Официально опубликован приказ Министра культуры и информации Республики Казахстан от 16 февраля 2024 года № 59-НҚ "Об утверждении Положения о показе рекламы в сети Интернет". Положение вступает в силу со 2 марта 2024 года.
Онлайн-реклама, размещаемая инфлюенсерами (блогерами) на коммерческой и (или) договорной основе, подлежит маркировке. Маркировка означает четкое указание на то, что размещенный контент является рекламным. Если реклама носит текстовый характер, маркировка осуществляется путем включения в контент одной из следующих формулировок
— «жарнама»;
— «жарнамалық материал»;
— «серіктестік материал»;
— «демеушілік материал»;
— «жарнама құқығында»;
— «демеушімен төленген»;
— «PR құқығында»;
— «реклама»;
— «рекламный материал»;
— «партнерский материал»;
— «спонсорский материал»;
— «на правах рекламы»;
— «оплачено спонсором»;
— «на правах PR».
Если реклама подается в аудио- или аудиовизуальном формате (например, Instagram Stories/Reels), маркировка осуществляется в начале рекламного сообщения.
Таргетированные объявления на онлайн-платформах маркируются автоматически, используя технические возможности платформы. Это означает, что таргетированные объявления не нуждаются в маркировке со стороны рекламодателя, поскольку маркировка осуществляется автоматически на платформе.
Не подлежат маркировке:
- Онлайн-реклама, размещенная на сервисах обмена мгновенными сообщениями (например, в мессенджерах Telegram, WhatsApp);
- Реклама теле- и радиопрограмм или их фрагментов, размещенная в аккаунтах теле- и радиоканалов на онлайн-платформах;
- социальная реклама.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Данные нововведения касаются авторов, распространяющих контент в Instagram, TikTok, YouTube и других платформах, способных распространять текстовый, аудио- и видеоконтент. Авторы Telegram-каналов пока не обязаны размещать рекламу, но это рассматривается как временное положение.