Найти тему
VK Play

Русские военачальники, которые бы отлично смотрелись в играх

Оглавление

Изгнание персов, танковый рейд на аэродром и другие подвиги российских генералов

Еще со времен Ивана Грозного Россия прославилась как сильная военная держава. Военная история русских богата на события и имена — и кроме Жукова или Кутузова было немало других военачальников, менее известных. Давайте попробуем вспомнить несколько примеров, которые бы органично вписались в игровые сюжеты.

Против персидских полчищ

Павел Карягин в 1773-м году вступил в армию рядовым, но во многочисленных боях и походах дослужился до полковника. Главные сражения в жизни этого бесстрашного человека произошли летом 1805 года, когда Россия вела активную экспансию в Закавказье. Там находились две затухающие империи — Персидская и Османская, — а Петербург был молодым хищником, отгрызавшим от дряхлеющих оппонентов все новые и новые куски.

Но даже если вы обошли оппонентов при игре в Civilization, это не гарантирует защиту от опасных ситуаций. После обширных завоеваний в Закавказье к началу XIX века русские обнаружили, что у них в регионе не так уж и много сил. И войска растянуты по широкому пространству.

В этот период очень некстати случилась война с революционной Францией. Еще не то судьбоносное противостояние 1812 года, но силы и внимание отвлекало. Поэтому генерал Цицианов, командовавший войсками в Закавказье, оказался в сложном положении. Персы, почуяв момент, собрали большую армию и двинулись на новые русские земли, чтобы вернуть утерянное.

Они вошли в Карабах и после чреды стычек прижали в Шуше русский батальон. На помощь ему 3 июля 1805 года был отправлен отряд Павла Карягина численностью чуть менее пятисот человек — батальон егерей, рота пехоты и две пушки.

Но до Шуши Карягин не дошел — 6 июля его отряд столкнулся с персидской конницей. Противник многократно превосходил числом — вначале русским противостояло около трех тысяч персов. А когда на следующий день подтянулись основные силы, дошло и до двадцати тысяч.

-2

Атаки неприятеля отбивали, выстроив вагенбург — полевое укрепление из соединенных цепями походных повозок. Благодаря этому способу получалось сдерживать конницу еще во времена Ивана Грозного. Но у персов была артиллерия. Обстрелы вместе с частыми налетами кавалерии приводили к серьезным потерям.

Сам Карягин отлично понимал, что рано или поздно противник возьмет верх. И в голове полковника созрел запредельной наглости план. Прижатые конницей пехотинцы должны были захватить находящуюся неподалеку крепость Шах-Булах. Ночью русские, чтобы отвлечь внимание врага, оставили в лагере костры. А сами тихо ушли.

На следующий день крепость была взята внезапным и решительным штурмом. Шокированные персы опомнились и осадили крепость. Вскоре о себе дал знать недостаток провизии у русских. Наследник шахского престола Аббас-Мирза предложил Карягину сдачу и переход на персидскую службу на очень хороших условиях.

Тот сделал вид, что согласен, но попросил время подумать. Вместо размышлений полковник при помощи местных лояльных проводников отправил по горным тропам гонца к Цицианову. Тот собрал войска и готовился прийти на выручку, но надо было как можно дольше продержать персов подальше от Тифлиса — главного центра русских на Кавказе и Закавказье.

Карягин сидел в Шах-Булахе, а персы думали, что тот никуда не денется. Но русские вновь провернули трюк с ночной вылазкой и выскользнули из капкана.

Симпатизировавшие России местные жители рассказали о крепости Мухрат, в которой не должно быть персов, но в наличии провизия. Карягин умело организовал марш, отбивая атаки неприятеля, и успешно достиг твердыни. Гарнизона в ней и правда не оказалось.

Рейд Карягина на картине Франца Рубо. Во время одного из маршей под персидским натиском солдаты соорудили «живой мост», чтобы быстро переправить артиллерию, которая потом спасала им жизни.
Рейд Карягина на картине Франца Рубо. Во время одного из маршей под персидским натиском солдаты соорудили «живой мост», чтобы быстро переправить артиллерию, которая потом спасала им жизни.

Вскоре подошли основные силы во главе с Цициановым. Персы были разбиты превосходящей армией и бежали, передумав отвоевывать Карабах.

