Священной улицей в Москве называли Никольскую улицу объясняя тем, что на одной улице было сразу три монастыря и здесь же были размещены иконные лавки.
Когда то на улице находился монастырь Николы Старого. Упоминается он в летописи в 1390 году. Улица уже тогда существовала.
При Иване Грозном часть территории монастыря отдали под подворье грекам. А через сто лет здесь разместилось подворье афонского Иверского монастыря и храм уже стали называть Николо-греческим.
Служба велась на греческом языке, иерархи и монахи из Греции останавливались здесь и здесь же занимались переводом книг с греческого на русский.
Именно греки принесли традицию в Москву пить кофе. Так что на Никольской впервые открылся кофейный дом.
Сюда же впервые была привезена икона Иверской Божьей Матери. Через три года она была перенесена в специально выстроенную часовню у Воскресенских ворот.
От лампады святого Николы жители улицы брали огонь для зажигания свечей в своих домах.
Сейчас от Никольского храма осталось только здание доходного дома.
На фотографии это здание с ротондой покрытой голубым куполом.
В храме было родовая усыпальница молдавских князей Кантемиров. Но с разрушением церкви в 1928 году могилы были потеряны.
Улица Никольская начинается от Красной площади от храма Казанской Божьей Матери и идёт до Лубянской площади.
Казанский храм был построен в честь освобождения Москвы от поляков.
В начале Никольской тянулись лавки Иконного ряда. Только торг иконами называли не куплею и продажей, а меною на деньги и при этом торговаться было не принято.
Происходило это примерно так: входил покупатель в лавку и говорил:
- Я бы желал выменять икону.
Продавец в ответ быстро снимал картуз со своей головы и клал его тут же на прилавок. Покупатель следовал его примеру. Покупатель спрашивал:
- Сколько стоит выменять икону?
Купец назначает за нее баснословную цену. Для большей убедительности продавец говорил, что назначил цену божескую, потому что за икону торговаться грешно.
Покупатель соглашался и покупал за "божескую цену".
За такие цены в основном покупали замоскворецкие и рогожские купцы.
Другие слои населения с божескими ценами не соглашались. Просили покрыть голову картузом и взять половину цены. Продавец быстро соглашался на предлагаемую цену и уступал икону.
Слева за исконными рядами находился монастырь Всемилостивого Спаса на Никольском крестце, его ещё называли Заиконоспасский, обитель была основана Борисом Годуновым в 1600 году.
Прославился этот монастырь как учительный.
Здесь поселился белорусский монах Симеон Полоцкий.
Симеон Полоцкий обучал детей царя Алексея Михайловича, в том числе и царевну Софью.
Он мечтал создать в Московском государстве первую академию, выпускники которой бы занимали государственные должности.
Но мечте не суждено было сбыться он умер в 1680 году и был похоронен в Заиконоспасском монастыре, впервые в России его ученик Сильвестр Медведев сочинил надгробную эпитафию.
Его ученик Сильвестр Медведев приступил к созданию академии в этом же монастыре. В это время умирает царь Федор Алексеевич и Медведев остаётся без покровителя.
В его школе обучается всего 25 учеников.
К школе с подозрением относится патриарх Иоаким который и в Симеоне Полоцком и в его ученике видел "латинство".
Конкурентом академии ещё была типографская школа Печатного двора.
У них была богатая библиотека и ученики получали стипендию из Казны.
Для создания академии были приглашены братья-монахи Лихуды, но они организовали свою школу в Богоявленском монастыре- ещё один очень старый монастырь напротив Николо-греческого.
Монастырь является вторым по древности после Даниловского и был так же основан московским князем сыном Александра Невского Даниилом Александровичем.
Так на одной улице образовались сразу три учебных заведения в сотне метров друг от друга.
Лихуды были царского рода из византийской династии, закончили университет в городе Падуи.
