вещах", которые мотивировали его решение переехать. Народ уже устал от экспериментов царской четы, озлобилась элита? Оказали ли сопротивление богомерзкой ереси благочестивые жрецы Амона? Мы просто не знаем, что произошло, знаем только, что Эхнатон и Нефертити покинули державные Фивы и больше никогда не возвращались.
В этом новом городе Эхнатон и Нефертити приступили к осуществлению радикального религиозного проекта. Их роскошная столица поражала широкими дорогами, обширными храмовыми комплексами и богатыми царскими дворцами. Элите были предложены как уютные особняки, так и высеченные в скале гробницы.
Простому люду тут было мало комфорта и места...
Зато, как радуются современные поклонники Эхнатона, здесь выкристаллизовался художественный стиль, так называемый "стиль Амарны". Бесчисленные сцены, на стелах и стенах, изображали Эхнатона и Нефертити с их постоянно растущей семьей. Примерно вот так:
В отличие от традиционного египетского искусства, здесь отсутствуют все боги, кроме вездесущего Атона. На изображениях Эхнатон и Нефертити безмятежно играют со своими детьми или наслаждаются семейными трапезами, что резко отличается от батальных и ритуальных сцен, типичных для египетского "царского" канона.
Акцент на семье усилился благодаря появлению новых дочерей. Нефертити родила по меньшей мере еще четырех детей во время или непосредственно перед переездом в Амарну.
Но родила ли Нефертити сыновей? Она ли мать будущих правителей-Тутанхамона и Сменхкара?
Как Великая царская супруга, она является возможным, серьёзным "кандидатом". Однако нет никаких конкретных свидетельств того, что она была их матерью. Сменхкара, например, вполне мог быть братом или племянником Эхнатона, а не сыном, а ДНК может свидетельствовать в пользу союза между Эхнатоном и одной из его сестер в качестве матери Тутанхамона. До тех пор, пока не появятся новые свидетельства, вопрос о сыновьях Нефертити остается широко открытым.
Нефертити играла очень заметную роль в общественной жизни. Она ежедневно совершала со своим мужем поездки на колеснице по главному маршруту города, что демонстрировало ее статус, одновременно выставляя напоказ традиционный запрет женщинам ездить подобным образом.
Нефертити также появляется в сценах воздания почестей различным чиновникам, что ставит ее в центр политической системы.
Похоже, что власть её была равна власти самого правителя.
Солнце Амарны достигло зенита на двенадцатом году правления, когда царская чета устроила там ослепительный праздник.
Высокопоставленные лица из других стран стекались в Амарну, чтобы принять участие.
Нефертити и ее дочери занимали видное место на торжествах, и позже знатные люди наполнили свои гробницы сценами, изображающими знаменательное событие.
Но вскоре эта идиллия была разрушена трагедией.
Мстя за поруганную древнюю веру, смерть ворвалась в Амарну.
Менее чем за два года Нефертити потеряла по меньшей мере трех своих дочерей. Престарелая царица Тейе также скончалась. Примерно в этот период ряд других фигур Амарны также внезапно исчезают из исторических записей, включая единственную известную второстепенную жену Эхнатона, Кию.
Внезапная смерть многих людей за столь короткий промежуток времени привела к предположению, что город охватила чума. Ее привез в Амарну кто-то из бесчисленных иностранных гостей во время Праздника.
От этих последних лет правления Эхнатона сохранилось очень мало информации. Похоже, что работы над гробницами и храмами в городе прекратились — возможно, из-за нехватки рабочей силы, вызванной чумой, или общего краха социального и экономического порядка.
К данному моменту и сама Нефертити практически исчезает из известных нам источников. Долгое время предполагалось, что она умерла вместе со многими другими, пока надпись, упоминающая ее на шестнадцатом году правления Эхнатона году, не указала, что она прожила еще некоторое время.
Эхнатон умер после 17 лет пребывания на троне. Обстоятельства и хронология его смерти и последних лет печально известны своей неясностью и породили множество теорий.
Современная египтология склоняется к признанию Сменхкары, как непосредственному преемнику Эхнатона, но это ни в коем случае не является консенсусом. Если бы это было так, то Нефертити была бы вдовствующей царицей, в то время как ее дочь Меритатон стала бы полноправной.
