Это случилось в центре Уфы, в двух шагах от элитного жилого комплекса за Госцирком. Неизвестный напал на 31-летнюю женщину, которая возвращалась домой с работы. Изверга удалось задержать спустя десять дней. Как выяснилось, уфимка стала далеко не первой его жертвой. Она пережила нападение, но в конечном счете умерла в больнице. К тому моменту насильника уже надолго упрятали за решетку. «КП-Уфа» вспоминает детали этого громкого случая.
ХРОНОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: 29 СЕНТЯБРЯ, 2015 год
20 часов. 31-летняя Анна Б. вышла из офиса «Орифлейм», где работала консультантом, и направилась пешком в сторону дома. До него недалеко: нужно пройти по тропинке вдоль рельсов буквально 300 метров до светофора на Госцирке, перейти проспект Октября – и вот он, дом.
20 часов 10 минут. Из-за густых кустов вдоль рельсов на девушку набросился мужчина. Как позже напишут в ориентировке правоохранители, худощавый, высокий, на вид 20-25 лет (впоследствии выяснится, что с возрастом полиция серьезно просчиталась). Жертву он выбирал себе такую, чтобы не могла толком сопротивляться. Угрожая ножом, мужчина избил хрупкую и изящную Аню до бессознательного состояния, а затем попытался изнасиловать. В этот момент девушка пришла в себя и все-таки оказала сопротивление. Тут насильник решил ее убить. Он еще несколько раз ударил ее и, решив, что та не подает признаков жизни, скрылся. Перед этим изувер прихватил деньги (64 тыс. рублей), ноутбук «Dell» и IPhone жертвы, а саму ее вытащил на рельсы.
Преступник не учел одного: он засветился на уличной видеокамере, так что его приметы и внешность были хорошо известны полиции.
22 часа. Близкие, не дождавшись девушку, заявили в полицию.
Около 23 часов. По рельсам ехал запоздалый трамвай. Вагоновожатая остановилась, чтобы перевести стрелку и впотьмах заметила тело Анны – полураздетая девушка была живой, но без сознания. Страшно представить, что было бы, не останови женщина вагон. Карета скорой привезла ее в больницу. Врачи провели экстренную многочасовую операцию. Состояние несчастной оценивалось как стабильно тяжелое.
Правоохранители тем временем уже запустили в работу ориентировку с приметами преступника. Одновременно следственный комитет республики возбудил уголовное дело о разбое и «иных насильственных действиях сексуального характера» с причинением тяжкого вреда здоровью.
5 октября. В офисе косметической фирмы, где работала Аня, висела тревожная тишина. Помещения пустынны. Клиенты, оформив заявки и получали товар, шмыгали по коридорам шустрыми мышками, стараясь на выходе собираться в кучки. Все были очень напуганы. Шутка ли – работают здесь одни только женщины.
Тогда еще никто и представить не мог, что больничная палата для Ани станет последним домом: находясь в коме, она продолжала неравную борьбу со смертью. За ней все это время присматривала мама.
НЕ УСПЕЛА ОБЗАВЕСТИСЬ СЕМЬЕЙ
Аня родилась и выросла в Казани. Всегда энергичная и жизнерадостная, по окончании школы девушка поступила в Казанский государственный институт культуры.
Вскоре после окончания вуза она пришла в компанию «Орифлейм» и достаточно быстро добилась неплохих результатов. Активистку руководство решило отметить – Аню отправили на хорошую должность в Москву, а оттуда – в Уфу, назначив руководителем.
Обзавестись семьей девушка не успела – все свободное время посвящала работе. Родные пытались уговорить ее сбавить обороты, оставить успешную карьеру и вернуться в Казань. И Аня даже подумывала согласиться… Но в ближайшее время об этом не могло быть и речи – на работе предстояло несколько важных мероприятий, приходилось засиживаться в офисе допоздна. Увы, планам не суждено было сбыться...
