Друзья, жизнь моя бьёт ключом и исключительно по голове, поэтому у меня не всегда есть время и возможность постоянно быть с вами на связи. Но это вовсе не означает, что я охладела к своему каналу или мне не о чем писать - в реальности это не так. Просто в настоящий момент у меня на работе ощущается острая нехватка сотрудников в связи с отсутствием многих из них по болезни. Оставшиеся (и я в том числе) как можем, закрываем образовавшиеся дыры. Соответственно, в конце рабочего дня, после почти 12 часов, проведённых очень и очень активно, единственное чего мне хочется - посидеть в тишине и покое, и всё. Но, тем не менее, я не могу, не хочу и не имею никакого права пропадать, ведь я знаю, что в Дзене я не одинока, так как у меня есть вы - мои любимые читатели. А так как у меня давно не было статей на профессиональную тему, то давайте я это исправлю. Предлагаю вам сегодня поговорить о молодых людях, которые только осваивают профессию "воспитатель" и приходят работать в детский сад. Ну что, начнём.
Здравствуйте, мои дорогие читатели. Вас приветствует Мышь!
Вы можете задать резонный вопрос: а с чего я вообще решила коснуться данной темы? И это будет правильно. Ведь мне, по большому счёту, должно быть всё равно, чему учат, а уж тем более, чему не учат сегодня молодых специалистов.
Но так уж получилось, что мне не всё равно, и я вам сейчас объясню, почему. У моего неподдельного интереса есть одна, но весьма веская причина. Заинтриговала?
Итак, что же это за причина? Всё очень просто и сложно одновременно. Но не буду вас больше томить: в мою группу пришёл новый воспитатель. Казалось бы, это не что-то из ряда вон выходящее, если бы не один нюанс. А заключается он в следующем: новый воспитатель - молодой специалист, девочка-студентка, которая ещё учится, а также параллельно проходит практику и работает.
В рамках этой статьи я не буду обсуждать то, насколько вообще правильно совмещать учёбу и работу, ведь, в конце концов, студентам нужна не только теория, но и практика. Им нужно получать опыт и нарабатывать профессиональную базу. И наверное, это хорошо, что у студентов есть возможность работать по выбранной специальности.
Ещё небольшая ремарка: новый воспитатель мне нравится. Она очень старается как можно быстрее и полноценнее влиться в рабочий процесс. Поэтому, в своей статье я не буду заострять внимание на каких-то, не очень удачных, моментах и высказывать своё неудовольствие по поводу того, что у новой "девочки" что-то не получается. Это временное явление, и она обязательно всему научится, главное, что у неё есть огромное желание работать с детьми.
Я же, основываясь исключительно на своих личных впечатлениях от общения с новым воспитателем, хочу рассказать вам вот о чём: чему, по моему мнению, не учат будущих работников дошкольных образовательных учреждений. При этом, безусловно, я не претендую на истину в последней инстанции, а просто фиксирую свои наблюдения и делаю из них соответствующие выводы.
Вот какой список у меня получился:
- Их не учат работать со сложными по характеру и поведению детьми. Я сейчас не имею ввиду детей, у которых есть какой-либо диагноз, так как в моём саду таких как бы нет, так как то учреждение, где я имею честь работать, является обычным общеобразовательным детским садом. Но это только по документам. На самом же деле в каждой группе в любом саду моего города есть сложные дети с целым "букетом" особенностей поведения. Но вся фишка заключается в том, что у таких детей нет официальных диагнозов, а это означает, что они являются потенциально нормотипичными, а все их особенности легко можно списать на некомпетентность педагогов (что часто и происходит). Так вот, судя по тому, что я вижу в настоящее время в своей группе, молодых специалистов совершенно не обучают навыкам коммуникации с проблемными детьми, а также их не снабжают рабочими схемами по выходу из конфликтных ситуаций;
- Их не учат работать с родителями. Вот честно, совсем этому не учат. Когда-то давно в статье, посвящённой как раз работе с родителями, я писала о том, что она является важной составляющей образовательного и воспитательного процессов (ссылку на неё я оставлю в конце статьи). Без умения выстраивать коммуникацию с родителями невозможно создать в группе ту неповторимую уютную атмосферу, которая, с одной стороны, позволяет почувствовать себя как дома, а с другой - настраивает на рабочий и продуктивный лад. В современном мире сложилась определённая тенденция, при которой родители хотят (и имеют на это полное право) полноценно участвовать в садиковской жизни своих детей. Конечно, есть и такие, кому всё это совсем неинтересно, но таких родителей, на самом деле, очень мало. Поэтому воспитатель не может оставаться безучастным. Он должен вовлекать родителей, информировать их обо всём, что происходит в детском саду, проявлять интерес, внимание, заботу и участие не только по отношению к своим воспитанникам, но и к их родителям тоже. И я вижу, что сейчас молодых специалистов абсолютно не учат пониманию роли и важности родителей в жизни современного детского сада как мультикультурного образовательного и воспитательного учреждения, а также грамотной организации работы с ними;
- Их не учат работать с документами. А ведь заполнение документов - тоже одна из важных составляющих работы воспитателей. Разумеется, в разных садах они могут отличаться, но в целом, есть определённый пакет документов, общий для всех дошкольных образовательных учреждений. Поэтому молодым специалистам очень важно научиться правильно заполнять все необходимые бумаги, но, к сожалению, данный навык можно развить только в процессе работы, так как во время учёбы ему совершенно не уделяется внимание.
