Найти тему
93,4K подписчиков

Жажда достижений

Всё чаще в общении не только с клиентами, но и знакомыми мне людьми приходится слышать о том, сколько всего сделано, достигнуто, преодолено:

- количество сделанных за день дел,

- количество прочитанных книг,

- количество партнёров (и не только по бизнесу и работе),

- количество заработанных денег,

- количество преодоленных километров,

- количество съеденных калорий (ну, или более модное сегодня - не съеденных),

- количество написанных статей, выполненных проектов, сданных работ,

- количество , количество, количество...

И вот на какие мысли эта система оценок себя, своего дела, другого рядом с собой меня натолкнула.

Мерой определения качества жизни, её, да и своей собственной успешности, все более выраженно становится количество сделанного. Логично такой позиции противопоставить качество тех достижений, о которых говорит человек и соотнести это качество с количеством сделанного. Но второе всё чаще проигрывает. В сегодняшней реальности говорить о качестве не принято, не удобно, не к стати, ни к чему. Ведь зачем качество, когда его отсутствие можно с лихвой перекрыть количеством. Эта тенденция обнаруживает себя во всех сферах жизни и становится общепринятым мерилом.

Количество дипломов против профессионализма...

Количество цифр и диаграмм против истинной продуктивности...

Количество партнёров против глубины отношений...

Количество надеваемых нами масок против подлинной сути нас самих...

Так вот, рассуждая об этой тенденции родилась у меня фантазия, будто люди наращивают броню из количественных оценок себя, все дальше уходя от себя истинных, себя настоящих, утопая в пучине "достигаторства". А может и не уходя вовсе, а скрываясь, прячась под слоями этих, часто по сути своей ничего не значащих, достижений?

В слепом стремлении к бесконечному увеличению собственных достижений люди становятся невосприимчивы к попыткам соотнесения их истинных потребностей и бесконечно увеличиваемого результата. Подобно радже из детского мультфильма, они продолжают требовать "ещё и ещё", забывая о грустном финале жадного правителя, потерявшего себя в бесчисленных монетах.

От чего/кого мы прячемся за этой броней? От каких ран и разочарований? От чего или от кого защищаемая? А, может быть, и в угоду кому мы не проявляет себя настоящих? Кого держим при себе или к кому себя приковываем? Какую пустоту заполняем и никак не можем заполнить?

И как всегда встаёт вопрос, как остановиться? Как изменить курс и направление? Что можно вообще сделать, чтобы изменить такое отношение к себе? Как же скинуть с себя ложные представления и оценки? Как найти среди всего требуемого от нас то, что действительно покажет нас настоящих, что позволит по-настоящему себя реализовать? Как развернуть стремление достигать от направления наращивания защитной брони, в направление укрепления истинного Я? Возможно ли в мире, где всё ориентировано на наращивание скорости, результативности, эффективности и, в конечном счёте, поверхностности восприятия себя и окружающего мира, сместить фокус внимания на углубления понимания себя, своей жизни и своего призвания? Как это сделать, если звучит только один вопрос: "сколько?", а другие возможные вопросы к себе отметают как неважные и не дающие никакой информации?

Существует много возможных направлений, для исследования этой тенденции. Как всегда можно пойти в прошлое и поискать ответ там. Можно исследовать привычные поведенческие шаблоны и искать способы их перестройки. Можно исследовать, что толкает нас в это кольцо бесконечных достижений или что уводит от понимания своих настоящих потребностей. Понять от чего бежим или куда стремимся.

Но даже не уходя в длительное путешествие по собственной душе можно помочь себе лучше понять, что происходит. И если уж от вопроса "сколько?", ну, никак не уйти, попробуйте спросить себя по-другому, развернув его в ином направлении - от внешней реальности к внутренней. И тогда, возможно, удастся развернуться и навстречу себе:

- сколько дел я сделал вдумчиво, действительно пропустив через себя, а не на автомате? И как это меня изменило?

- сколько книг я прочел не потому, что модно и все читают, а потому что откликнулось что-то в душе? Что и как откликнулось,как это было и каким теперь я буду?

- сколько из съеденного принесло мне истинное удовольствие? Сколько я съел, потому что для меня это было полезно, вкусно, нужно и сколько из съеденного было съедено, потому что так гласит диета, блогер, система питания или потому что только так можно заглушить мою боль?

- сколько слов я не сказал не потому, что не могу выстроить границы, как рекомендует очередной модный психологический блог, а потому что не стал ранить этими словами близкого мне человека и наше "мы" важнее чем "я" каждого из нас?

- сколько из заработанных денег мне действительно нужно для решения важных жизненных задач, а сколько я зарабатываю, чтобы соответствовать принятым вокруг меня шаблонам? Сколькими из них я пытаюсь заглушить свое одиночество, свою неуверенность, свой страх, свой стыд, свою вину?

- сколько раз сегодня я был честен с собой? И сколько раз я себе соврал?

- сколько раз я был искренне рад себе, другому, случившимся событиям?

- сколько раз я себя похвалил, а не подогнал?

- сколько раз я был добр к себе и к другим?

- сколько раз за день я испытал настоящее, а не модное и "правильное" удовольствие?

- сколько раз я задал себе хоть один из этих или какой-то другой вопрос, который помог мне понять себя чуть лучше?

А куда преимущественно направлен Ваш взгляд: вовне, на внешние достижения или внутрь, на лучшее понимание себя?

Говрякова Надежда, аналитический психолог

Февраль 2023

Автор: Надежда Говрякова
Психолог, Аналитический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru