Найти в Дзене

«Как хорошо быть генералом!» Могли ли советские военные обидеться на шутливую песенку и «отменить» Эдуарда Хиля?

Манера исполнения Эдуарда Хиля всегда отличалась особенной лучезарностью. Именно он вывел простую формулу: «Человеку много ль надо? У него на сердце радость!» Конечно, в репертуар певца входили и серьёзные, военные, трагические по тематике песни. Но многие помнят его по светлым и весёлым номерам с оттенком доброго юмора.

Казалось бы, у такого жизнерадостного бодрячка с безупречной репутацией, как Эдуард Хиль, не могло возникнуть никаких сложностей с властями. Тем не менее, нередко пишут, что на одну из исполненных им песен обиделись высокие военачальники. А сам артист даже на какое-то время попал под запрет. Могло ли такое быть?

И как не поверить, ведь эту историю рассказал сам Эдуард Хиль! Речь о песне «Строгий капрал», написанной композитором Вадимом Гамалией на слова Михаила Танича. Она вышла на пластинке в 1969 году.

С первых нот понятно, что песенка хоть и о военных, но явно не о наших. Во-первых, в советской армии капралы отсутствовали как класс. Во-вторых, в тексте упоминаются молитвы, сеньоры и девушка по имени Мари, что автоматически переносит место действия куда-то в страны НАТО. Наконец, начало песенки явно пародирует итальянскую тарантеллу.

Кстати, примерно в то же время «Строгого капрала» не менее звонко исполнил и Вадим Мулерман. Трудно сказать, кто был первым. Но Мулерман эмигрировал, и его вариант выбыл из широкого хождения. А Эдуард Хиль продолжил петь «Капрала» со сцены.

Плутоватый новобранец, который не прочь стать генералом, низменные желания, фривольные нравы в гарнизоне... Армия в этой песне представлена явно в ироничном ключе. И если не вдаваться в контекст, можно принять за издёвку!

По словам Эдуарда Хиля, так и случилось. Однажды он исполнил «Строгого капрала» на концерте в присутствии высшего военного начальства СССР. По личной просьбе самого Юрия Гагарина. Но высокие чины не оценили. Некоторые генералы в гневе покинули свои места. А певец был вызван в Политуправление армии, где ему сообщили, что о телевизионных эфирах и радио можно забыть на годик-другой.

Ситуацию пришлось исправлять тому, кто невольно её спровоцировал, — Юрию Гагарину. Узнав от Эдуарда Хиля о постигшей его «отмене», он отправился чуть ли не министру обороны. Авторитет легендарного лётчика-космонавта был непререкаем. Он разъяснил, что генералы в песне — из стран предполагаемого противника. Запреты был сняты.

Уж не знаю, могли ли генералы быть столь обидчивыми и в упор не видеть пародийного и шуточного характера песни. Возможно, это лишь байка. К тому же, песня «Строгий генерал» свободно звучала не только в исполнении Хиля. Её же пели, например, «Голубые гитары» и Владимир Макаров.

И ещё одно маленькое, но интересное послесловие. Мало кто знает, но Вадим Гамалия написал продолжение «Как хорошо быть генералом»«Ответ капрала» на стихи того же Михаила Танича. Эстрадным хитом она не стала, сохранилась лишь запись, сделанная самим композитором. Здесь несчастный капрал, которого так мечтает пережить новобранец, берёт ответное слово, рассказывая о своём нелёгком житье-бытье. Получается, что он и есть — главный генерал!

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!