В этой статье я попытаюсь вам объяснить, что вас ждёт на ВПР по химии, какие знания у вас должны иметься, а также узнаете про каждое задание, т.е. что в нём будет!
Сам ВПР лёгкий, если конечно же у вас есть хорошая база знаний по химии, написать его на высокий балл даже очень реально, нужно просто повторить парочку тем. Химия на всех экзаменах “хорошо балует”, потому что и на ВПР, и на ОГЭ, и на ЕГЭ ученикам будет предложена таблица Менделеева и таблица растворимости, что является очень хорошей шпаргалкой для успешной сдачи экзамена.
ВПР включает в себя 9 заданий, из которых 3 задания относятся к повышенному уровню сложности, а остальные 6 – к базовому. Максимальное количество баллов за работу – 36.
- 1 задание
В 1 задании вам будут представлены 3 картинки. Из них нужно выбрать одну, на которой изображено то, что можно представить в виде индивидуальной химической формулы, а из двух других нужно написать из чего состоит вещество на картинке. Само задание не сложное, просто в подпункте 1.2 обычно ученики теряются, так как не понимают что нужно написать. Приведу пример из задания указанного выше:
- 1.1. Ответ: 3 (в химии поваренная соль обозначается NaCl – хлорид натрия, это и будет являться индивидуальным химическим веществом. Эту формулу указываем в подпункте 1.2 рядом с Рис.3)
- 1.2. Ответ: Рис.1 Вода; H2O ( так как огурцы содержат в себе воду, то мы ее можем написать).
Рис.2 Железо; Fe ( консервная банка может содержат железо или олово Sn, оба ответа будут верны).
Рис.3 Хлорид натрия; NaCl
Чтобы выполнять задание 1 верно, нам нужно научиться описывать свойства веществ, называть соединения неорганических веществ.
- 2 задание
Во 2 задании нам тоже будут представлены 3 картинки, на которых будут изображены физические и химические явления, и нам как раз нужно выбрать рисунок, на котором представлена химическая реакция. Задание, как по мне, не простое, так как нужно уметь различать разные явления и описывать их условия протекания. В подпункте 2.1. нам нужно просто выбрать рисунок, изображающий химическую реакцию, и описать его, а вот в 2.2. нужно указать ее признак (на самом деле это очень легко). Рассмотрим выше предложенное задание.
- 2.1. Ответ: 3, при горении бенгальских огней происходит реакция, при которой образуются новые химические вещества (вот такое обоснование можно привести, кстати, фраза, выделенная жирным шрифтом является базой для этого подпункта, так как практически везде ее можно написать и получить максимальный балл.
- 2.2. Ответ: образование (излучение) света (если знаете ещё какой-нибудь признак, то пишите)
Таким образом, для выполнения 2 задания нужно уметь различать химические и физические явления и выявлять признаки, образующиеся в результате химической реакции.
- 3 задание
В 3 задании нам предстоит указать молярную массу представленных веществ. По-моему, первая часть этого задания очень лёгкая, нужно просто знать как находится молярная масса вещества (алгоритм приведу в решении задания). Во второй части задания может попасться какой угодно вопрос, например, нужно указать какой газ легче воздуха и объяснить почему или от какого газа следует спасаться на верхних этажах и дать объяснение, так что может попасться что угодно. Приведу решение задания 3
- 3.1 Как находить молярную массу?
1. Нужно определить из каких химических элементов состоит вещество.
2. Найти в таблице Мендеелева эти элементы и определить их атомную массу. (Атомная масса указана возле химического элемента).
3. Молярная масса – это сумма атомных масс каждого элемента:
NH3 – 14+1*3=17 г/моль (Так как в веществе 3 атома водорода, его атомную массу умножаю на количество атомов).
HCl – 1+35,5=36,5 г/моль (Хлор является исключением, когда мы записываем атомную массу других веществ, то округляем до целого, а хлор оставляем 35,5).
CO2 – 12+16*2=44 г/моль.
- 3.2. Ответ: 3, так как массу можно посчитать m= n*M (где n – количество вещества, M – молярная масса), и получается чем больше молярная масса, тем больше сама масса вещества, а так как у углекислого газа молярная масса больше всех, значит и сама масса вещества будет максимальной. (Либо можно пойти через закон Авогадро).
Отсюда можно понять, чтобы выполнить 3 задание нам нужно научиться определять молярную и молекулярную массы и раскрывать смысл закона Авогадро.
- 4 задание
В 4 задании нам предстоит “ угадать” два химических элемента, для этого нам дадут некоторые данные по каждому элементу. Обычно дают количество протонов или электронов, и уже исходя из их количества, по таблице Менделеева мы определяем название этого элемента. В данном номере главное понять как заполнять ответы. В колонке “Название химического элемента” мы должны вписать СЛОВАМИ химический элемент, иногда ученики могут написать его формулу (т.е. мы пишем, например, не Al, а алюминий). В колонке “Номер периода” мы пишем арабскими цифрами (1,2,3,4,…), а в “Номер группы” пишем римскими (I,II,III,…). В колонке “Металл или неметалл” думаю всё ясно, а вот “Формула высшего оксида” может вызвать трудности. Высшие оксиды – это оксиды, в которых металл или неметалл проявляет степень окисления, равную номеру группы (т.е. например высший оксид S будет SO3, в котором сера будет проявлять степень окисления, равную номеру группы).
Попрактикуемся на выше предложенном задании:
- 4.1. Мы должны знать, что количество электронов равно порядковому номеру, значит элемент A – это углерод, элемент B имеет порядковый номер в два раза меньше предыдущего – это литий.
- 4.2. По таблице Менделеева определяем в каком периоде и группе находятся данные элементы:
Получили: Углерод – 2 период и IV группа, а литий – 2 период и I группа.
- 4.3. По таблице определяем где находятся металлы, а где неметаллы. Обычно проводят линию Бор-Астат и справа находятся неметаллы, а слева – металлы, НО только для элементов ГЛАВНОЙ ПОДГРУППЫ!!! Получаем литий – металл, а углерод – неметалл.
- 4.4. Просто пишем формулу высшего оксида, то есть степень окисления элемента должна совпадать с номером группы: для лития – Li2O, для углерода – CO2.
4 задание легко выполняется, но главное уметь: называть химические элементы, объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева, составлять формулы бинарных соединений
Остальные 4 номера ВПР по химии можете найти у меня на странице “ВПР по ХИМИИ 2 часть”
Спасибо всем за прочтение, подписывайтесь, предлагайте свои идеи статей, а я, в свою очередь, буду пытаться их реализовать :)