Однако короткое правление Сменхкары открыло путь новому фараону: Нефернеферуатон. Личность Нефернеферуатона вызвала ожесточенные споры, но большинство египтологов делятся на два лагеря: это мать или дочь, Нефертити или Меритатон.
Имя Нефернеферуатон сразу же подтверждает Нефертити, которая приняла это имя в то же время, когда Эхнатон принял свое. Известность Нефертити при дворе и связи, которые она неизбежно приобрела за время на вершине политической системы, могли бы легко проложить ей путь к власти. Женщины обычно не правили как фараоны, но Нефертити была совсем не "обычной", а такие женщины, как Нефрусебек, или Хатшепсут, в прошлом уверенно держали посох и цеп. Поскольку Сменхкара умер, а Тутанхамон - все еще маленький ребенок, Нефертити вполне могла прийти к власти.
Идентификация Меритамон, как фараона, опирается на менее устойчивую базу. Да, она была вдовой Сменхкары, но не обязательно более могущественной, чем ее мать, учитывая более длительную политическую карьеру и связи последней. Нефернеферуатон разделяет некоторые царские титулы со Сменхкарой, что могло быть данью уважения вдовы своему мужу, но царские титулы повторялись фараонами и в прошлом. Кроме того, многие из тех, кто поддерживает кандидатуру Меритатон, делают это исходя из предположения, что Нефертити к этому моменту была мертва, что далеко не факт.
Даже если предположить, что она была фараоном, то время Нефертити у кормила Двух Земель было недолгим. Существует очень мало упоминаний об этом фараоне, и он правил всего около двух или трех лет.
Правление Нефертити, возможно, ознаменовалось первыми шагами к обращению вспять грубой религиозной революции. Ссылки на писцов Амона в Фивах предполагают, что запреты, направленные против отвергнутого бога, были отменены. В надписи упоминается, что дворец фараона существовал и в Фивах, хотя администрация оставалась в Амарне.
Мы ничего не знаем об обстоятельствах ее смерти. Хотя ее гробница так и не была найдена, известно много погребальных принадлежностей Нефернеферуатон. Эти вещи, в основном, из гробницы Тутанхамона. На нескольких предметах, возможно, включая культовую погребальную маску Тутанхамона, сохранились следы имени Нефернеферуатон, которое было переделано для мальчика-царя.
Причина этого неясна. Тот факт, что эти вещи были доступны для Тутанхамона, предполагает, что они либо не использовались для захоронения Нефертити, либо были изъяты из этого захоронения для повторного использования. Обе возможности - плохой знак для Нефертити. Получить отказ в похоронах или подвергнуться посмертному ограблению было не просто "оскорблением памяти"- это было равносильно тому, чтобы быть вычеркнутым из истории и лишиться полноценного загробного существования.
Сделала ли Нефертити что-то, из-за чего ее захоронение было отклонено или осквернено? Ее связи с ненавистной народу и богам религиозной революцией и самим Эхнатоном вполне могли вызвать негативную реакцию подданных. Надписи эпохи Тутанхамона прямо говорят о неприятии египтянами Эхнатона и его политики.
Стала ли Нефертити жертвой гонений? Было ли ее правление периодом волнений и негодования со стороны населения, ненавидевшего ее солнечную религию? Даже если она свернула реформы, возможно, было слишком поздно. Когда она умерла – как бы она ни умерла — похоже, она не заслужила особого уважения со стороны тех, кто должен был предавать ее земле.
Более поздние фараоны возжелали стереть любое пятно еретического эксперимента со страниц Истории.
Каждая надпись, каждое изображение, где фигурировала Нефертити, были повреждены, уничтожены или повергнуты, обрекая ее на забвение.
Нефертити была утеряна для истории на три тысячи лет, пока раскопки в Амарне не обнаружили ее заново, в конце 19 века. Какой бы невероятной ни была ее жизнь, даже археологи, открывшие ее заново, ожидали, что Нефертити станет, всего лишь, еще одним из тысяч имен, известных египтологии. Да, извлеченной из бездн истории, но затем навсегда обреченной, разве что, на любопытство египтоманов.
Но благодаря её знаменитому бюсту этого не произошло.
От Эхнатона до Гитлера, от мастерской Тутмоса до музеев Берлина - Нефертити обладает неутомимой способностью очаровывать и вдохновлять.