В октябре 1917 большевикам относительно небольшими силами и почти без крови удалось взять власть. Но Ленин прекрасно понимал: взять власть - это одно, а удержать её - это совсем другое. Пример Временного Правительства показывал, что второе гораздо сложнее. Первое что нужно было решить, это нужно ли создавать коалицию, или создать однопартийное большевистское правительство. И Ленин, и Троцкий настаивали, что необходимо создать однородное правительство только из Большевиков. Каменев, Зиновьев, Бухарин, Коллонтай считали, что возможен союз со всеми левыми партиями. Сталин и Свердлов колебались, не понимая, смогут ли большевики удержать власть в одиночку. Так или иначе, меньшевики и правые эсеры отказались признать Октябрьский переворот, поэтому путь в коалицию для них был закрыт. Левые эсеры готовы были сотрудничать с большевиками при условии, что большевики выполнят обещание передать помещичьи земли крестьянам. Так и сложилось первое коалиционное Советское правительство большевиков и левых эсеров. Возглавил его Ленин, а само правительство назвали Совет Народных Комиссаров, или сокращённо Совнарком.
Поначалу никакого серьёзного сопротивления Советской власти не было. Керенский попытался собрать верные войска в Москве и пойти на Питер, но из этого ничего не вышло: войска были распропагандированы советскими комиссарами ещё на подходе к столице. Чуть позже по наущению Антанты восстание на Дону поднял Каледин. Но это тоже пока не переросло в сопротивление всероссийского масштаба. Ленин понимал, что главной опасностью для Советской власти являются сами Красные отряды, если они почувствуют, что большевики по примеру Керенского захотят продолжить участие России в Первой мировой войне. Солдаты однозначно требовали выхода Советской России из грабительской империалистической войны. Также они хотели вернуться в свои деревни и забрать помещичьи земли. Вопрос с землёй было решить достаточно легко, тем более, что половина помещичьих земель итак уже была стихийно отобрана. Советская власть передала землю крестьянам, разделив её поровну (точнее по количеству едоков в семье) среди тех, кто эту землю по факту обрабатывал. Что же касается войны, то этот вопрос нельзя было решить в одностороннем порядке, нужно было договариваться с немцами. Советскому правительству очень не хотелось идти на подобные договорённости, так как их немедленно обвинили бы в соглашательстве с буржуями и империалистами. Сегодня это назвали бы имиджевыми потерями. Точно такие же имиджевые потери были у германского кайзера, который будучи законным наследственным монархом, должен был вести переговоры с "незаконным" революционным правительством. Естественно ни Ленин, ни Вильгельм II не могли вести подобные переговоры напрямую, поэтому в Брест были направлены их представители: военное командование от Германии и полномочная делегация центрального комитета партии от РСФСР.
Переговоры были сложные, с обеих сторон наблюдался разброс позиций. Со стороны центральных держав противоречия были между австрийским Министерством иностранных дел и немецким военным командованием. Австрийцы требовали заключения мира с большевиками немедленно и на любых условиях. Позиция Советов "Мир без аннексий и контрибуций" полностью устраивала австрийскую сторону. Немцы же настаивали, что либо мир без аннексий и контрибуций заключается со всеми воюющими странами, включая Францию, Великобританию и США, либо если это мир сепаратный, то есть только с Советской Россией - то большевики должны заплатить большую цену, чтобы этот мир заполучить. Советская сторона, учитывая требования Германии, обратилась к странам Антанты с запросом, готовы ли они заключить с Германией мир без аннексий и контрибуций. Как это не удивительно, но страны Антанты просто проигнорировали запрос советского руководства, хотя их народы уже 4 года истекали кровью на фронтах Первой мировой войны. Итак приходилось выбирать из плохого и худшего: либо идти на сепаратный мир с Германией, либо объявлять Германии революционную войну.
В Советском руководстве не было единства по этому вопросу. Группа левых коммунистов во главе с Николаем Ивановичем Бухариным и Александрой Михайловной Коллонтай выступала резко против сепаратного мира с Германией. Также против мира были партнёры Большевиков по коалиции: левые эсеры. И те, и другие считали империалистическую кайзеровскую Германию колоссом на глиняных ногах, стоит направить туда советских агитаторов, знающих немецкий язык, и Германия за пару недель осуществит свою социалистическую революцию. Более умеренное крыло в Большевистской партии, которых в данном случае представляли Ленин, Сталин и Свердлов, считали, что ради сохранения первого в мире революционного правительства нужно пойти на это похабное соглашение с империалистической Германией. Таким образом РСФСР получит время для формирования собственной армии, и уже тогда окрепнув и нарастив мышцы, бросится стремглав на своих внутренних и внешних врагов. Ленин называл это стратегической передышкой.
