Всегда приятно (особенно в праздники!) знакомить вас с сильными и талантливыми творческими личностями, коих в нашей России, как и в Сурском крае, слава Богу, ещё хватает!
И сегодня гостья канала «Пензенские встречи» уже хорошо известная пензенцам как руководитель «Арт-пространства» в Доме Бадигина – Анастасия Суднева. К сожалению, не так давно, в связи с неожиданной передачей этого здания в собственность Института регионального развития, ей пришлось срочно решать классический русский вопрос – что делать? И, уже к счастью, она его успешно решила, – с 1 марта начинает работу новый в Пензе «Арт-объект»! Но – обо всём по порядку…
– Анастасия, расскажите о себе: своих интересах, творческих проектах, реализованных и только ожидающих своего воплощения в жизнь?
– Мои интересы с течением жизни всё более расширяются, потому что она подкидывает часто такие варианты и повороты, которые просто нельзя предугадать. Казалось бы, ты этого не планируешь, но ЭТО просто происходит. И, как правило, в такие моменты я рассуждаю таким образом: если мне даётся шанс попробовать что-то новое, то это стоит того! Ведь жизнь у нас одна, и считается, что в конце неё люди жалеют не о том, что они сделали, а о том, чего так и не успели, а ещё – о несбывшихся мечтах про всегда желанные путешествия.
И вот одна из таковых, – посмотреть мир, попутешествовать, потому что для меня очень важны новые впечатления. Ведь многие из них я получаю благодаря разным видам деятельности. Таким образом, например, меня в своё время занесло в Китай, где полгода работала. Потом неожиданно для себя устроилась работать в Саратовский оперный театр. Хотя я этого и не планировала, но ведь там задержалась на целых 2 года! Затем 4 года работала концертмейстером в классе хореографии, хотя это – вовсе не моя специальность и специфика, но мне предложили, я подумала – почему бы и нет?..
С Домом Бадигина было так же. Когда мне поступило предложение стать художественным руководителем арт-салона, согласилась, ведь уже были определенные соображения на этот счет, и я могла их воплотить в жизнь. Получится? – это уже второй вопрос. Ведь, к сожалению, в жизни не всё от нас зависит, и поэтому если выпадает какой-то шанс, то надо им воспользоваться. Причём, в это надо вкладывать и всего себя, ибо только тогда можно будет говорить о результате. Не секрет, что многие люди берутся за дело, но при первой неудаче говорят: это невозможно, и бросают его.
Вот именно с таким настроем я и взялась за арт-пространство. И не то, чтобы при первой неудаче «сложу крылышки» и скажу, что всё это слишком сложно. Ведь меня никто не учил маркетингу, никогда не занималась менеджментом, и я не знаю, как продавать и вести бизнес. Но ведь училась в консерватории и занималась музыкой, и знаю, как играть на фортепиано. Поэтому сейчас много чего изучаю, дабы арт-пространство вообще могло бы существовать, ибо бизнес – это дело сложное. А уж бизнес в сфере искусства – дело сложное вдвойне! Особенно в нынешнее, такое неспокойное время. Но при этом я понимаю, что это искусство просто необходимо людям, и если этого не будет в нашей жизни, то все мы обречены. Как в масштабах города и страны, так и всего человечества. Потому что культура уходит в такую глубь времён. Ведь началась она ещё с наскальных рисунков, которые делали древние люди из простой потребности что-то создать, сделать что-то красивое. В этом заключается и сама идея арт-пространства – сделать что-то красивое! Разумеется, в силу наших возможностей, которые порой весьма ограничены, но денег в это вложено уже немало, и мы стараемся по максимуму…
– Что получилось, а что нет – в арт-галерее Дома Бадигина?
– Если говорить о том, что мне удалось реализовать, то это касается отдельных мероприятий, потому что работа в Доме Бадигина никогда не было моей структурой, так как это филиал Картинной галереи, а там руководит её директор – Кирилл Владимирович Застрожный. Я была лишь куратором. Хотя, разумеется, львиную долю работы в этом выполняла сама. Поэтому назвать это чисто своим проектом не могу. Это то место, которое я смогла «раскрутить» за 2 года пребывания на посту куратора. Остальные мои проекты – музыкальные или театральные, – это всё, что ставилось на сцене филармонии, и что я вывозила в другие города.
