Найти в Дзене
СИНТЕЗ Студия

"Нам есть, что защищать"

Сегодня праздник, и мы поговорим «о чём-то бОльшем».
На интервью с нашими гостями в программе «Время Человека» мы почти всегда задаём один и тот же вопрос: «что есть Человек?». Ответы получаем очень разные, зачастую даже противоречивые (как и сам, собственно, человек), но стоит отметить, что они никогда не сводятся к набору определённых характеристик, хотя наши гости не прочь иногда пошутить на эту тему. В сущности же, обычно мы получаем ответы из цитат великих: «Человек это то, что должно превзойти» или «Человек это то, каким он хочет быть» или интуитивное «Человек является истинным, если стремится стать самим собой» и т.д. Во всех этих утверждениях не перечисляются анатомические и даже психические составляющие, не говорится, что человек состоит из «Оно; Я; Сверх-Я» или что человек есть сумма его потребностей. Но у этих довольно-таки туманных утверждений есть кое-что общее, а именно: что Человек – есть нечто большее чем он сам. И несмотря на парадоксальность этого тезиса, он весьма

Сегодня праздник, и мы поговорим «о чём-то бОльшем».

На интервью с нашими гостями в программе
«Время Человека» мы почти всегда задаём один и тот же вопрос: «что есть Человек?». Ответы получаем очень разные, зачастую даже противоречивые (как и сам, собственно, человек), но стоит отметить, что они никогда не сводятся к набору определённых характеристик, хотя наши гости не прочь иногда пошутить на эту тему. В сущности же, обычно мы получаем ответы из цитат великих: «Человек это то, что должно превзойти» или «Человек это то, каким он хочет быть» или интуитивное «Человек является истинным, если стремится стать самим собой» и т.д. Во всех этих утверждениях не перечисляются анатомические и даже психические составляющие, не говорится, что человек состоит из «Оно; Я; Сверх-Я» или что человек есть сумма его потребностей. Но у этих довольно-таки туманных утверждений есть кое-что общее, а именно: что Человек – есть нечто большее чем он сам. И несмотря на парадоксальность этого тезиса, он весьма близок к действительности, как, впрочем, и всё иное парадоксальное.

Тогда возникает другой вопрос, а что может быть в жизни Человека этим самым бОльшим?

Интуиция нам подсказывает, что выход за пределы себя возможен в случае присутствия значимого «другого». Мы – социальные существа, и природа устроила всё таким образом, что построение социальных ячеек — это наиболее безопасный способ сохранения жизни и её воспроизводства. То есть с эволюционистской точки зрения наличие «других» является наиболее стабильной стратегией продолжения жизни в будущем. Хотя, конечно, знаменитые этологи и биологи интерпретируют этот механизм как однозначно эгоистичный, направленный на сохранения собственных генов. Так оно в большинстве случаев и есть. Но, с другой стороны, есть сферы жизни, в которых преобладание эгоистического мотива в поведении натягивается как несчастная сова на глобус. Например, сфера религиозного или духовного служения, где человек оставляет мирские заботы и посвящает свою жизнь Богу. Сложно сказать, какой именно комплекс мотивов присутствует в данном случае, но интерпретировать их как однозначно эгоистические у здравомыслящего человека просто не поворачивается мысль.

Вообще тема Служения в нашем мире сейчас одета как-то в совсем неприглядные одежды… А порой принимает даже такие отвратительные формы в виде немалого числа извращений. Служение преподносится как рабская позиция, с соответствующими ритуалами унижения и доминирования. Служить (в современном мире) – нередко значит быть лохом и рабом. Но иногда и с этим трудно спорить, когда объектом служения выбираются поп-звёзды, онлифанс-модели, различного рода гуру с нарциссическими расстройствами личности и т.д. В этом случае и правда служение какое-то неправильное, и похоже что его делают неправильные пчёлы.
Но если мы говорим о Служении-здорового-человека, то первое, что мы увидим, это именно выход за границы себя и расширение до большей целостности. Можно предположить, что происходит это за счёт идентификации с превосходящими нас сущностями, которые не встречаются в нормальной повседневности. И вообще повседневность в таком случае воспринимается не как что-то независящее и отдельное от нас, а как поле реализации некоего плана, где мы являемся лишь маленькой частью этого плана, и наша задача прилежно и ответственно исполнять порученное нам. Приходит ли человек в храм, или раскладывает коврик на восток, или садится в лотос – в сущности, не так важно, ведь этим действием (при условии его искреннего исполнения, конечно же) он соединяет себя с невообразимо бОльшим, и как капля вмещает в себя весь океан.

Ну и последнее.
Говорят, что на войне не бывает атеистов. Родина и Отечество – это тоже сущности гигантского масштаба по сравнению с маленьким человеком. Поэтому вопрос только в том, готовы ли мы вмещать в себя эти великие сущности, и если нет, то не теряем ли мы при этом нечто большее? То, что способно защитить нас, но также и требует, чтобы мы защищали его.
А мужчине, кстати, всегда есть что защищать: женщину, семью, дело, Отечество, и своих Богов.

С Праздником, друзья!

(Авт. Леонид Миронов)
#СинтезЖурнал