Между двумя группами развернулось полноценное политическое противостояние, ситуация накалилась настолько, что чуть было не произошёл настоящий раскол в партии большевиков. Чтобы этого избежать, большевистское руководство приняло решение временно поддержать срединную позицию Троцкого: "Ни мира, ни войны". Троцкий, возглавляя советскую делегацию в Бресте, просто затягивал переговоры, надеясь на выступление рабочих в Берлине, Гамбурге, Вене.
Отдельные выступления рабочих в Германии и Австро-Венгрии происходили, но быстро подавлялись полицейскими силами даже без привлечения армии. До революционной ситуации ещё было очень далеко. Немецкое военное командование поставило ультиматум перед Советской делегацией: либо вы немедленно подписываете мир, либо мы переходим в наступление. Троцкий попытался вновь выиграть время, но на этот раз немцы действовали решительно. Во второй половине февраля 1918 они перешли в полномасштабное наступление по всему фронту от Балтийского до Чёрного моря. Советская армия, а точнее не обученные части Красной Гвардии, вступили в неравный бой с подготовленной боеспособной закаленной в боях армией Германской империи. Исход был ясен, о нём изначально предупреждал Ленин.
После этого наконец удалось сломить сопротивление бухаринцев и левых эсеров, и 3 марта 1918 Советская делегация в Бресте подписала мирный договор с Германией. Однако на этом история не закончилась. В середине марта 1918 центральному комитету партии предстояло ратифицировать Брестский мирный договор на Съезде Советов. Ленину и Свердлову стоило огромных усилий убедить делегации от различных регионов страны, что необходимо поддержать подписание этого договора. Бухаринцы кстати так и не согласились с мнением Ленина, и в итоге воздержались при голосовании. Левые эсеры голосовали единогласно против. Уже тут наметился жёсткий раскол в первом Советском правительстве и фактически развал коалиции. Кульминация этих событий произойдёт чуть позже, пока же левые эсеры перешли в глухую оппозицию.
После подписания Брестского мира у большевиков наконец появилось время заняться всерьёз внутренними делами: создание милиции и наведение порядка на улицах, обеспечение продовольствием городов, восстановление промышленности, формирование Красной Армии (пока на добровольной основе), формирование органов безопасности и борьба с контрреволюцией. Гражданская война в полном смысле ещё не началась, были отдельные очаги сопротивления в казачьих регионах, но они не перерастали в что-то масштабное. Страна в целом приняла советскую власть. Большевики выполнили свои обещания: они закончили войну, передали землю крестьянам, и избавили рабочих от поработителей капиталистов.
Правда на внешнеполитическом фронте чувствовалась напряжённость. Во-первых, Германия не до конца выполняла договорённости в Бресте и заходила на те территории, которые принадлежали РСФСР. Во-вторых, страны Антанты начали оккупацию северных регионов РСФСР под предлогом защиты от Германии. Всё это создавало отдельные очаги напряжения на окраинах, но центральная Россия была в крепких рабочих руках Большевиков. Ленин выстоял первый серьёзный удар после Революции: власть была сохранена и упрочивалась с каждым днём.
Однако этой ситуации не суждено было существовать очень долго. Уже в мае 1918 наступает следующий серьёзный кризис. Спровоцирован он был не большевиками, но решать его пришлось именно им. В истории этот кризис получил название "Восстание чехословацкого корпуса". И это стало фактическим началом полномасштабной гражданской войны на всей территории бывшей Российской Империи.
Сам этот корпус был сформирован царским правительством ещё во времена Первой мировой войны из военнопленных австро-венгерской армии чешской и словацкой национальности. Численность его была около 50 тыс. человек. На момент Октябрьской Революции он находился на российско-австрийской границе, его, собственно говоря, и планировали использовать против "родной" австрийской армии. Однако после Октябрьской революции он оказался на территории, подконтрольной Центральной Раде. Более того, очень скоро на эту территорию по Брестскому соглашению должны были войти части германской армии. Естественно чехословаки не хотели оказаться в руках немцев. Вот потому они и ринулись без всякой договорённости и разрешения на территорию РСФСР. Советское руководство немедленно потребовало от Антанты (а с января 1918 чехословацкий корпус был официально подчинен французскому военному командованию) вывести эти войска с Советской территории. В мае 1918 стороны достигли соглашения, что чехословацкий корпус должен быть переведён на западноевропейский театр военных действий. Однако самый короткий маршрут (через Австро-Венгрию или Германию) по понятным причинам был закрыт. Через Балтийское море, где хозяйничали немцы, или Чёрное море, где проливы контролировали их союзники турки путь также был закрыт. Через северные порты (Мурманск, Архангельск) такую операцию было осуществить достаточно трудно из-за неразвитости инфраструктуры, к тому же большевики не хотели пускать чехословаков в центральные регионы России: мало ли что они там затеят.
