23 Февраля. День защитника Отечества. И день восточноевропейской овчарки.
Да, вот такая вот связка. 23 февраля — День защитника Отечества и день восточноевропейской овчарки, официальный день. Да, собаки — тоже Защитники. В годы ВОВ они вынесли с поля боя более 700 тысяч раненых, уничтожили 300 танков противника, доставили 3500 тонн боеприпасов, 200 тысяч донесений, протянули 8000 километров проводов, обнаружили 4 миллиона мин, разминировали 303 города.
Мы ни в коем разе не умаляем человеческих заслуг. Ту же собаку надо воспитать и обучить. И направляет её человек — проводник. По-другому — никак.
Единственный в мире рукопашный бой людей и собак с фашистами
Великая Отечественная в некоторых случаях создавала такие удивительные сюжеты, которые невозможно было бы придумать даже самому талантливому писателю-фантасту или сценаристу. Сегодня мы расскажем об одном из малоизвестных эпизодов первых недель войны — отчаянной контратаке, в которой приняли участие полторы сотни сторожевых собак вместе с нашими бойцами.
Битва, произошедшая в конце июля 1941 года неподалеку от украинского села Легедзино, считается уникальной в мировой истории. Она была частью кровопролитной битвы на южных подступах к Киеву в июле-августе 1941 года. Войска вермахта прорвали наш Юго-Западный фронт в районе Житомира и развернули наступление на столицу Советской Украины. Немецкие военачальники смогли окружить крупные группировки Красной Армии, особенно в Зеленой Барме на правом берегу реки Синюха. В результате остатки 6-й и 12-й армий оказались в немецком окружении, и лишь около 11 тысяч человек смогли с боями прорваться из этого «котла».
В июле немецкие части получили приказ ударить по штабу 8-го стрелкового корпуса генерал-майора Михаила Снегова в селе Легедзино. 30 июля около 2500 немецких солдат атаковали штаб русских, при этом наши подразделения, численностью около 500 человек, под командованием майора Родиона Филиппова, успешно отражали атаки, но потеряли все орудия и бронемашину.
Майор Филиппов (в некоторых источниках упоминается, что о другом командире — майоре Лопатине — идет речь) принял решение использовать свои последние резервы против противника, а именно команду Львовской школы служебного собаководства пограничных войск НКВД Украинской ССР. Это учебное подразделение было перемещено из Львова в Коломыю вскоре после начала войны, а при отступлении вошло в состав отряда пограничников майора Филиппова. В этой команде было 25 кинологов и около сотни собак (различные источники указывают разное количество — от 75 до 150).
Как рассказывал один из очевидцев тех событий, лейтенант-пограничник Александр Иванович Фука, к тому моменту, к началу боя «…осталось двадцать пять проводников служебных собак во главе со старшим лейтенантом Дмитрием Егоровичем Ермаковым и его заместителем по политчасти младшим политруком Виктором Дмитриевичем Хазиковым. У каждого проводника было по несколько овчарок…».
Когда немецкие войска начали наступление на село, Филиппов приказал команде кинологов укрыться в зарослях деревьев позади позиций и не вступать в бой до его специального приказа.
«…Впереди раскинулось пшеничное поле. Оно подходило вплотную к рощице, где расположились проводники со служебными собаками, — читаем в воспоминаниях А.И. Фуки. — Собаки за все время боя не подали голоса: не залаяли, не завыли, хотя их за четырнадцать часов ни разу не кормили, не поили, и все вокруг дрожало от артиллерийской канонады и взрывов…».
Команда кинологов получила приказ вступить в бой в самый критический момент. Когда защитники Легедзино остались практически без боеприпасов, орудий, да и самих защитников уже почти не осталось, тогда и прозвучала для собак и их проводников команда «Вперед!».
Завязался кровавый рукопашный бой. Зрелище было жуткое: 150 овчарок вместе со своими хозяевами бросились на врага. Измождённые отступлением, давно не кормленные полуголодные псы встали на защиту людей… Собаки атаковали фашистов до последнего вздоха, впивались в глотки даже в предсмертных судорогах. Противник, в прямом смысле искусанный и порванный, отступил. Но...
Но, на подмогу пришли танки. Раненые немецкие пехотинцы залезали на танковую броню и оттуда, сверху, поливали огнем бедных псов. В этом сражении погибли все пограничники, все 500, ни один из них не сдался в плен.
По словам очевидцев из села Легедзино, выжившие в бою собаки остались верны своим хозяевам до конца. Каждая из уцелевших овчарок улеглась рядом с убитым другом и никого к нему не подпускала. Многих из них застрелили немцы. Несколько избежавших нацистской пули отказались от еды и умерли от голода прямо на поле битвы. Даже сельским собакам досталось: немцы расстреливали всех крупных псов, включая тех, кто был на привязи.
Из всех пограничных собак в живых осталась только одна овчарка — худая и раненая. Она доползла до одной избы и упала, обессиленная, на пороге. Жители приняли собаку под свою опеку, а по ее ошейнику узнали, что это был пес из специальной школы служебного собаководства капитана М.Е. Козлова.
На окраине украинского села Легедзино, где произошел уникальный бой Великой Отечественной, когда немцев атаковали полторы сотни овчарок, в 2003 году был установлен памятник погибшим пограничникам и их собакам. Установка памятника стала возможной благодаря добровольным пожертвованиям ветеранов Великой Отечественной Войны, пограничных войск и кинологов.
Наш современник Александр Альт написал о том уникальном бое пронзительное стихотворение:
Легедзино, окраина села.
Война. Фашисты шли, как на параде.
Здесь в сорок первом Армия легла,
Оставив повесть о погранотряде.
Черкащина, равнинные бои
Растёрли в пыль «слепую оборону».
Войска сдержать лавину не смогли.
Колокола готовы к перезвону.
Тут на пути германского катка
Поднялись в рост зелёные петлицы.
Эх, как ты, жизнь, ничтожно коротка!
За Родину!.. И покатились фрицы.
Неравный бой. Застава полегла.
Пятьсот бойцов погибло в жаркой драке.
А тут иного быть и не могло...
Но на врага вдруг ринулись собаки!
Сто пятьдесят родных служебных псов
Шли в контратаку, в лоб, не зная страха.
А бег их был прекрасен и суров.
Эх, тяжела ты, шапка Мономаха!
Сто пятьдесят собак порвали полк
Непобедимой вражеской пехоты.
Всё понимая, выполнили долг
Бойцы резерва из хвостатой роты.
Река - Синюха, памятник, цветы.
Две стелы рядом - людям и собакам.
А на полях - прогнившие кресты,
Холмы врагов, покрывшиеся мраком.