«МЫ ЗАНИМАЛИСЬ ТОЛЬКО ЭТИМ ДЕЛОМ, ЖИЛИ ИМ»
Человека, напавшего на Аню, удалось задержать уже 10 октября. Им оказался 39-летний Гизар Зиянгареев. Недавно вышел из тюрьмы – сидел за похожие преступления. Кстати, почерк у Зиянгареева один – нападает неожиданно, бьет в лицо.
– Это преступление потрясло нас до глубины души своей жестокостью и способом совершения. Ранее ничего такого мы в своей практике, которая насчитывает сотни преступлений, не встречали. Никаких исходных данных поначалу не было, но мы сделали все, чтобы установить и задержать преступника. Десять суток мы занимались только этим делом, жили им, – рассказал следователь по особо важным делам Александр Гурьев.
Думаете, Гизар это обиженный жизнью забитый парень, которого не любили женщины? Как бы не так. Их у него было бессчетное количество, нажил троих детей – у мужчины растут две маленькие дочери и сын. (Правда, алименты он не платил, но это отдельная история).
Гизар легко знакомился с девушками в интернете, водил в кафе, говорил комплименты. Во время допроса признался следователю: да, я нравлюсь женщинам – летят сами, как мухи на мед. Гизар вообще парень самовлюбленный, любил фотографироваться и считал себя неотразимым.
За неделю до последнего нападения маньяк познакомился на сайте с женщиной (назовем ее Алиной). Она была уверена, что встретила мужчину своей мечты: вежливый, внимательный, алкоголем не злоупотребляет, одет всегда аккуратно и со вкусом. Крепкий, работы не боится – Гизар когда-то трудился на стройках и неплохо зарабатывал – по 20-25 тысяч рублей в неделю.
Алина сразу привела его в дом, где жила с 16-летней дочерью.
– Если бы я знала, что он судимый, ни за что бы его за порог не пустила, – женщина до сих пор в шоке.
Криминальную биографию мужчина начал с 18 лет – по пьянке избил соседа палкой. Потом были и другие «приключения», которые заканчивались в местах не столь отдаленных.
В 2009 и 2010 годах изнасиловал двух женщин, одной из которых было 20 лет, другой - 47. В 2015 году – еще четырех. Все эти преступления всплыли, когда начали расследовать дело Анны.
Вот лишь несколько эпизодов. В 2010 году Зиянгареев познакомился в интернете с очередной «невестой» и переехал к ней в Сипайлово. В соседнем доме жила ее тетя с 16-летним сыном. Гизар напал на женщину и попытался ее изнасиловать, а парня, который хотел защитить мать, избил.
Отсидев за это пять лет, Гизар сразу же познакомился с новой пассией. Дарил ей цветы, водил в кино, признавался в любви. Но это не помешало ему за одну неделю напасть на четырех женщин, среди которых была мать его сожительницы.
РОДНЫЕ НАВЕСТИЛИ ТОЛЬКО РАЗ
Родом он из Караидельского района, но давно живет в Уфе, переехал в столицу вместе с двумя сестрами и матерью. Правда, жил от них отдельно. На сестер и мать руку никогда не поднимал – по словам знакомых, за своих родственников он горой. А вот по отношению к чужим часто бывал агрессивен. Впрочем, родственники судьбой Гизара не особо интересовались, за все время следствия сестры приходили только раз – привезли еды.
Задержали маньяка в деревне Алексеевке под Уфой. В это время он готовил себе обед, стоял у плиты. Выяснилось, что Зиянгареев в общей сложности причастен еще к 10 злодеяниям (совпал биоматериал, обнаруженный на месте преступления).
В начале расследования Зиянгареев цинично шутил – мол, со всеми этими женщинами ничего страшного не случилось. Более того – Гизар чувствовал себя героем любовником! И где-то среди своих еще в колонии даже обмолвился, что все изнасилованные им женщины должны ему спасибо сказать. При этом, судя по результатам экспертизы, психопатологий у Зиянгареева нет.
АНЮ ПЫТАЮТСЯ СПАСТИ
В январе 2016 года близкие находившийся в тяжелом состоянии в реанимации Ани поняли, что финансово не потянут ее лечение, и объявили сбор денег на реабилитацию.