В общем после долгих переговоров было решено отправить чехословацкий корпус по транссибирской железной дороге через всю Сибирь во Владивосток, и далее кораблями в западную Европу. Но пока чехословаки ехали из Самары во Владивосток, немцы выдвинули большевикам ультиматум: необходимо чехословаков разоружить. Мол по Брестскому мирному договору стороны обязались не поддерживать враждебные другой стороне силы. А чехословаки едут с оружием в руках на Западный фронт воевать против немцев. Советское руководство нехотя согласилось с аргументами немцев. В Челябинске красногвардейцы попытались разоружить чехословаков, однако те подняли восстание, и очень скоро захватили почти всю железную дорогу от Самары до Владивостока. Неожиданно в их руках оказалась огромная территория, которая моментально перестала подчиняться большевикам. Этим сразу воспользовались эсеры, меньшевики и другие антисоветские элементы. В Сибири возникли очаги антисоветской власти.
Летом 1918 у большевиков возникли новые проблемы: их бывшие партнёры по коалиции, левые эсеры, подняли мятеж, и не где-нибудь, а непосредственно в столице, в Москве. Они убили немецкого посла в Москве графа Мирбаха, надеясь этим расторгнуть Брестский договор. Они взяли здание ЧК, и готовились штурмовать Кремль. И лишь сохранившие верность большевикам латышские стрелки смогли подавить этот мятеж. Хотя это восстание было недолгим, но для власти большевиков оно пожалуй было самым опасным, так как развернулось непосредственно в столице.
После лета 1918 белые постепенно накапливали силы. В итоге образовалось четыре отдельных центра антибольшевистских сил: на юге Деникин, в Сибири Колчак, на севере Миллер, на северо-западе Юденич. Как только война на западном фронте закончилось, Антанта смогла наконец сосредоточить свои усилия на помощь белой армии. После ноября 1918 англо-французы достигли соглашения с немцами, что территории Западной России, которые немцы взяли под контроль после Брестского мира, будут переданы под контроль Антанты. Однако немцы не горели желанием оставаться на этих территориях, и ждать, пока французы и англичане соизволят их сменить. Они покатились обратно на Родину, а Советская Россия, разорвав Брестский договор, пошла освобождать соотечественников от ига буржуазии и капитала.
Однако земли Западной России были лакомым кусочком ещё для одного капиталистического хищника: Польши. После ряда столкновений в январе-феврале 1919 Польша и РСФСР решили пока не провоцировать крупный конфликт, так как у каждой страны были свои серьёзные проблемы. Советское руководство находилось в пылу гражданской войны, а Польша пыталась оттяпать от Германии любые территории, где проживало хоть какое-то польское население.
Антанта тем временем перешла к активным действиям: они по открывшемуся для них Чёрному морю принялись снабжать Деникина оружием, а также осуществили две авантюры - высадка французов в Одессе, и высадка англичан в Батуме. Обе авантюры достаточно быстро провалились, и англо-французы ретировались на родину.
Однако от поддержки белых армий они не отказались, и 1919 стал самым тяжёлым годом для Советской власти. Одновременно с 4 сторон белые армии двинулись на советские столицы, Питер и Москву, летом и осенью 1919. Из Финляндии и Эстонии на Петроград шел Юденич, из Уфы и Казани на Москву шёл Колчак, из Орла на Москву шёл Деникин, из Архангельска и Вологды на Москву шёл Миллер. Миллера и Юденича удалось остановить достаточно легко, силы их были невелики, а поддержка местного населения минимальной. С Колчаком и Деникиным было справиться сложнее, ибо они опирались на казачьи регионы юга России и Урала, где Советская власть не пользовалась большой популярностью. Пролетариата, как такового, в этих регионах было очень мало, а сами казаки представляли собой крупных землевладельцев, состоявших на воинской службе у царского режима. Лозунги о диктатуре пролетариата или разделе земли помещиков не находили здесь никакого понимания. Казалось бы с такой поддержкой белые могли довольно долго контролировать эти огромные территории.
Но Колчак и Деникин совершают ошибки, они начинают углубляться в территории центральной России, где местное население массово поддерживает большевиков. Их армия тает на глазах, казаки просто разворачиваются и идут обратно на свои территории, никакого интереса воевать в Центральной России у них нет. Большевики после небольшого смятение в октябре 1919 останавливают и Деникина, и Колчака, а потом разворачивают широкомасштабное наступление на юг, отбрасывая Деникина к самому Чёрному морю. Потом громят Колчака, и уже на Дальнем Востоке в Иркутске берут его в плен и расстреливают. Деникину удаётся спастись, в марте 1920 он эвакуирует свою армию из Новороссийска в Крым и передаёт управление белыми войсками генералу барону Врангелю.
