Найти тему

Сонетто о жизни | Стихи с очень древним приёмом

Лист отрывного календаря. Изображение из сети
Лист отрывного календаря. Изображение из сети

Я очень люблю всё прошлое, где меня не было: те года, в которых жили люди, которые могли бы мне понравиться, их следы, их мысли, их надежды. Человеческое прошлое хорошо тем, что в нём естественным течением жизни (руками и крыльями фей, разумеется) стирается всё плохое, недостойное, неважное, чтобы остаться только тому, что будет делать будущее лучше.

Мое стремление к твердым формам идет из этой моей любви. Я хочу причаститься к тем временам, когда молодые поэты 16-17 веков, вспоминая поэзию и песни вагантов, изучая их, хотели улучшить, украсить, приумножить их наследие для будущих нас. Тогда и родился прием — удвоение строфы. Он очень простой. Каждая строфа произведения повторяется и двойня соединяется между собой в новую строфу. Дистих превращается в катрен, катрен — в октет и т.д.

Предположим, есть у нас риторический септет AbbA cAc (сейчас мы его называем половинным сонетом, но раньше... когда-то давно это было семистишие из риторического вопроса-катрена и ответа-терцета). Применяем к септету удвоение строфы... ррраз! Получаем AbbAAbbA cAccAc. Ммм... а не сонет ли это?

Сегодня я решила пойти дальше. И применила к обычному сонету выше описанный прием. Что получилось? А вы посмотрите. Рифмовка до удвоения была простая: AbbA cDDc eFe gFg.

== Сонетто о жизни ==

Предвестником сбиранья суток марта
Я в календарь заброшенный вхожу
Как первый день седмицы и вяжу
Часы на спицах сна, в узлах накатных*
По линиям, что нарисуют завтра,
Я тенью зачарованной брожу,
В глаза и души будущих гляжу
Бесед, сомнений, споров с болью Сартра:

Они — другие, не мои; их ток
По снам-проспектам, дрёмам-переходам —
Желание свободной несвободы,
Безвольной воли, вечности с глоток;
Как сала пережеванный шматок,
Дороги с недотаянным нагрёбом**,
И смотрят вниз устало небоскрёбы,
Как те, другие, ищут свой исток.

Я снова жду. Меня еще здесь нет.
Я в лицах и шагах не проявилась,
Хотя повсюду виден вечный след.
Я не хочу неискренних побед,
Но не готова падшим сделать милость
И за уши тащить их тлен на свет.

Почти живу. Дышу едва-едва,
Но с каждым вздохом возвращаю силы.
И душу. И весну. Свои права.
Но не скажу, что я вполне жива,
Что далека от смерти, от могилы.
«Я есть» — вот настоящие слова.

*Накатных — накидных, но это слово я не хотела использовать в этом стихотворении, и не только из-за рифмы — из-за смысла. Кто знает, тот намёк поймает;
**Нагрёбом — а как вы называете собранные людьми сугробы снега вдоль дорог? (я нагрёбами, подкидышами и навалами).

© Стихи. Алиса Чин. 2024 г.

⇐ «Квадрат — четыре стороны...» Стихи о геометрической фигуре || Оглавление || Белый меч. Духовные стихи ⇒

Прием древний, простой и красивый.

Понравилось? Подпишись! Я выкладываю 3 стихотворения в день (МСК: 08:00, 12:00, 18:00)!