Найти тему
АиФ–Тула

Не дурацкая жизнь. Худрук драмтеатра Александр Попов вернул в Тулу Толстого

Оглавление
   Не дурацкая жизнь.
Не дурацкая жизнь.

23 февраля исполнилось бы 80 лет художественному руководителю тульского академического театра драмы Александру Попову. Он руководил театром 20 лет. Никто на посту худрука в Туле не работал дольше. Так что Попов – личность для Тулы по-настоящему историческая. Tula.aif.ru вспомнил, что же особенного происходило на тульской сцене в это время.

А хотел быть моряком и хирургом

Александр Попов родился в театральной семье. Его мама была актрисой, героиней в театре, отец – главным режиссером. Говорил, что в детстве у него было три заветных желания: стать актером, моряком и хирургом. Матросскую форму он носил, когда служил на Северном флоте. Шутил, что на операционном столе несколько раз лежал и сам однажды выступал в качестве помощника хирурга, когда с дочкой Машей нашли собачку с поломанной ногой. Вызвали ветеринара, и пришлось ему ассистировать.

А вот актером не стал, выбрал режиссуру. Говорил, что пик его актерской карьеры – дипломный спектакль на режиссерском курсе в постановке Иосифа Александровича Товстоногова.

За неполное десятилетие Александр Попов стал четвёртым главным режиссером Тульского театра драмы. И пришёл сюда, как оказалось, на долгие двадцать лет. Создал свой театр, который признали и полюбили горожане. «Мой первый спектакль в Туле назывался «Дурацкая жизнь», и я подсознательно боялся, как бы пребывание здесь не обернулось тем же», – с улыбкой рассказывал Александр Иосифович.

Первой громкой премьерой стали «Ромео и Джульетта». В главных ролях – нынешняя звезда Большого драматического театра Санкт-Петербурга Василий Реутов и тридцатилетняя Ольга Красикова. Спектакль шёл при неизменном аншлаге.

Александр Попов вернул в театр после четырнадцатилетнего перерыва легенду тульской сцены Софью Сотничевскую. Всё последнее время Софья Владимировна вела детскую театральную студию во Дворце пионеров. Её возвращение состоялось в спектакле «Гарольд и Мод» – истории эксцентричной дружбы восьмидесятилетней Мод и юного Гарольда в исполнении Василия Реутова. Премьера была ошеломительной. Сцену буквально завалили цветами.

Позже для Софьи Сотничевской была поставлена рождественская сказка «Неугомонная бабушка», которая потом долгие годы неизменно показывалась в подарок тульскому зрителю под новый год.

   «Гарольд и Мод» — С. Сотничевская и О. Спиренков. Фото: Из архива/ Сергея Шмуня
«Гарольд и Мод» — С. Сотничевская и О. Спиренков. Фото: Из архива/ Сергея Шмуня

Важное событие периода Александра Попова – возрождение Малой сцены. Долгое время она вообще использовалась в театре как подсобка. Первые же спектакли поразили зрителя. Это были трогательная драма «Уступи место завтрашнему дню» с Н. Земцовым и С. Сотничевской в главных ролях и романтическая история «Двое на качелях» М. Матвеева и О. Красиковой.

Каждый сезон при Попове неизменно открывался классикой. «Лес» Островского с успехом показывали в Малом театре на фестивале с символическим названием «Островский в доме Островского». А ещё были «Соколы и вороны» Сумбатова-Южина», «Женитьба» Гоголя, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Чудаки» Горького и многие другие. Зритель шёл в театр не просто хорошо провести время, а соприкоснуться с вечными темами. Последним шедевром русской классики, который подарил Попов тульскому зрителю, стала «Обыкновенная история» Гончарова. Александр Иосифович уже болел, торопился сдать спектакль, но премьера всё равно задержалась.

А вот на своё шестидесятилетие он неожиданно поставил кассовую комедию – «Слишком женатый таксист» Рея Куни. Отшутился, что таким образом хочет показать свое отношение к цифрам 6 и 0. Сейчас, кстати, в репертуаре театра есть продолжение этой истории – «Папа в паутине».

