Двухэтажный деревянный домик в Усть-Славянке можно принять за зоомагазин, не находись он на краю города. За дверями гостей любопытными глазенками сквозь пластиковые стенки и прутья встречают 140 хомяков и десяток морских свинок! Здесь живет крупнейший в Петербурге приют для брошенных хомячков.
ФЭНШУЙ И ШВЕДСКИЙ СТОЛ
Сказать честно, на пороге мы готовились зажимать носы: все же сотня грызунов в одном месте… Однако в хомячьем «детсаду» оказалось чисто, тепло и без лишних запахов. В специально арендованном доме живут исключительно грызуны, и у каждого своя уютная комната. Правда, измеряется она не в «квадратах», а в витринах или стеллажах. Весь секрет в том, говорит владелица приюта, чтобы содержать хомяков по уму.
- Люди заводят их детям как игрушку или чтобы показать смерть или даже размножение. Покупают маленькую клеточку. Хомяк - животное норное, ему нужно хотя бы 10 сантиметров опилок. В маленькой клетке зарыться некуда, поэтому хомяк все разбрасывает, грызет прутья. В маленьком колесе ему бегать больно - изгибается спина. А в правильных условиях хомяк не шумит, не пахнет, не грызет - идеальное спокойное животное, - улыбается Дарья Акимова.
Ухаживать за всей оравой малышей не так уж трудно, говорит девушка. Туалетный уголок достаточно вычищать раз в пару недель, как и просеивать в купалках песочек. Каждодневная уборка для хомяка - стресс, так что генеральную чистоту в комнатках Дарья наводит только после смерти хомячка или его переезда в новую семью. Чего не скажешь о морских свинках, живущих в соседней от хомяков комнате. Эти грызуны делают мокрые делишки беспорядочно, да еще и выпивают пол-литра воды в день на каждого. Чистюлями их назвать сложно, так что компанию свинкам часто составляют мухи.
Бытовой фэншуй каждый хомяк наводит как хочет: у одного сдвинут домик, второй сгреб в кучу опилки для сна, третий перевернул поилку. Расписание у грызунов тоже разное: пока полколлектива видит десятый сон, остальные занимаются фитнесом в колесе, пьют, едят, умываются. Или рассматривают гостей - парочке бодрых малышей мы лично пожали лапки.
Если с уборкой можно повременить, то кормежка - дело ежедневное. Накормить каждый из 140 ртов Дарья в одиночку успевает за 3-4 часа. Корма замешивает сама из неочищенного зерна, бобовых, сушеных овощей, цветов и насекомых. Вот банка для карликовых хомяков, склонных к диабету, - тут более диетическое зерно. Вот для сирийских - покалорийнее, с кусочками сушеной сладкой кукурузы. Белок хомяки получают из яиц, несоленого вареного мяса и рыбы, творога. Маленьких и пожилых грызунов Дарья балует детскими пюре и кашками. Пару раз в неделю хомячий «детсад» получает шведский стол из свежих овощей и фруктов. И каждый тянет в бездонные щеки именно то, что душа пожелает.
ПУШИСТАЯ РЫБКА
Дарья Акимова стала хомячковой «мамой» восемь лет назад. Судьба связала девушку с животными в университете - и нет, не на ветеринарном факультете. Будущий дизайнер смастерила плакат для кошачьего приюта и познакомилась с его волонтерами. И завязалось: сначала дизайнерская помощь, потом первая кошка, взятая на передержку. Даша еще и волонтерила, помогая пристраивать брошенных декоративных крыс. Однажды наткнулась на квартиру сумасшедшей заводчицы. Чужое жилье кишело сотней хомяков и сотней кроликов. Пришлось брать малышей на себя.
- Тогда я случайно вышла на белгородский хомячий приют и стала их филиалом в Петербурге, - говорит она, - а 2,5 года назад создала уже свое сообщество. В России нет адекватного приюта по хомякам. Только по крысам, морским свинкам, шиншиллам, песчанкам. Были крупные в Белгороде и Москве, оба закрылись, были два небольших в Петербурге. Других вариантов у меня просто не оказалось. Если я не буду ими заниматься, то кто будет?
Сейчас девушка отдает все свое время хомячьему «детсаду». Сюда спасеныши приезжают со всей России. На момент нашей встречи из Москвы ехали три грызуна, найденные в закрытой банке на помойке. Гостят у петербурженки щекастики из Ленобласти, Крыма, Ростовской и Псковской областей, Краснодара, Воронежа. Приезжают единицами, парами и даже десятками, если оказались жертвами «черных заводчиков». Блондинка Лейла долго жила в тесной клетке и кусалась в ответ на любые прикосновения, персиковый Лаки страдал от клеща. Пеструю Оливку нашли в кустах у многоэтажки с изуродованной опухшей лапой, четверо неназванных братцев были обезвоженными и исхудавшими до костей, но всех выходили, а троим уже нашли дом.
Собственный домашний зоопарк у петербурженки куда скромнее. Четыре собаки, две кошки, несколько морских свинок и хомячий филиал приюта численностью 15 штук.
На вопрос, что будет, если вдруг двухэтажный домик переполнится грызунами, девушка с улыбкой отвечает: «Просто арендую дом побольше». Потому что маленький хомяк - это все еще жизнь, которая представляет ценность.
СКАЗАНО!
Дарья Акимова:
- Хомяк - как рыбка в аквариуме. Он подходит человеку-созерцателю, которому не нужно общение - понаблюдал, как бегает в колесе, и все. Хотя бывают хомяки, которые привыкают к голосу человека, берут вкусняшку с руки.
КСТАТИ
Помочь приюту рублем можно в его официальной группе «Невский хомячок». Приют существует только на добровольные пожертвования.
Автор: Арина МИФТАХУТДИНОВА