Казалось бы всё решено, остался небольшой очаг белых в Крыму, который не может сопротивляться огромной Советской России. Однако тут большевики сталкиваются с новой старой проблемой: Польша. Летом 1920 поляки вдохновлённые Антантой начинают войну против РСФСР. Поначалу им сопутствует успех, они занимают Минск, они занимают Киев, и кажется даже готовы броситься на Москву. Но Тухачевский, Ворошилов, Уборевич перехватывают инициативу, громят польские части, и идут прямо на Варшаву. С помощью французских офицеров и английского вооружения полякам удаётся спасти свою столицу, и даже завоевать земли Западной России, которые на долгие 20 лет перейдут под контроль панской Польши.
В октябре 1920 большевики вынуждены подписать перемирие с Польшей, и после этого их уже ничто не может остановить от уничтожение белого очага в Крыму. 200-тысячная армия Фрунзе вторгается на полуостров, и в ноябре 1920 белые армии спешно эвакуируются в Константинополь. Гражданская война в европейской части России закончена.
В марте 1921 большевики подписывают окончательный мирный договор с Польшей. Также налаживаются отношения со странами Прибалтики и Финляндией. Западные границы РСФСР примерно установлены. На юге 11 Красная Армия устанавливает советскую власть в Азербайджане (апрель 1920), Армении (ноябрь 1920) и Грузии (март 1921). Средняя Азия также советизирована, хотя отдельные басмаческие движения существуют здесь до середины 1920-ых. На Дальнем Востоке Советское руководство принимает решение создать независимую Дальневосточную республику (ДВР), это сделано чтобы избежать прямых военных столкновений с Японией.
Итак все военные вопросы молодая Советская республика сумела решить, теперь перед центральным комитетом партии встал очень серьёзный вопрос дальнейшего экономического развития страны. Во время Гражданской войны Ленину пришлось ввести политику военного коммунизма, которая предполагала принудительное изъятие зерна у крестьян, отмену зарплат для рабочих, ограниченные продуктовые пайки в городах. Всё это приводило к открытым выступлениям и крестьян, и рабочих против Советской власти. Если ничего не предпринять, то Советская власть могла рухнуть под тяжестью экономических проблем. Ленин очень быстро понял, что действовать нужно решительно, и действовать нужно немедленно.
Тамбовское восстание крестьян и особенно кронштадтское восстание моряков в феврале-марте 1921 заставили Ленина отменить политику военного коммунизма. В марте 1921 на десятом съезде РКП(б) Ленин провозглашает новую экономическую политику (НЭП). Теперь крестьяне платят налог государству, но не подвергаются тотальной продразвёрстке. В городах разрешают мелкую торговлю, открытие лавочек, пекарен, ресторанчиков. Рабочим начинают выплачивать зарплату деньгами. В магазинах появляются продукты.
Новая экономическая политика стала спасением для молодой Советской экономики. Ленин показал себя мудрым стратегом, который прислушивается к мнению простых людей.
Теперь были решены и военные, и насущные экономические вопросы. Настала пора оформить детище большевиков в единую государственную структуру. Мировая революция пока ставится на паузу, это было очевидно. Отдельные попытки урегулировать отношения с Западом делаются в Генуе и Раппало. Советская внешняя политика пробивает блокаду, и заключает экономический договор с Германией. И остальные западные страны и их компании постепенно приходят на Советский рынок, и начинают работать по советским правилам.
Ленин понимает, что нужно организовать как для самих советских граждан, так и для иностранных концессионеров понятную единую структуру власти на всей территории подконтрольной большевикам. Так и рождается проект СССР: Союза Советских Социалистических Республик, где нет главных и подчинённых, где есть равноправный союз братских народов.
Теперь дело Ленина было окончательно оформлено. На свет появилось новое государство. Ему предстоят тяжёлые годы и сложные испытания. И самым главным испытанием будет существовать и развиваться без своего создателя. После стольких лет напряжённой работы организм Ленина не выдерживает, и одновременно с созданием нового государства на Ильича обрушивается страшная болезнь, которая будет мучить его долгих 13 месяцев. 21 января 1924 Великий вождь умирает, оставляя своё детище на попечение ближайших соратников.
Можно с уверенностью сказать, что Ленин положил своё здоровье на алтарь создания первого в мире государства рабочих и крестьян. Это был великий человек, это был великий лидер. И мы должны гордиться, что он был нашим с вами соотечественником.