Ну, и очень хороший проект – это дуэт, который мы создали с моим партнером по арт-пространству, – барабанщиком Денисом Долбановым. Называется он «драм-пиано», и очень популярен сегодня. Мы играем классику в авторской обработке, сами пишем музыку. Ведь в целом сам дуэт барабанов и клавишных весьма необычен, и считается не совсем полноценным. Потому что уже привычно нам «триединство» – клавишных, барабанов и бас-гитары. Мы просто отказались от третьего элемента, тем самым дико осложнили себе задачу, но именно эта сложность меня и привлекает. Ведь говорят же, – это невозможно, это не работает. И тут мне хочется сказать – а вы пробовали, вы знаете, о чем говорите? И я пробую, и пока всё получается…
В принципе, с арт-пространством «Чёрный рояль» у нас такая же история. Мы только начинаем, и я думаю, что совершим все возможные попытки для того, чтобы Пенза стала обладателем нового места притяжения. И не важно, что оно не находится в центре города, скажем, на престижной площади в 500 кв метров с евроремонтом и шикарным входом, здоровенной парковкой и т.д. Ведь «очень легко играть, когда у тебя сильная карта». Эту фразу я впервые услышала в фильме «Блеф» с Адриано Челентано. А ты попробуй, и разыграй две паршивых карты! Мы сейчас, не имеем на руках этих сильных карт (то есть денег, спонсоров и площадки, где мы являемся собственниками помещений), ведь мало кто готов сегодня вкладывать собственные средства в дело, которое может и не «выгореть». Но мы верим в то, что это действительно людям нужно! Ведь эта история направлена на помощь музыкантам, художникам и другим творческим людям, чтобы они могли реализовывать свои таланты. Важно им вернуть ту площадку, которая была ранее в Доме Бадигина, но прекратила своё существование…
Это вообще удивительная история! Когда уходила, я передала все запланированные мероприятия, которые были расписаны в планах до и после Нового года. Оставалось лишь позвонить людям и сказать, что всё в силе, мол, мы продолжаем работу с вами. Но почему-то этого не произошло. В итоге – с начала октября в Доме Бадигина прошло всего два мероприятия. Сейчас – конец февраля. Получается так – ушел человек, и всё дело просто умерло. Правда, тут есть нюанс, – Дом Бадигина сегодня не принадлежит картинной галерее, и все предыдущие планы ни во что не вылились. Так я поняла, что со сменой собственника приходит и смена деятельности. Что там будет дальше, уже не знаю.
– Какие планы в преддверии открытия вашего нового салона?
– Я бы очень хотела, чтобы наш «Чёрный рояль» постепенно обрел подобную творческую атмосферу, которую удалось создать в Доме Бадигина. Там ведь мы организовали около двухсот культурных мероприятий, это – выставки, концерты, спектакли, различные творческие встречи. А из нереализованных задумок, – Бадигинский фестиваль, который должен был объединить под крышей одного Дома все виды искусства в течение трёх дней. К сожалению, из-за закрытия и прекращения работы провести его так и не удалось. Очень хотелось бы реализовать наши фестивальные программы уже в «Чёрном рояле».
В наших планах, например, организовать фестиваль джазовой музыки. Конечно же, не в таких широких масштабах, как, например, «Джаз-Май» или «Кошкин Джаз» (второй из них состоялся прошлым летом). Но три вечера джазовой музыки с приглашением местных музыкантов и последующими джем-сейшнами, – очень хотелось бы провести.
Далее – сделать подобный фестиваль классической музыки, или театральный. Хотелось бы также продолжить традицию декабрьских вечеров, которые в Пушкинском музее в Москве проводятся уже много-много лет, а создателем её стал великий пианист Святослав Рихтер. В предновогодние дни такие концерты проводятся именно в музее. Такое объединение мне кажется очень гармоничным. Странно, что в Пензе эту традицию музыкальных предпраздничных вечеров никто ещё не реализовал!
