Найти в Дзене
ЕГЭ - легко!

Осторожно! Неочевидные ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Оглавление

Экзамен по русскому языку сдают все одиннадцатиклассники. Как показывает практика, больше всего вопросов вызывает сочинение. В этой статье мы разберём все подводные камни, из-за которых теряют баллы выпускники.

"Есть только текст"

На ЕГЭ одиннадцатиклассники пишут сочинение по предложенному тексту: это может быть полноценный рассказ, отрывок из повести, очерк и т.д. Часто ученики в сочинениях присваивают тексту литературный жанр, пишут: "В рассказе К.Г.Паустовского..." или "В отрывке из повести Л.Н.Толстого...". Так писать нельзя - это фактическая ошибка! Сочинение пишется по тексту и только по тексту. В вашё работе делается акцент на содержании текста, а не на его литературную форму. Поэтому важно запомнить, что в сочинении ЕГЭ есть только текст и ничего больше.

Ошибки в клише

-2

Клише - готовый речевой оборот. В сочинении ЕГЭ не требуется большая оригинальность, поэтому использование клише допустимо. Более того, клише - это отличный способ связать разные абзацы в вашем сочинении. Но использовать клише нужно правильно. Часто ученики путают разные части клише, например:

  • "Автор поднимает проблему..."/"Автор ставит вопрос..." - это речевая ошибка. В формулировке задания к сочинению написано "Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором". То есть проблему ставят, а вопрос поднимают.
  • "Это событие имеет большую роль"/"Это событие играет большое значение" - это тоже речевая ошибка. Роль можно только играть, а значение - иметь.

Кроме того, ошибки в клише могут быть связаны с непониманием их особенностей, например:

  • "Рассуждая над проблемой (вопросом)..." - это речевая ошибка. Глагол "рассуждать" применяется только с предлогом "о" ("об"), поэтому правильным вариантом будет: "рассуждать о проблеме (вопросе)"
  • "Автор приводит в пример хороший поступок героини" - это тоже частая ошибка. Ученик не понимает, что в пример можно привести кого-то, например, "мама всегда приводит в пример моего старшего брата" - это верное употребление. Если в сочинении нужно акцентировать внимание на чём-то, то нужно использовать сочетание "в качестве примера". "Автор приводит в качестве примера поступок героини".

Также важно понимать, что некоторые клише могут не сочетаться между собой. Например: если вы в первом абзаце используете клише: "Автор ставит проблему...", то в следующем абзаце вы не можете использовать клише: "Отвечая на вопрос,...", потому что в первом абзаце вопроса не было.

Автор или рассказчик?

-3

В ЕГЭ по русскому языку есть 2 типа текстов: публицистические и художественные. В публицистическом тексте автор от своего имени обращается к читателю, выдвигает тезисы, рассуждает о какой-то проблеме, доказывает свои тезисы на конкретном примере или путём логических рассуждений. Преобладающий тип речи в таком тексте - рассуждение. В художественном тексте присутствует история: есть действующие герои, происходят некие события, большую роль играют образы и различные средства выразительности. Преобладающий тип речи - повествование и описание.

Если перед нами публицистический текст, то нужно использовать слово "автор", никакого "рассказчика" в нём нет.

Если перед нами художественный текст, написанный от 3-его лица, то нужно использовать слово "автор" или "повествователь". Повествователь - это обезличенный рассказчик, поэтому использование этого слова уместно.

Если перед нами художественный текст, написанный от 1-его лица, то важно понимать, что герой-рассказчик и автор - это совершенно разные люди, их путать нельзя. Герой-рассказчик - это лицо, которое непосредственно участвует в сюжете, а автор - это создатель, который с помощью своего текста поднимает определённый вопрос. Например: "Автор ставит проблему...", "Герой-рассказчик пошёл с друзьями...". Нельзя путать автора и героя-рассказчика - это фактическая ошибка.

Несоблюдение стиля речи

-4

Сочинение ЕГЭ пишется в нейтральном стиле. Это значит, что в своём тексте вам следует избегать следующие группы слов:

  • Канцеляризмы - эти слова используются в научном и официально-деловом стиле. Например, некоторые пишут "Следуя из всего вышесказанного, могу подтвердить выдвинутое суждение..." с целью увеличить количество слов в сочинении. Эта конструкция будет уместна в вашей курсовой работе, но не на ЕГЭ. Также есть слово "данный" - это неочевидный канцеляризм, за употребление которого снижают баллы.
  • Архаизмы - это устаревшие слова. Многие ученики используют их, как средство художественной выразительности, однако это нарушает стилистику сочинения. Поэтому от слов "ибо", "холоп", "уездный" следует отказаться
  • Просторечия и жаргон - эти слова характерны для разговорной речи. В сочинении на ЕГЭ не должно быть "фраеров", "разборок", "братанов", "жмотов" и т.д. Также к просторечным словам относится слово "ведь"
  • Современные слова - это англицизмы, сленг и феминитивы (использование последних недавно приравняли к экстремизму). Слова "вайб", "кринж", "фейк", "автор!ка" не должны встречаться в вашем сочинении

Также нельзя писать сочинение слишком эмоционально. Например: "Александр Сергеевич Пушкин - величайший поэт всех времён и народов в своём гениальном тексте в первом абзаце великолепно обозначает глубочайшую проблему..." - не надо так писать, вы пишете сочинение в нейтральном стиле, а не оду. Также не стоит обращаться напрямую к эксперту, в надежде, что он поставит вам побольше баллов. Не поставит, ещё и снимет за нарушение стилистики сочинения.

Плеоназмы

-5

Все знают, что тавтология - это употребление в пределах одного или соседних предложений однокоренных или близких по звучанию слов. Тавтологию легко выявить во время перепроверки своего сочинения. Куда коварнее плеоназм - это повтор смыслов, его найти намного сложнее, например:

  • "Оба примера дополняют друг друга". "Оба" и "друг друга" имеют одинаковую смысловую нагрузку.
  • "В своём тексте автор...." - это тоже плеоназм. Автор - это человек, которому принадлежит текст, поэтому слово "своём" - лишнее
  • "Главная суть...". Суть - это что-то самое существенное и основное, поэтому прилагательное "главная" избыточно.
  • "Памятный сувенир". Сувенир - это предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
  • "Предвидеть заранее". Предвидеть - значит заранее о чём-то догадаться
  • "Героический подвиг". Подвиг - это героический поступок
  • "В марте месяце". Март - один из месяцев.

В разговорной речи мы частенько используем плеоназмы, но на ЕГЭ по русскому языку их употребление приведёт к потере баллов.

Спасибо за прочтение статьи. Поддержите молодой канал лайком, а также не забудьте подписаться, если вы интересуетесь всем, что связано с ЕГЭ и поступлением в ВУЗ. А если у вас есть, что добавить или предложить - пишите ваши мысли в комментариях В будущем вас ждёт ещё больше контента)