Найти тему
Eidos Phoenix

Философия науки И. Лакатоса. Критика формализма и квазиэмпиризм в философии математики. Философия естествознания: утонченный фальсификациони

Имре Лакатос (по-венгерски произносится Лакатош) (1922-1974).

Последователь Поппера, который хочет применить его теорию к математике.

  1. Философия науки И. Лакатоса. Критика формализма и квазиэмпиризм в философии математики.
    Он пытается показать, что математика не отличается принципиально от естественных наук. Попперовское для естеств. наук: есть проблема, пробные теории, критика и устранение ошибок, переформулировка проблемы и тд.
    Лакатос пытается показать, что математика ведет себя похожим образом. Эту позицию он именует Квазиэмпиризм. По Лакатошу задача философа математики – понять, как реально осуществляется рост знаний математики (как и ставил задачу Поппер), а не решать проблему оснований. «Догматы логического позитивизма гибельны для истории и философии математики». Часто математики, пытаясь найти абсолютное основание, не достигают своей цели, но создают новые области математики. «Неформальная квазиэмпирическая математика не развивается как монотонное возрастание количества несомненно доказанных теорем, но только через непрерывное улучшение догадок при помощи размышления и критики, при помощи логики доказательств и опровержений»
  2. Философия естествознания: утонченный фальсификационизм и концепция научно-исследовательских программ.
    Фальсифицируемость—критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Поппером. Теория является фальсифицируемой по Попперу, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Пытается придать Попперовскому фальсификационизму большую четкость и убедительность. Различает 3 вида фальсификационизма (у Поппера все есть, но четко не различаются):
    1. догматический фальсификационизм. Четкое разделение теории и эксперимента, все теории опровержимы, но при этом существует неопровержимый эмпирический базис, который открывается экспериментом, и он по Лакактосу не выдерживает критики.
    2. методологический наивный фальсификационизм. У него есть условное разделение на уровни: уровень проверяемых теорий и уровень фонового (непроблематичного исходного) знания принимаем не критически, опираясь на него проверяем другие теории. Лакатоша он не устраивает. ВМЕСТО ПЕРВЫХ ДВУХ ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМОВ Лакатош предлагает третий:
    3. методологический утонченный фальсификационизм (уточняются правила принятия и фальсификации). По Лакатосу, проверка – столкновение 3-х сторон: не 2-х – теорий и эксперимента, а по крайней мере 2 соперничающих теорий и эксперимента. Некоторые из наиболее известных экспериментов в истории науки дают скорее подтверждение, чем опровержение, что тоже плохо согласуется с фальсификационизмом в том виде, в котором его развивал Поппер. «Утонченный фальсификационист признает некоторую теорию T фальсифицируемой, если и только если предложена другая теория T' со след характеристиками:
    1. Т' имеет добавочное эмпирическое содержание по сравнению с Т, т.е. она предсказывает факты новые, не вероятные с точки зрения Т или даже запрещаемые ею.
    2. Т' объясняет предыдущий успех Т, т.е. все неопровергнутое содержание Т, в пределах ошибки наблюдения.
    3. Какая-то часть добавочного содержания Т' подкреплена (экспериментально).» На основе утонченного методологического фальсификационизма Лакатос формулирует свое представление о том, как развивается наука, которое получает у него название «методология научно-исследовательских программ». Если у Поппера ключевым термином является термин «научная теория», у Куна – «парадигма», то у Лакатоса – научно- исследовательская программа.

Методология научно-исследовательских программ (1968-1970)
1.Противоставляет: Фальсификационизм vs. Джастификационизм (в кот. полагают, что научное знание состоит из доказательно обоснованных высказываний).
2.Догматический, наивный методологический и утонченный методологический фальсификационизм.
3.Что такое научно-исследовательская программа (НИП)

  • -  отрицательная и положительная эвристика;
  • -  жесткое ядро и защитный пояс;
  • -  реализация НИП в виде последовательности теорий;
  • -  теоретически (эмпирически) прогрессивный или регрессивный сдвиги проблем по цепочке теорий.
    Пояснение элементов НИП ниже: надо рассматривать цепочку последовательных теорий Т1, Т2, Т3 и т.д., каждая из которых получается из другой посредством определенных дополнений и трансформаций. Такая цепочка теорий представляет собой научно-исследовательскую программу, если у всех этих теорий есть общая часть – так называемое жесткое ядро. Т.е.: есть некий набор положений (жесткое ядро), и теория включает в себя некоторый запрет, который Лакатос называет отрицательной, или негативной, эвристикой, на опровержение этих положений. Но если есть ситуация, с которой не можем мы справиться, существует положительная эвристика: вокруг ядра образуется пояс вспомогательных гипотез. Их можно варьировать: можно добавлять дополнительные гипотезы или отбрасывать. Лакатос согласен с Куном, что ученые не склонны отбрасывать теории. Лакатос предлагает подход, как сравнивать между собой такие цепочки – теории научно- исследовательских программ. Н.и.программа испытывает либо прогрессивный сдвиг по цепочке, либо регрессивный. Н-и программы могут быть отложены, можно одновременно пользоваться несколькими из них, можно сравнивать. Лакатосу удается, с одной стороны, учесть не учтенные Поппером особенности: как развиваются наука, в частности, что исследователи не отбрасывают теории при обнаружении аномалии, с другой, описать рациональное развитие науки. Итог: Образ науки, которая развивается, причем не линейно. Споры вокруг истинности, рациональности развития науки, возможности существования или отсутствия прогресса науки.