Найти тему

Одержимость (1943): история несостоявшегося покровительства

Первая работа Лукино Висконти. Экранизация произведения американского писателя Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». Существует несколько интерпретаций истории на экране.

Например, вот одноименный фильм с Джеком Николсоном в главной роли. Он играет в паре с Джессикой Лэнг, эту картину я посмотрела давно. Она как-то не произвела на меня большого впечатления, хотя Николсон - великий актер, мастер.

-2

Совсем недавно посмотрела "Одержимость" - запись спектакля с Джудом Лоу в главной роли. Лоу добавил своему персонажу и глубины, и неоднозначности. Если у Николсона вышел странноватый мужлан, то Лоу попытался оправдать своего героя. Рекомендую к просмотру, если найдете запись.

-3

И, наконец, я посмотрела фильм Висконти. Думаю, с этого и надо было начинать. Настолько тут все совершенно сделано, что даже дух захватывает. От главных героев опасностью и смертью разит с первых кадров.

-4

Вот таким подан Джино у Висконти. Хороший парень, не правда ли?

Мои размышления сегодня будут носить психологический характер. Посмотрим на фильм как на апологию психопатологии. При всех несомненных достоинствах фильма в плане художественных решений, просмотр привел меня к неожиданным выводам.

-5

За внешней простой фабулой скрывается много дополнительных пластов. Джино, Джованна и Брагано, а также часы Брагано - как отдельный герой. Джованна говорит Джино, что сначала увидела часы Брагано, на цепочке, а затем обратила взгляд на него самого. Познакомились они в закусочной, где Джованна платила собой за еду.

Кстати, эта же модель невольно потоворяется у нее при встрече с Джино, хотя он заплатил монетой (которую Джина припрятала), но первая же встреча заканчивается близостью, после трапезы. Это первый перевертыш с подачи Джованны. После этого она рассказывает Джино про часы Брагано, как про некий волшебный предмет, который магнетизировал ее и заставил обратить внимание на их владельца.

-6

Интересно, что потом, после гибели мужа, она получает в полицейском участке его личные вещи, включая его часы и трепетно гладит их. Часы как проводник в благополучную жизнь, которая впрочем быстро ей надоела. Джино застает ее за поглаживанием этих часов и пытается их отобрать, но она не отдает часы. Очень необычный и при этом точный момент фильма! Она борется за них с Джино как зверь.

И что же мы видим? Брагано пришел в ее жизнь через этот необычный предмет, но у Джино ничего подобного с собой не было. И часы Брагано не могут ему принадлежать теперь, потому что не ассоциируются у Джоанны с Джино. Может быть поэтому Джоанна прячет от нового возлюбленного этот предмет? Джино позднее находит эти часы и с недоумением рассматривает их: что тут прятать? часы и часы, ничего особенного.

Обратите внимание, все герои идут по лестнице вниз. И уже почти пришли
Обратите внимание, все герои идут по лестнице вниз. И уже почти пришли

Второй момент, тоже очень необычный - это выбор себе пары для всех героев и определенные закономерности, обнаруживаемые в фильме.

Итак, Брегано был настолько состоятелен, чтобы взять себе такую красотку как Джованна, то есть ровно настолько мог считать себя превосходным и состоятельным, чтобы выбрать женщину из закусочной в спутницы жизни. Они начинают жить вместе, вести бизнес, но Джованна несчастна, потому что нет в их отношениях радости и нежности. Иерархия сохраняется: Джованна говорит, что она как прислуга и отношение Брегано к ней соответствующее.

-8

Возможно что-то бы изменило в статусных раскладах пары рождение наследника, о котором мечтает Брегано, но детей у них нет, а время идет. Джованну тяготит такое положение дел. Она уже детородного возраста, а от нереализованной функции воспитания непосредственно ребенка, ей хочется иметь и проявлять воспитательные и волевые качества на субъекте-заместителе, как это часто бывает и сегодня у женщин, которые по каким-либо причинам вовремя не родили. Ей хочется проявлять покровительство к кому-то, почему и появляются, например, "кошатницы". Как у нас - у нас есть дети, а у детей есть - кошка (хомячок, собачка). Кстати, если бы у нее был ребенок, она бы переключилась на него как на существо, ниже ее по статусу. А поскольку у героев фильма была семья сильно перекошенная в сторону авторитарных черт Брегано, то появление Джино можно назвать закономерным.

-9

Он и выглядит как ребенок. Посмотрите, как он смотрит на Джованну в этом кадре - как ребенок на мать.

-10

Итак, женщине хотелось бы быть по статусу выше и здесь Джино подошел ей идеально, ведь он - бродяга, пария, много ниже Джованны, а значит она могла повелевать им и распоряжаться так, как над ней властвовал Брагано. Но она не учла, даже из собственного опыта, что подчиненная позиция не может быть вечной, что на корабле обязательно зреет бунт. И закономерно, что Джино, опять же спустя время, находит женщину еще менее статусную, чем он сам - знакомится на улице с проституткой и пытается ей покровительствовать (причем на деньги Джованны).

Пока не совсем ясна линия с Испанцем, возможно, он введен в ткань повествования как вариант перемены участи для Джино, возможность выйти в новый социальный статус.

А в целом, как зритель, нахожу подтверждение: существует не только межполовая борьба за главенство, но и межстатусная - постоянная потребность выйти в покровители.

Разумный человек должен отказаться, думаю, от такой потребности, выстраивая свою жизнь на началах взаимных договоренностей, в максимальном отходе от доминантных и авторитарных проявлений по отношению к своим близким, включая детей.