История Карягина могла бы послужить отличной основой для игр разных жанров и даже известных серий. Например, Assassin's Creed — XIX век, далекие южные земли, экзотические персы, стойкие русские войска. Или что-то вроде Civilization — пошаговая стратегия о противостоянии империй в Закавказье.

Замирить неспокойные горы

Еще лучше серии Civilization подходят действия генерала Алексея Ермолова, первым нашедшего способ замирить Кавказ — сложный и разнородный регион с междоусобными конфликтами различных горских общин. Правда, самому Ермолову довести дело до конца не позволили, но его методы отлично показали себя в руках преемников.

Из-за раздробленности Кавказа нельзя было разбить войско главного феодала, принять его в свое подданство и разом навести порядок в регионе. Специфические условия делили местность на множество участков со своим хозяином в каждом. До прихода русских единой власти на Кавказе не было — даже под властью Персидской или Османской империй контролировались эти земли очень слабо.

Алексей Ермолов
Алексей Ермолов

Кроме того, местные племена активно практиковали набеговую экономику. Обычное дело — устроить лихой рейд, захватить ценности и рабов, а потом скрыться в горах. А оттуда уже не достанешь — искусством засад и партизанщины горцы владели в совершенстве.

Вдобавок ландшафт позволял оборонять ключевые точки малыми силами — засевший в родовой башне в узком проходе между скалами стрелок мог сдерживать отряд в сотню человек.

Русские поначалу тоже не понимали специфику региона и думали обойтись малыми силами. Показательно разбив нескольких царьков, они принялись одаривать других местных вождей, но подлинной верности такая политика не принесла. Принимая дары, горцы продолжали грабить всех, кто не мог себя защитить.

Подход изменился с прибытием на Кавказ в 1816 году ветерана наполеоновских войн — генерал-лейтенанта Алексея Ермолова. Речь о том, чтобы кого-то прикормить или умаслить, больше не шла.

Ермолов строил укрепления и создавал широкие просеки у важнейших дорог — чтобы никто не мог внезапно напасть из леса. Он наладил разведку и всегда знал, какое поселение особенно отличилось в грабеже. Такому аулу ставился ультиматум под угрозой применения артиллерии и силового захвата.

Как подключить две пары наушников к смартфону

Генерал-лейтенант был не чужд и тактической хитрости. Во время одной осады он оставил на ночь на видном месте пушку без охраны. Видя такое добро, горцы устроили ночную вылазку. Но когда враг подошел к орудию, то был встречен залпами и понес большие потери.

Когда в России воцарился Николай I, Ермолова заподозрили в симпатиях к декабристам и убрали с Кавказа, заменив генералом Иваном Паскевичем. Тот был больше занят войнами с Турцией и Персией, а его последователи окончательно позабыли ермоловскую систему.

Просеки заросли, укрепления обветшали, никто обладал достаточным политическим весом, чтобы убедить Петербург выделить необходимые для подчинения региона силы. Русские потерпели несколько обидных поражений вроде «Бисквитной экспедиции» в аул Дарго.

В лучшем случае войска гонялись за лидером мятежников Шамилем и теряли людей в кровопролитных штурмах. Шамиль ускользал, бунт не утихал.

Набег горцев
Набег горцев

Когда в Петербурге наконец решили взяться за регион всерьез, войска наконец принялись действовать по системе Ермолова. После длительной кампании под руководством князя Барятинского край удалось замирить, к осени 1859 года Шамиль был взят в плен.

Сам Ермолов славился принципиальностью, работоспособностью и неуживчивостью. Этот генерал мог «расшевелить» любое чиновничье болото. Военные таланты и кампании генерала могли бы лечь в основу исторической стратегии, посвященной боевым действиям на Кавказе в эпоху Российской империи. С продвинутой дипломатической системой, которая бы учитывала переменчивость союзов и все противоречия в регионе. Задачей игрока было бы взять край под полный контроль за десяток-другой игровых лет.

Прорвать фронт!

Первая мировая стала по-настоящему большой индустриальной войной. В ней принимали участие огромные армии из миллионов человек. И все эти войска вгрызглись в землю — это была борьба на истощение. Оборона в то время была сильнее наступления — любые попытки прорыва захлебывались под артиллерийским и пулеметным огнем. Даже в случае успеха уставшие штурмовики выбивались контратакой свежих сил противника.