Вскоре Лихуды перебираются в Заиконоспасский монастырь, где к тому времени было построено трехэтажное здание для школы. Их тогда так и называли "Спасские школы", а название Славяно-греко-латинская академия школа получит только в XVIII веке.
В школу Лихудов принимались дети разных сословий и рядом с отпрысками князей Голициных могли сидеть дети их конюхов или бывших холопов.
Учились здесь и духовные лица.
Покровитель академии князь В. В. Голицын вскоре был сослан. Борьба между царевной Софьей и царем Петром закончилась в пользу Петра.
В это дело замешали Сильвестра Медведева и 11 февраля 1691 года талантливый поэт и просветитель был обезглавлен на Красной площади.
Вскоре поступил донос и на Лихудов. Их отстранили от преподавания, но пока не трогали. Царь Петр поручил им преподавать итальянский язык. Но вскоре один из их учеников принимает католичество, ещё один донос и братьев ссылают в Костромской Ипатьевский монастырь.
В конце жизни им удалось вернуться в Москву, один из братьев Иоанникий был похоронен в Заиконоспасском соборе.
После ссылки Лихудов академия должна была прийти в упадок, но ее попечителем становится митрополит Стефан Яворский.
Академия становится главным центром Просвещения в России 18 века. Здесь учились М.В. Ломоносов, В К Тредиаковский, Л.Ф. Магницкий, А Д. Кантемир, В.И Баженов и другие.
Поэтому улица Никольская была не только "священной" , но и просветительской.
Готический особняк, в котором сейчас находится гуманитарный университет на самом деле бывший государев печатный двор.
Впервые в России его организовал Иван Грозный. Нет, конечно и до него пытались, но безуспешно. Книги издавались, но до нас ни дошло ни имен кто издавал ни место где их печатали, поэтому печатный двор на Никольской считается первой русской типографией.
При Иване Грозном она выглядела вот так.
Это русские палаты, но в них можно попасть только с экскурсией, свободного входа нет. Палаты 16 века в 1563 году приспособили под типографию. Но от оригинальных палат остался только подвал.
А это уже 17 век.
Не секрет, что Иван Грозный любил книги, и читал их и собирал, поэтому логично, что именно он поставил книгопечатание как государственное дело и финансировал его из казны. Сам приходил на двор и наблюдал за первым выпуском "Апостола".
"Апостол" официально считается первой русской книгой.
А Иван Федоров первым русским книгопечатником. Выпустилась она тиражом 1500 экземпляров, но да нашего времени дошло только 26.
Хотя на самом деле книги уже печатали, но мы не знаем кто печатал, что были за книги и какой тираж был у книг.
Иван Федоров на самом деле был не только книгопечатником, но и литейных дел мастером. Обучался он у Мессингейма, мастера приглашенного из Польши.
Такие времена были, что типографию несколько раз поджигали, а на Ивана Федорова писали доносы.
Как свидетельствовал сам первопечатник на них ополчились некие начальники и священнослужители, "которые зависти ради многие ереси умышляли хотячи благое дело в зло превратити".
В конце концов Федоров и Мстиславец бежали в Литву, обосновались во Львове и создали сначала свою типографию, затем на деньги князя Константина Острожского.
А после пожара 1571 года Иван Грозный перенес типографию в Александровскую слободу.
После смерти царя типография возвращается на свое место.
Но она вновь сгорает в 1611 году.
Сегодняшний дизайн здания был разработан в 1642 году, в постройке здания участвовали Трефил Шарутин, Иван Невежа и Кристофор Галлоуэй.
Это была башня 26 метров высотой, с двуглавым орлом наверху, а на фасаде единорог и лев олицетворяли символы Луны и Солнца, по бокам солнечные часы.
Сегодня Никольская больше пешеходная туристическая улица с кафе, ресторанами, красивыми фасадами.
Третьяковской проезд, который появился в 19 веке, сейчас маленькая улочка с самыми дорогими магазинами, где совсем не божеские цены:)
На Никольской находится Большой театр Камерная сцена им. Покровского.