Найти в Дзене
ARTПатруль

Искусство Второй Мировой войны глазами немецких художников

В этот непростой день, мы решили познакомить вас с непростым искусством. Искусство, глазами немецких художников.

Немецкий художник Герберт Смагон родился 2 января 1927 года в немецкой семье на земле, которую исторически населяли немцы, но которая после Первой мировой войны отошла к Чехословакии. Чехи, как положено молодым государствам, принялись отыгрываться на своих более развитых и культурных соседях. Немецкие школы стали закрывать, детей и взрослых избивали. Его отец, социал-демократ, выступал в защиту немецкого меньшинства и попал в тюрьму. Семье пришлось эмигрировать в Германию, потом они жили в Вене. Там он стал заниматься живописью. Уже в юном возрасте его картины стали выставляться, ему уделял внимание вождь немецкой молодежи Бальдур фон Ширах.

В конце войны Смагон, как и другие его ровесники, вместе со взрослыми участвовал в войне. Он был помощником в расчете зенитной артиллерии. Этот эпизод своей жизни он отразил в картине, принесшей ему первую известность. Ее экспонировали вначале прямо на стене казармы.

По окончании войны - лагерь, побег, затем арест и высылка в Германию. Там он продолжает заниматься живописью и постепенно приобретает известность. Ныне он живет в Шварцвальде.

Смагона можно назвать немецким аналогом российского художника Ильи Глазунова. Он сторонник классического искусства, реализма. Он выступает против утраты традиционных ценностей во всех сферах жизни, против засилья американского глобализма и мультикультурности. И он, также как и Глазунов, создает полотна, посвященные истории - немецкой истории времен войны.

-2

Многие считают эти картины очень спорными и даже неприемлемыми. Но нужно понимать, что он один из немногих в Европе, кто не боится говорить на эти темы. Он популярен, среди его почитателей и Гельмут Коль и Тина Тернер. Его работы нужно знать, чтобы понимать Германию и немцев.

Одна из самых известных его картин посвящена англо-американской бомбардировке Дрездена в феврале 1945 года, в которой город практически сгорел дотла и погибли десятки тысяч жителей. Во времена ГДР в центре Дрездена стояли руины собора, которые оставили как напоминание. После объединения новые власти восстановили его, стирая историческую память. Но Смагон считает, что такое нельзя забывать.

-3

Помните из военных историй, как в начале войны немецкие летчики могли гоняться за отдельными людьми, расстреливая их из пулеметов? В конце войны немцы и сами хлебнули из того же корыта. Этому посвящена картина "Удачная охота". Теперь американские пилоты тренировались на немецких детях.

В 1944 году война уже пришла и на территорию Германии. С запада наступали англо-американцы. На одном участке им противостояла дивизия СС "Гитлерюгенд". Поскольку она состояла из 16-18 летних юношей, то они прозвали ее "дивизия молокососов". Но вступив с ними в бой, они (как впрочем и бывалые немецкие офицеры) были поражены, с какой яростной стойкостью сражались эти ребята. Их стали называть Crack-Babys (нем. Bruchsäuglinge) или Малыши-сокрушители.

-4

На востоке Красная армия крушит немецкую оборону. В районе Бреслау - столицы немецкой Силезии наши части столкнулись с таким упорным сопротивлением, что им пришлось задержаться здесь. Это позволило тысячам беженцев уйти вглубь Германии. Среди защитников Бреслау особо отличились отряды подростков 12-16 лет. Как писали потом: "они дрались не за Гитлера и не за нацистов, они бились за свои семьи и за свой дом". Им посвящена картина "Дети Бреслау".

-5

Смагон считает (как и многие немцы), что ярость сопротивления объяснялась в частности тем, что они знали, что их ждет, когда придут наши. Он выразил это картиной "Захват города Рёссель". Немцы ведь понимали, что после того, что они делали у нас, вряд ли их пощадят. Я сам слышал не раз, как старики-немцы говорили, что они еще легко отделались, ведь большую часть гражданских оставили в живых. Они ждали, что их вырежут под корень и не сомневались в справедливости этого.

Но, тем не менее, в их памяти это время осталось таким:

-6

А что вы думаете о творчестве Герберта Смагона?