   Фото: Из архива/ Тульского академического театра драмы.
Фото: Из архива/ Тульского академического театра драмы.

В период Александра Попова зародилось тесное сотрудничество с калужским театром. Даже свой юбилей оба коллектива отметили вместе, подготовив специальное представление «460 на двоих». Тульский театр спектаклем «Чудаки» открывал фестиваль «Старейшие театры России в Калуге». Худрук калужского театра Александр Плетнёв поставил в Туле два спектакля – «Ох, уж эта Анна» и «Блоха» по пьесе Замятина.

Здравствуйте, Лев Николаевич

Это удивительно, но Александр Попов вернул Туле Толстого, которого не ставили здесь пятнадцать лет. И вдруг дин за другим «Анна Каренина», «Два гусара», Страсти по Никите (Власть тьмы)», «Семейное счастие» на малой сцене.

Про Тулу Александр Иосифович говорил: «Здесь у меня открылось второе дыхание».

Александр Попов считал, что зритель должен любить своих артистов. А они – быть достойными такого внимания. Говорил, что нашёл взаимопонимание с труппой с первого же спектакля, а это – самое главное для режиссёра. «Я человек вспыльчивый и, бывает, могу обидеть кого-то из артистов, совсем не желая того. Но и у них тоже характеры сложные, так что конфликтов не избежать. Главное, что нас объединяет – это будущая встреча со зрителем, роли, профессия, и во имя театра мы умеем отбрасывать то лишнее, что мешает творчеству».

Он говорил, что театр – искусство незащищённое. Артиста можно засвистеть, загалдеть, убить холодом. Защитить его можно только искренностью происходящего на сцене. Режиссёр, несмотря на всю свою власть, – самая беззащитная фигура в театре. Он зависит от всего: от художника, от актера, от музыки и даже от монтировщика, который прибьёт на один гвоздь меньше, чем нужно.

   Открытие театра после реконструкции. 2001 г. Фото: Из архива/ Сергея Шмуня
Открытие театра после реконструкции. 2001 г. Фото: Из архива/ Сергея Шмуня

Воспоминания коллеги

Сергей Борисов, тогдашний директор тульского театра: «Попова в Тулу приглашали не один раз. Я ездил его приглашать, ещё когда Попов был в Минске. Его позвали в Белорусский академический театр им. Янки Купалы. Это был 1987 год. У нас только что ушёл главный режиссер Вадим Кондратьев, и мы искали замену. Но в Минске министерство культуры предложило квартиру, и наше предложение Александр Иосифович отклонил. С квартирой, правда, в итоге ничего не получилось, и Попов работал в Куйбышеве очередным режиссером у Монастырского, был такой знаменитый худрук. По согласованию с нашим департаментом культуры мы отправляли в Куйбышев смотреть спектакль Попова ведущего актера Николая Алексеевича Казакова. Он посмотрел, ему понравилось, и мы опять вступили в переговоры.

Он оставил городу квартиру в Свердловске, а здесь получил трехкомнатную на улице Демонстрации.

Он был, конечно, очень перспективным режиссером. В своё время стал самым молодым деятелем искусств РСФСР – в возрасте 28 лет. А звание народного артиста получил уже в Туле. В Питере учился у знаменитого Георгия Товстоногова.

   Фото: Из архива/ Тульского академического театра драмы.
Фото: Из архива/ Тульского академического театра драмы.

За 20 лет работы в Туле отлучился только на две постановки – в Орел и в Ростов. А так все время отдавал нашему театру. В 1995 году театр получил звание академического. После нас министерство это звание не давало никому. Открыли свой актёрский курс. Многие из тех студентов стали нашими актерами. Очень удачно вышло, что наставником у них был Виталий Васильевич Базин. А руководил всем Попов.

Театр – дом, это лучшее, что может быть вообще. Когда и ты несёшь ответственность за коллектив, и коллектив сто процентов за тебя. Александр Попов трудоголик был. В среднем в сезон выпускал два с половиной спектакля – два полноценных и один задел на следующий сезон. Умел заинтересовать, зажечь. Мне было легко с ним. Вообще горжусь, что я работал рядом с этим человеком.