Иногда кажется, что в жанре ужасов уже было показано все, и каждый новый фильм - лишь повтор предыдущих идей. Однако в этой статье я нашёл фильм, который не просто имел огромный потенциал создать новые концепции всего жанра, но и смог предложить оригинальные идеи. Да что там: фильм "Кошмары" 2020 года - один из самых интересных и стильных, что удавалось посмотреть за последнее время среди множества картин.
Режиссёр фильма Энтони Скотт Бёрнс, который также является соавтором невероятного саундтрека данной картины, исследует в ней тему сновидений и ночных кошмаров. Но мир снов является здесь частью гораздо более сложной истины, связанной с личной трагедией главной героини Сары. По сюжету, сны и реальность начинают сливаться друг с другом, в это время Сара отчаянно пытается найти себя, прежде чем потеряться в очередном кошмаре.
Главная героиня истории Сара - отдельная загадка. На протяжении фильма не будет понятно, где заканчивается реальность, и начинается очередной ее сон. Даже есть подозрения, что весь фильм, - и есть страшный сон. Ответы на сюжетные тайны будет даны только в последние минуты, а до того момента возникает множество вопросов о происходящем на экране. Например, почему она ночует на детской площадке или, если повезет, у подруги, всячески избегая свою мать, которая хочет с ней связаться на протяжении истории как в жизни, так и по телефону. Понятен этот момент станет лишь после финальной сцены.
На протяжении истории Сара пытается сбежать не от кошмаров, а от себя. Как бы банально это не звучало, но в фильме все построено действительно классно. Девушке постоянно сниться один и тот же сон: она оказывается в непонятном месте, украшенным расчлененными частями тел и измученными фигурами, и всегда события заканчиваются тем, что ее ловит одно и то же тёмное существо со светящимися глазами, которое, кажется, находится в центре ее сознания. Даже читать жутко, а уж как стильно и крипово это подано в фильме - достойно отдельных похвал.
Атмосфера получилась тревожной и очень самобытной. Все работает благодаря сочетанию 2 факторов: тревожная музыка, которая становится то тише, то - громче, и хорошо выстроенная история, постоянно чередующая спокойное повествование и тревожные эпизоды. Это один из тех случаев, когда режиссёру не требуются скримеры, чтоб нагнетать страхи. Некоторые моменты на глазах растут по эмоциональному накалу до каких-то невероятных масштабов. "Кошмары" по атмосфере ну очень сильно похожи на фильм 2014 года "Оно", про который я уже писал ранее.
Не имея возможности спокойно выспаться, Сара записывается в программу по исследование сна. В ходе эксперимента ученые, проводящие исследование, могут наблюдать за сновидениями, которые снятся ей и другим испытуемым, приходя к масштабным открытиям почти под Нобелевскую премию. Оказывается, в сознании всех людей заложен один и тот же бессознательный образ, который независимо от пола, возраста и прочих условий пугает каждого, и является основной всех ночных кошмаров, а дальше начинается психология Юнга.
Фильм вообще берёт многие идеи из теории коллективного бессознательного швейцарского психиатра и основателя аналитической психологии Карла Юнга. Согласно ней в памяти каждого человека заложен некий коллективный образ, сформированный на основе опыта всего человечества. Через регулярные промежутки времени в фильме мы видим также названия «Персона», «Анима и Анимус», «Тень» и «Самость". Все это части внутреннего мира личности и сознания человека.
По мнению Юнга, «Персона» относится к внешнему образу, который мы все представляем для внешнего мира. В контексте фильма он соотносится с тем, как мы видим Сару в начале истории, когда она пытается поддерживать некое подобие нормальной жизни, ходит в школу, общается с друзьями и вообще пытается жить обычной жизнью. Несмотря на истинные события, происходящее в её голове, что мешают спать.
«Анима и Анимус» соотносятся как мужская и женская части внутри человека. Личность представляет собой смесь мужских и женских качеств, выраженных у каждого в разном соотношении. Упоминание этой конкретной теории имеет интересные последствия для понимания фильма, поскольку намекает, что друга Сары, Джереми, не существует. Он - лишь воплощение ее мужской части. Это доказывают противоположные характеры двух героев: в то время как Сара бывает громкой, дерзкой и импульсивной, Джереми - тихий, робкий и задумчивый. Взаимодействие двух героев можно рассмотреть как противостояние мужской и женской частей психики Сары.
"Тень» относится к темным, морально низким побуждениям, которые мы все носим внутри себя, но пытаемся спрятаться от мира, опасаясь неодобрения окружающих. «Тени» в фильме — это темные существа, которые, являются символами чего-то болезненного, и именно они живут в сознании каждого.
Наконец, «Самость» относится к всеобъемлющему существу, которым можно стать, если удастся сбалансировать мужские и женские качества и научиться жить со своей темной стороной («Тень»). Самость включает в себя сознание, то есть ту часть нашей личности, которую мы знаем о себе. Но также в самость входит и наше бессознательное, ведь оно – тоже часть нашей личности, оно влияет на наши поступки, мышление, решения, которые мы принимаем. Таким образом в самости воплощается наша индивидуальность.
Весь этот путь должна преодолеть Сара в фильме, чтоб найти свое потерянное «Я», и раскрыть главную причину проблем. Важная роль отводится в фильме мобильному телефону - единственному способу связи мира снов и реальности. Если следовать теории Юнга до конца, то Сара все-таки уравновесила «Аниму и Анимус» внутри себя, покончив с противоположной частью личности. Карл Юнг предупреждает, что преобладание одного аспекта над другим приводит к тому, что личность становится искаженной и часто опасной, потому то образ Сары к концу фильма изменится.
Сложно описать этот фильм без спойлеров. Тут хорошо все: атмосфера на уровне, игра актёров убедительная, музыка тревожная, сюжет вызывает интерес и даже подвязка к реальной психологии присутствует. Статью я написал для того, чтоб при просмотре было легче понимать то, что происходит на экране, а также как все это расшифровать. Фильм определённо стоит посмотреть. У меня даже возникло ощущение, что кино могло быть ещё более мощным, однако недостаток опыта режиссёра не позволил раскрыть потенциал такой классной идеи до уровня гениального фильма.