Найти тему
ПСИХОЛОГИЯ ДОБРА

Травма психологическая. Принципы работы

Вчера начался очередной поток онлайн-курса «Проработка травмы в расстановке».

Разговор с участниками привел меня к следующим размышлениям, которыми я хочу поделиться.

  1. Психологическая травма не всегда заметна

Психотерапевту и расстановщику приходится работать с биографической травмой почти каждый день. Но для клиента, который дошёл до специалиста факт наличия травмы доказать довольно трудно. Дело в том, что человек за годы жизни не только успел выстроить мощные защитные механизмы, но и привыкнуть к ним как будто это и есть суть его характера. Вот и приходится в работе с такими людьми вспоминать старый анекдот:

«Люся, люби меня таким, какой я есть».
«Хорошо Вася, но вшей давай все таки вытравим».

***

2. Защитные механизмы – важные, полезные, мощные и надежные.

Они помогли нам выстоять в очень тяжелой ситуации. Они не дали тогда и дают сейчас боли, страху и другим негативным переживания захлестнуть всю психику и разрушить наш привычный образ жизни.

  • Амнезия. Если человек говорит про себя: «До 12 лет я ничего про себя и своё не помню». Это фраза принадлежит человеку, у которого был опыт сексуального использования со стороны членов семьи.
  • Иллюзии: «У меня счастливое детство. Не хуже чем у всех». Эта фраза человека, который неоднократно был свидетелем драк между пьяными родителями.
  • Недоверие: «У меня характер такой. Я человек осторожный и предусмотрительный». Это фраза принадлежит девушке, у которого голова настолько втянута в плечи, что плечи кажутся выше макушки. Она всё своё детство была жертвой насилия со стороны отца, матери и старшего брата.

3. Травма искажает восприятие ситуации и самого себя

Работая с травмированным человеком важно помнить, что когда-то обстоятельства оказались сильнее человека. Это накладывает сильный отпечаток – шрам на всю жизнь.

В чем это проявляется?

Человек начинает верить, что обстоятельства всегда сильнее, а он всегда слабее обстоятельств. И начинает вести себя соответственно этому своему убеждению. Ограничивающему убеждению.

Как это заметить? Присмотритесь, прислушайтесь, обратите внимание:

  • Если у человека нет целей, желаний, нет даже мечты.
  • Если от отступает от намерений при появлении малейшего препятствия.
  • Если его речь пестрит выражениями: «Я не могу. Я не умею. У меня не получится…»

Если человек выстроил для себя «опасную» картину мира «осторожного и боязливого» человека, значит слишком много боли и страха ему пришлось испытать раньше.

-2

4. Необязательно в работе с травмой нырять в перепроживание травматической ситуации «как в омут с головой»

Почему?

Без наличия соответствующих ресурсов, это может стать для человека повторной травматизацией. Это снова может оказаться для человека чересчур.

Как этого избежать?

Важно позаботиться о ресурсном обеспечении.

Существует множество ресурсных техник (индивидуальный, родовых, трансперсональных, духовных и др.), которые помогают подготовиться к успешной работе с психологической травмой.

Расстановочная технология работы с травмой позволяет это сделать очень наглядно. Достаточно посадить рядом с клиентом пару универсальных ресурсных фигур «Целительные силы вселенной» (Спасибо Гуне Баксе за идею!), обратиться к ним, и получить их поддержку. Клиент получает в своё распоряжение такой объём ресурса, что может выдержать предстоящие напряженные усилия, необходимы для трансформации ситуации к лучшему.

Важно работать с биографической травмой, оставаясь во взрослой позиции, не сваливаясь в детские страхи, слезы и беспомощность. «Я – взрослый человек. Я точно сильнее, мудрее и устойчивее, чем пятилетний ребенок. Я точно смогу помочь своей детской части».

Важно обеспечить комфортную для работы с травмой дистанцию (диссоциацию). Расстановочная технология работы с травмой позволяет это сделать очень наглядно.

  • Можно выстроить барьер между клиентом и образом травмирующей ситуации.
  • Можно сделать так, чтобы образ травмирующей ситуации был виден только расстановщику, а клиент не мог его видеть.
  • Можно отодвинуть травмирующую ситуацию от клиента в пространстве и во времени.
  • Можно всю работу по трансформации сделать без участия группы, один на один с терапевтом или в воображении.
-3

5. Благодарность и принятие себя

Чтобы переделать, трансформировать последствия травмирующей ситуации в прошлом, важно выразить благодарность и уважение защитным механизмам психики и личным качествам, которые помогли тогда и помогают сейчас.

«Я благодаря вам справился с той ситуацией хорошо. Я сохранил себя».

И после этого можно начать выстраивать позитивный образ нового себя. Дело это не быстрое, но усилия окупаются сторицей.

***

Написано в соавторстве с Надеждой Матвеевой

Расписание Центра "Ольвия" на сайте www.olvia-center.ru
Мои группы и онлайн-курсы 
здесь
Запись на консультацию по тел/whatsapp 89055656655 и 8495226688