Хотелось бы наладить работу со школьниками, ведь просвещать нынешнее молодое поколение – одна из ключевых задач. Они должны разбираться и в искусстве, а не только в точных науках. Не всё же можно охватить на уроках музыки в общеобразовательной школе. Опять же, побывать рядом с артистами, вместе пообщаться. Увидеть музыкальные инструменты, подержать их в руках… Потому мы и стараемся сделать наше арт-пространство более доступным, близким и даже домашним. А спектр его творческой деятельности настолько широк, что только успевай придумывать!
Загвоздка порой получается в оперативном привлечении зрителей и слушателей. Здесь, конечно же, нужны помощники. В Доме Бадигина я столкнулась с определенными трудностями в этом, когда практически всё приходилось делать в одиночку. Правда, была и замечательная помощница – смотритель Ирина Куликова, но чисто по делам самого арт-пространства. А вот что касалось его развития, пиара, – всё это было только на мне. И если бы штат сотрудников был большим, работать стало бы проще и удобнее.
Ну, а сейчас, вдвоем с моим партнёром Денисом Долбановым мы постараемся сделать очень интересное и привлекательное место в Пензе для зрителей, возможно, и гостей нашего города. И главная цель – сделать искусство ближе и доступнее, как для исполнителей и художников во всех смыслах этого слова, так и для слушателей. И если, приходя в госучреждения, мы сталкиваемся с некоторыми сложностями (для организации концертов или спектаклей в той же филармонии или театре нужны очень большие деньги!), и не каждый артист сможет себе это позволить, то у нас же всё это будет куда доступнее. Тем более, наш «Чёрный рояль» станет разножанровым, и каждый выберет что-то для себя по вкусу. У нас можно будет и проводить отчётные концерты, семейные праздники, торжества, выпускные вечера и т.д. Зал обладает для этого всеми техническими возможностями – звуковой, световой и мультимедиа-аппаратурой. Сейчас у нас 60 посадочных мест, но к лету планируем их количество довести до ста. Есть помещение для гримёрной и комната отдыха. Можно будет также проводить и танцевальные вечера, и мастер-классы.
– Интересно, а какова ваша заветная мечта?
– Нет у меня заветной мечты, потому что жизнь наша проходит в текучем состоянии... Например, в 5 лет твоей мечтой, например, является получение «Сникерса», который есть у твоей соседки. В 17 лет ты мечтаешь понравиться привлекательному парню. В 25 лет у тебя амбициозные планы – стать крутым исполнителем, получающим кучу контрактов по всему миру!.. Не бывает ведь такого, чтобы какая-то глобальная мечта как-то довлела над всей твоей жизнью. Хотя, наверное, я больше говорю о целях, а мечта – это что-то более эмоционально окрашенное. Цель – это реально достижимая задача. Наверное, моя мечта – прожить эту жизнь так, чтобы в конце неё об этом не жалеть, и сказать: блин, всё это было так здорово! Чтобы всё тебе удалось в этой жизни сделать, и не в чем было себя упрекнуть, стараться находиться в гармонии с самой собой. Время всё поставит на свои места…
Сейчас же я делаю свой новый проект и получаю от этого колоссальное удовольствие. Пусть это очень сложно и чрезвычайно затратно, но для меня это и определенный личностный рост. И если у меня есть возможность постоянно что-то изменять в жизни, и тем самым приносить людям пользу, то я буду стараться это делать.
– Нет ли в планах проектов, которые раздвинут их творческие рамки за пределы Сурского края?
– Это как раз фестивали, о которых я упомянула ранее, ибо мы будет приглашать самых разных исполнителей. А в целом, – это расширение наших связей, приглашение гостей из других городов. Над этим буду работать, и искать новые возможности для реализации гастрольных проектов.
– Что ж, мне остаётся пожелать успешного воплощения в реальность всех-всех ваших творческих планов и поздравить вас с новосельем! Надеюсь, «Чёрный рояль» станет популярнейшим местом культурного отдыха пензенцев и гостей нашего города!
– Спасибо, Олег!