- Их не учат работать в паре. Ни для кого не секрет, что, чаще всего, в группе работают два воспитателя, от слаженной работы которых зависит эффективность всех происходящих в ней процессов. Поэтому воспитателям очень важно уметь находить друг с другом общий язык, а также придерживаться общей тактики во взаимодействии с родителями, воспитанниками и коллегами. Тем более, это актуально, когда речь идёт о молодых специалистах, то есть таких людях, которые, из-за отсутствия опыта, ещё не знают всех тонкостей и нюансов работы воспитателя, а поэтому, как никто другой, должны делать всё, чтобы получить данный опыт и вникнуть в работу как можно быстрее. В этом им должны помочь, прежде всего, их напарники, к которым пока ещё неопытные воспитатели всегда могут обратиться за советом в любой непонятной ситуации. Но, к сожалению, я вижу то, что этого не происходит, так как молодые специалисты считают, что они всё знают сами, соответственно, помощь им не требуется.
При этом, я хочу добавить вот что: несмотря на всё, написанное мною выше, я ни в коей мере не умаляю важности и необходимости образования в целом, и для воспитателей в частности. Но, качество данного образования оставляет желать лучшего, так как образовательная программа (именно её теоретическая часть) не имеет ничего общего с тем, как на самом деле организована работа с детьми в дошкольных учреждениях. Единственное, что может хоть немного помочь молодым специалистам наработать необходимый опыт - это практика, но её, к сожалению, недостаточно.
Вывод: безусловно, мне, проработавшей в сфере дошкольного образования 12 лет, очень легко и просто рассуждать о том, что современные молодые специалисты ничего не знают и не умеют. На самом деле, я прекрасно помню, что я и сама когда-то была вот таким человеком, который только что пришёл работать в детский сад и вообще ничего не знал. Но я обладала (и со временем это никуда не делось) одним полезным качеством: здоровым любопытством. Я спрашивала обо всём, что мне было непонятно или вызывало недоумение. Даже в настоящее время я не уверена, что знаю всё о своей работе.
Сейчас же молодые специалисты, которые приходят на работу в дошкольное образовательное учреждение, считают, что они всё прекрасно знают, хотя на самом деле это не так. Зато результаты такой самоуверенности не заставляют себя ждать и они оказываются весьма не радужными, а даже совсем наоборот.
Единственное, на что остаётся надеяться в сложившихся обстоятельствах, так это на то, что пока молодой специалист нарабатывает опыт работы с детьми и родителями, он не сделает ничего такого, что будет иметь серьёзные последствия и что придётся долго исправлять.
А вот обещанная ссылка на статью:
А вы, уважаемые читатели, что думаете по этому поводу? Довольны ли вы качеством полученного образования? Работаете ли вы по основной специальности или нет? Какие у вас есть вопросы? Делитесь со мной в комментариях.
Если вам понравилась моя статья, пожалуйста, подпишитесь и поставьте лайк. Вам не сложно, а мне, как автору, очень приятно!
А тут я нашла для себя дополнительный источник дохода: https://dzen.ru/a/Zam7FbG-NBstnbMy