Попытка взять одну траншею превращалась в сложнейшую операцию. Что мешало прорвать фронт? Не только пулеметы, колючая проволока и окопы, но и железные дороги. Они позволяли быстро перебрасывать большие силы для быстрых и успешных контратак, которые не давали врагу развить наступление.

К началу Второй мировой будут созданы сбалансированные моторизованные подразделения для прорыва фронта. Они научились развивать успех быстрее, чем противник мог реагировать. Но до тех пор сломить оборону противника было крайне сложно.

Алексей Брусилов
Алексей Брусилов

На Восточном фронте Первой мировой это смог сделать русский генерал Алексей Брусилов. Успешная атака на австро-венгров летом 1916 года стала неожиданностью даже для многих русских генералов. Никто не ждал больших результатов от будущего Верховного главнокомандующего — по плану его наступление было отвлекающим.

Войско Брусилова перед наступлением превосходило противника в живой силе всего в 1,5 раза, а артиллерией и вовсе уступало в пропорции 3,5 к 2. В условиях Первой мировой надеяться на успех даже не приходилось. Генерал понимал это и придумал нестандартный подход.

Вместо отвлекающих атак, прикрывающих один главный удар, Брусилов бил с одинаковой силой сразу на множестве участков фронта. Противник не успевал сообразить, куда отправлять резервы. В результате силы неприятеля не смогли сдержать наступление.

Трофейная артиллерия
Трофейная артиллерия

Результат был ошеломляющим. Полная паника и четыреста тысяч пленных с австро-венгерской стороны. Но Брусилову не хватило сил, чтобы развить этот успех, поэтому стратегического крушения Австро-Венгрии не произошло — благодаря германским войскам противнику удалось выстоять. Но генерал в любом случае смог сделать больше, чем большинство других русских военачальников.

«Брусиловский прорыв» может сам по себе стать игровой механикой. Представьте игру, в которой вы командуете фронтом из штаба, и главная задача — распределить силу атак по разным направлениям с учетом логистики и особенностей войск. Автор этого материала в такое бы точно поиграл.

Красное рождество

Танковое наступление на германский аэродром в станице Тацинская в декабре 1942 года было очень похоже на кавалерийские атаки времен Гражданской войны вроде знаменитого конного рейда казачьего генерала Мамантова. Там находились сотни самолетов Ju-52 — трехмоторных «Тетушек Ю», которые снабжали боеприпасами, продовольствием и медикаментами 6-ю армию Паулюса, к тому времени окруженную в Сталинграде.

Василий Баданов
Василий Баданов

Задача разгромить немецкую авиацию на земле выпала 24-му танковому корпусу Василия Баданова. Генерал-майор прошел Первую мировую и Гражданскую войны, но развивался как пехотный командир. В межвоенное время на курсах усовершенствования комсостава он стал танкистом и к концу 1942 года имел огромный опыт в этой сфере.

Пять тысяч человек, полторы сотни танков, грузовики для быстрой переброски пехоты и «Катюши» для поддержки — в приволжских степях при сильно растянутом фронте этого было достаточно, чтобы устроить врагу очень неприятный сюрприз. Рейд Баданова был начат 19 декабря.

Разбросанные по степи гарнизоны сминались танками и прикрывающей их мобильной пехотой. По пути корпус брал пленных и трофеи. Аэродрома русские войска достигли незадолго до католического Рождества — утром 24 декабря.

Преодолевая сопротивление, танки ворвались на аэродром. Экипажи транспортных самолетов и бомбардировщиков в ужасе пытались улететь, но нельзя взять и за десять минут поднять в воздух сотни самолетов. Танкисты устроили настоящий разгром германской авиации. Без транспортных самолетов пойманный в Сталинградский котел Паулюс не мог продержаться долго.

Лучшие исторические стратегии

Василий Баданов и его рейд — это история, подобную которой геймеры видели в Medal of Honor: Allied Assault, когда рейдеры SAS на внедорожниках Wyllis MB ворвались на аэродром бомбардировщиков в Северной Африке. Также атака на аэродром у станицы Тацинская могла бы стать одной из миссий в условной Sudden Strike. Или стать сражением в «Мире Танков».

Российская военная история чрезвычайно богата. Сильнейшие тяготы и блистательные победы — в ней есть все как для драм, так и для трагедий. Это эпическое полотно можно использовать для создания самых разных видеоигр, которые понравятся геймерам как в России, так и за рубежом.