– Здесь [в Уфе] Ане не смогут помочь. Поэтому ведутся переговоры с Москвой и Питером: врачи сказали, что есть шанс поставить ее на ноги. Но пока все упирается в деньги: 200 тысяч – транспортировка, 500 тысяч – один месяц в клинике, – рассказала подруга пострадавшей девушки.
Неравнодушные уфимцы тут же откликнулись на призыв о помощи и начали жертвовать деньги, чтобы спасти Анну. 10 февраля она стала самостоятельно дышать, после чего ее перевезли в Казанскую республиканскую больницу. Не Питер с Москвой, конечно, – но уже хорошо.
– Собранных денег хватает где-то на месяц реабилитации. Поэтому решили пока перевезти в Казань: это полпути до Москвы – проще и безопаснее будет потом перевозить отсюда. А здесь родные стены помогают, мама Ани сможет больше быть с дочерью и ей не придется постоянно мотаться между городами, – пояснил брат пострадавшей девушки.
Уже 16 февраля пребывающую в вегетативном состоянии Аню перевели из реанимации в отделении невралгии. Ее мама продолжала круглыми сутками дежурить у постели дочери.
– По рекомендации врачей, подготавливаю для Ани планшет с ее любимыми фильмами и музыкой, чтобы она их постоянно слушала. Говорят, это помогает выйти из вегетативного состояния, - рассказал двоюродный брат девушки.
ПРИГОВОР
В июне 2016 года уголовное дело из 12 томов уже направили в суд. Гизара Зиянгареева обвинили в изнасилованиях, разбоях, грабеже и покушении на убийство с особой жестокостью. 30 августа 2016 года мужчине вынесли приговор. Его отправили за решетку на 23 года.
Осознавал ли эту боль, сожалел ли о случившемся подсудимый Гизар Зиянгареев? Как рассказывают следователи, которым пришлось общаться с ним, ведет он себя нагло, ничего не боится и о случившемся не сожалеет.
На первом слушании дела он вел себя агрессивно. После того, как с него сняли наручники, начал колотить по непробиваемому стеклу клетки в зале суда. Напуганная поведением своего подзащитного женщина-адвокат в страхе отбежала в сторону. Оказалось, в ярость маньяка привел фотограф с камерой.
Мать Анны не пришла на суд – осталась с дочкой.
– На судебный процесс я не пришла, потому что считаю, что я нужнее своей дочери, я не хочу растрачивать свои силы на этого нелюдя. Такие не должны ходить по белому свету, они должны быть либо полностью изолированы от общества, либо прошу вернуть смертную казнь. Моя боль слишком острая, чтобы увидеть того, кто изуродовал жизнь моей девочки. Я не могу позволить себе этих негативных эмоций, я должна быть сильной. Господь дважды спас мою дочь – она выжила и в тот страшный день и потом после комы и остановки сердца. Все это не просто так.
Мама Анны была уверена, что девушку можно поставить на ноги.
– Я каждый день молюсь, чтобы моя доченька снова стала прежней, чтобы улыбалась и радовалась жизни. Может все-таки найдется такой доктор, который сможет нам помочь? Моя доченька жива! Это главное. Мы спим, просыпаемся по утрам, слушаем музыку… Мы хотим жить.
Подруги Анны после заседания поделились с нами своими эмоциями:
– Мы недовольны приговором. Его надо было посадить пожизненно. Он выйдет через 23 года и будет делать то же самое, он этого даже не скрывает. Что он наделал с Анной? Она теперь просто лежит, при росте 170 сантиметров весит уже около 30 килограммов. Ничего не понимает. Мать научилась ухаживать за ней, но разве это жизнь?
Ни в одном преступлении Зиянгареев не раскаялся. А когда журналисты попросили его прокомментировать приговор, бесцеремонно послал их матом. Родные Анны ответили ему тем же, назвав «сволочью» и пожелав «сдохнуть». А он лишь ухмыльнулся.
Спустя два года после нападения находившаяся между жизнью и смертью Анна скончалась. Ее сердце остановилось в конце декабря 2017 года. Причиной смерти стала сердечно-легочная недостаточность. Покойную похоронили в канун Нового года.