Найти тему
Иерей Георгий Максимов

Почему погибнут "хорошие неверующие"?

Сегодня мы слышали в Евангелии известную притчу о людях, которых царь звал на пир, и они все начали отказываться под разными предлогами, из чего стало ясно, что они предпочли свои обычные земные дела приглашению царя. Под именем царя здесь Бог, а царский пир — это Царство Небесное. Призывающая благодать Божия, которая подвигает человека прийти к Творцу, действует на каждого человека без исключения, не только на тех, кто живет в православных странах. Но, ощущая этот призыв, многие отказываются от него в пользу своих личных земных интересов.

Это очень трагичная притча. Она показывает, почему окажутся в аду те люди, которые внешне вроде бы и не злые. Естество грешного человека противится мысли о наказании, хотя глубоко в душе мы понимаем, что грех заслуживает наказания. Но нередко люди говорят: «Ну ладно, для каких-нибудь извергов вроде Гитлера, может быть, ад и подходящее место. Но есть же хорошие люди! Да, они не верили в Бога, во Христа, не жили по заповедям Божьим, но и плохого-то лично мне не совершали, почему бы им не спастись?» Но для того, чтобы упустить шанс на спасение, необязательно быть закоренелым злодеем. Достаточно просто пренебрегать Богом, просто сделать выбор в пользу земного, а не небесного.

А Господь Свое небесное никому не навязывает.

Представьте, если бы притча развивалась в таком ключе: «когда царь услышал отказ, он послал солдат и приказал насильно притащить отказавшихся на свой царский пир». Но не такой у нас Господь. Он сказал: если эти не хотят, пригласим других, и нашлись другие. Поэтому эта притча не в полной мере трагична, так как есть спасающиеся в роде человеческом. Но есть и те, которые отвергают Бога, причем вежливо, говоря: «извини, Господи, я не приду».
Слушатели этой притчи понимали, насколько безумно это поведение. Да и сейчас, представьте, если услышим от кого-то из наших знакомых: меня президент пригласил на обед разделить с собой его торжество по какому-то случаю, или мэр, а я сказал: не пойду, мне еще надо прибираться дома, или: я машину купил, надо ее опробовать. Конечно, мы скажем: ты сумасшедший, у тебя огромное количество возможностей будет сделать эти свои земные дела в другое время, а такое приглашение бывает только раз в жизни!

И действительно, безумие - предпочитать земное небесному. Это касается и нас, когда мы прекращаем ходить в храм. Слава Богу, вы сегодня в храме, и я рад вас видеть. Но со временем у кого-то может возникнуть искушение: одну службу пропустил, другую, третью, раз – уже и полгода прошло, как в храме не бывал. И при этом находятся все какие-то оправдания, почему не смог, дела какие-то неотложные появляются. Но если ты узнаешь, что сможешь получить сто тысяч рублей, если поедешь на другой конец города в воскресенье утром и там надо будет в очереди постоять полтора часа, то сразу же вдруг окажется, что все дела можно отложить, не правда ли? И не только ради ста тысяч, и ради десяти тысяч, и даже меньше.

Несколько лет назад я читал об одном случае. У некоего пастора в Германии были проблемы с паствой, люди не ходили, церковь была пуста. И он дал объявление: кто придет на ближайшую службу, получит по пять евро. А пять евро – это пустяк. Но в воскресенье церковь была битком забита народом. Он честно дал каждому по пять евро, а затем на проповеди сказал: если вы - христиане, то так вы оцениваете то, что происходит здесь? Все ваши причины, по которым вы не приходите в церковь, они, получается, не важнее, чем пять евро?

Это предостережение и для нас, если к нам будет подступать расслабление, нежелание, или дела, которые нам не дают идти в храм. Хорошо взять себя за правило: если вдруг что-то случается, что объективно не позволяет нам быть в воскресенье на службе, то придти в эту же неделю в какой-то другой день в храм, чтобы не потерять навыка еженедельного присутствия на богослужении. И чтобы не сократить выплачивания этой десятины Господу. Потому что поход в церковь это тоже десятина - от нашего времени Господу, Который дал нам всё время нашей жизни.

И далее в притче описывается человек, который пришел не в брачной одежде и оказался выброшенным вон. Это наказали не того, кто просто по бедности не имел одежду. Для людей, которые слушали эту притчу, все было понятно. Потому что тогда было принято, когда при организации таких праздников, чтобы лежали комплекты подобающей одежды для тех гостей, и у кого ее нет. Как у нас в храмах есть платочки. Вот женщина зашла, у нее нет с собой – пожалуйста, она может взять, надеть. Если же она вошла и не надела, то не потому, что не имела возможности, а потому что отказалась от неё. И этот человек пришел не в брачной одежде не потому, что у него ее просто не было по бедности, а потому что отказался, не захотел в неё облачаться. И вот таких тоже изгоняет Господь, не допускает им быть в Царстве Своем Небесном.

Речь идет о крещении, как объясняют святые отцы. Одежда брачная – это Сам Христос, как апостол пишет: «те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Значит, нужно облечься во Христа. Во Христа мы облекаемся, во-первых, в момент крещения, а во-вторых, когда уже делами жизни своей, и словами, и мыслями, и чувствами оправдываем это облечение во Христа и уподобляемся Христу. В этом смысл всех заповедей Господних.

Так что эта притча вдохновляет нас быть благодарными Богу и прилагать усердие. У нас зачастую есть две крайности. Либо мы отмахиваемся от того, что притча говорит и переносим это на других: это вот про них, это они плохие, а меня это не касается, я хороший. Либо же, если мы это прилагаем к себе, то начинаем унывать: ну все, значит я тогда не спасусь, я грешный. Нет. Господь это сказал – и эту притчу, и все остальные обличения в Евангелии - не для того, чтобы мы гордились, прилагая их к другим, или унывали, прилагая их к себе, а для того, чтобы мы, прилагая их к себе, использовали для того, чтобы исправиться. Все возможности для нашего исправления Господь дал нам в святой Церкви.