Найти тему

Оживший пароход. На нём нашли даже бутылки с молоком 4,6-процентной жирности

Оглавление

Собкор «7 секретов» в Москве был приглашен на творческую встречу с создателями уникального документального фильма "Пароход времени". Впервые в истории дайверы использовали подводное сканирование.

Так выглядел пароход. Стоп-кадр фильма. Фото из архива "7 секретов"
Так выглядел пароход. Стоп-кадр фильма. Фото из архива "7 секретов"

С помощью трехмерной графики затем было воссоздано на экране старинное судно "Валаамский монастырь", затонувшее в крупнейшем в Европе пресноводном Ладожском озере во время Советско-финляндской войны.

Любознательные исследователи Мирового океана нашли его пять лет назад — в 2019 году — в Большой Никоновской бухте. Он затонул 22 января 1940 года после бомбежки.

От него целым остался лишь один остов. Однако с помощью современных компьютерных технологий удалось «оживить» корабль, который предстает перед изумленными зрителями в своем первоначальном облике.

Молоко со дня озера. Стоп-кадр фильма. Фото из архива "7 секретов"
Молоко со дня озера. Стоп-кадр фильма. Фото из архива "7 секретов"

Бутылки с молоком

Как рассказал руководитель орловского клуба подводного плавания "Диво" Сергей Куликов, Ладожское озеро называют кладбищем кораблей. В его водах погибли даже не сотни, а тысячи и тысячи всевозможных судов.

А все потому, что тут много скалистых островов. В непогоду ничего не стоит напороться на коварные камни, спрятанные под водой. "Валаамский монастырь" был построен в Швеции еще в 60-е годах XIX века, то есть полтора столетия назад.

А в 30-е годы уже прошлого века, перед самой Второй мировой войной, он был куплен для знаменитого Валаамского монастыря, в честь которого судно и назвали.

Мужская обитель расположена на далеких островах Валаамского архипелага в Карелии. Чтобы попасть в «Северный Афон» (так называют православную обитель), нужно преодолеть немалое водное пространство.

Изучению затонувшего "Валаамского монастыря" дайверы посвятили несколько масштабных экспедиций. Энтузиасты расчистили каркас, забрали из внутренних отсеков хорошо сохранившиеся предметы - фонари, серебряную ложку, мясорубку и даже бутылки с молоком.

Все это передано в местный музей. К счастью, в архивах нашлись исторические фотографии, схемы и другие документы. Это позволило создать вполне реальную трехмерную модель парохода, который стоит под водой на киле. То есть после его уничтожения он попросту погрузился на дно.

Стоп-кадр фильма. Руководитель орловского клуба подводного плавания "Диво" Сергей Куликов.
Стоп-кадр фильма. Руководитель орловского клуба подводного плавания "Диво" Сергей Куликов.

Случайная находка

- А как вам удалось обнаружить судно? Ведь видимость в Ладожском озере не ахти какая...

- Мы проводили в Большой Никоновской бухте тренировочные погружения.

И в крайний день одной из экспедиций дайверы с помощью гидролокатора бокового обзора, установленного на нашем экспедиционном судне, на глубине 15 метров случайно обнаружили некий подводный объект.

Он не был отмечен ни на одной местной карте. Как оказалось, это судно. Причем историческое.

- За годы пребывания в воде оно сильно подпорчено водой?

- Тут все относительно. По сути, речь идет о подводном холодильнике. Сохранность в соленой воде намного хуже. Если бы «Валаамский монастырь» находился, скажем, в Красном море, то давно бы уже превратился в обросший кораллами и ракушками подводный риф без всяких опознавательных знаков.

Кстати, о бутылках с молоком. Сделали анализ. Жирность оказалась 4,6 процента.

Когда мы погрузились, сразу было видно, что на борту произошел пожар. Видимо, он начался после того, как корабль был атакован. Тем не менее многие помещения сохранились. В них можно заплавать.

Стоп-кадр фильма. Видеооператор Андрей Павлов. Фото из архива "7 секретов"
Стоп-кадр фильма. Видеооператор Андрей Павлов. Фото из архива "7 секретов"

Могут быть обрушения

Правда, как в свою очередь отметил видеооператор Андрей Павлов, необходимо соблюдать предельную осторожность, поскольку возможны обрушения. Кроме того, видимость очень плохая, поскольку дно в Ладожском озере илистое.

- Вода мутная. И стоячая. Одно неловкое движение - и со дна поднимается грязь. Или с каких-то окружающих предметов. Поскольку подводных течений там практически нет, то приходится долго ждать, пока вся эта муть прояснится.

Кроме того, под водой очень темно. Уже на глубине шести метров наступает абсолютная темнота. Как водичка? Холоднющая! Даже летом на дне температура не превышает 6-7 градусов.

Впрочем, дайверам еще повезло, что пароход находится у берега, ведь на озере есть участки, где глубина доходит до 320 метров. Недаром Ладогу называют Карельским морем.

Конечно, если бы «Валаамский монастырь» затонул на глубине, то его наверняка бы до сих пор не обнаружили. А если бы даже и нашли, то добраться до него было бы гораздо труднее.

А так, речь идет о "подводном музее" на Валааме, который запросто можно посетить. Многие дайверы хотят увидеть историческое судно своими глазами.

Карта Валаама. Из архива "7 секретов". Фото из архива "7 секретов"
Карта Валаама. Из архива "7 секретов". Фото из архива "7 секретов"

Целый город

Валаамский монастырь называют целым городом на островах. Во времена Российской империи он очень бурно развивался. В XIX веке в обители постоянно жили несколько сотен человек.

Работали десятки различных производств. Для снабжения и перевозки грузов по воде нужен был соответствующий транспорт. Если поначалу ходили небольшие лодки, то потом потребовались плавсредства с уже приличным водоизмещением.

Один безымянный богатый столичный купец из Санкт-Петербурга подарил монастырю первый пароход. Потом приобретались даже суда ледокольного класса, чтобы навигация не прекращалась и в зимнее время.

Внутри монастыря сновали небольшие суденышки, которые передвигались между островами архипелага. Большую часть экипажей составляла братия. В начале XIX века туризм в Российской империи активно развивался.

Путь из столицы на Валаам в зависимости от погоды составлял от 3 до 7 дней. Многие мечтали побывать в святом месте. Ежегодно приезжали десятки тысяч паломников. Конечно, сегодня флот уже современный.

По Ладоге ходят комфортные скоростные пассажирские суда. Сейчас в монастырь ежегодно приезжают свыше 100 тысяч туристов. Их количество только увеличивается. А значит, растет и флот, в том числе самой обители.

Обитель с высоты птичьего полёта. Фото из архива "7 секретов"
Обитель с высоты птичьего полёта. Фото из архива "7 секретов"

Подводные планы

Как выяснилось, энтузиасты из клуба подводного плавания "Диво" ведут и другие проекты по обследованию глубин. Так что планов на будущее предостаточно.

А не так давно у берегов Камчатки они напали на след бригантины "Юнона", известной благодаря рок-опере знаменитого советского композитора Алексея Рыбникова «Юнона» и «Авось». Деревянное судно разбилось в 1811 году. Точное место крушения было неизвестно.

Однако пытливые подводные исследователи все же вычислили его по воспоминаниям управляющего Российско-Американской компании Кирилла Хлебникова и вскоре нашли первый фрагмент знаменитого судна.

А в ходе последующих погружений были найдены некоторые предметы, которые энтузиасты выставили в музее дайвинга в Орле. Члены клуба основали его лишь в прошлом году.

Понятное дело, число экспонатов будет только увеличиваться. Что ж, успехов во всем!