Зловещий и роскошный Роберт Де Ниро. Молодой и пока еще красивый Микки Рурк. Юная и нежная Лиза Боне. Только из-за каста нужно бежать и смотреть «Сердце ангела». Но самое главное, конечно же, это Алан Паркер – режиссер. У него плохих фильмов не бывает. В какую картину не ткни – хороша: «Полуночный экспресс», «Птаха», «Дорога на Вэлвилл», «Прах Анджелы». Смотреть – не пересмотреть.
К своим фильмам Паркер подходил строго, тщательно выбирал, что снимать, продумывал каждую деталь. Наверное, именно поэтому он снял не так уж и много: 25 фильмов. Хотя и не так мало, но проходных картин при этом в его фильмографии нет.
Для Микки Рурка роль Гарри Эйнджела стала одной из лучших. К герою обращается некий Луис Цифер (Роберт Де Ниро). Он просит найти пропавшего 12 лет назад музыканта, с которым у него был заключен контракт. Гарри начинает копать и докапывается до такого, что полностью меняет его жизнь. Вдобавок ко всему все, с кем он общается во время своего расследования, мрут, как мухи, по всем правилам ритуальных жертвоприношений. Он попадает буквально в ад.
Паркер вспоминал, что именно после этой роли и карьера Рурка, и его жизнь покатились по наклонной. Если это так, то вышло все довольно символично, учитывая, как заканчивается фильм – долгой поездкой Эйнджела на лифте вниз. Роль Роберта Де Ниро здесь небольшая: экранного времени у него мало, но каждое его появление – выхоленное, безупречное, холодное – оставляет после себя ощущение жути. Говорящая сцена с ним, которая надолго остается в памяти: Де Ниро чистит яйцо, аккуратно отделяя скорлупу пальцами с идеальным маникюром, и рассказывает Рурку о том, что в некоторых религиях яйцо – это символ души. А после смачно откусывает верхушку. В принципе, сразу становится понятно, откуда здесь ноги растут, и смотреть фильм становится еще тревожнее.
Паркер рассказывал, что во время съемок актер настолько вжился в роль, что он чувствовал себя рядом с ним неуютно и на площадке старался держаться от него подальше. Вот это я понимаю – профессионализм.
«Сердце ангела» – это не только давящая атмосфера и закрученный сюжет. Это еще и визуально красиво. Художники картины постарались на славу, создавая неонуарную картинку в мрачных тонах и геометрическую выверенность: чего только стоят кадры с рядами одинаковых прямоугольных окон, закручивающихся винтовых лестниц и абсолютно шикарных теней, отбрасываемых решетчатыми дверьми на пол и стены. И вдруг посреди всей этой четкой красоты – дикий и даже в чем-то первобытный танец с курицами и хлещущей из них кровью. Впечатление, конечно, производит мощное.
Так же, как и звуковое сопровождение – скрипы, лязганье, ритуальные песнопения, «черный» блюз и одинокий наигрыш на фортепиано, преследующий Гарри Эйнджела. Он вселяет ощущение холодной тоски и безысходности, понимания того, что впереди ничего хорошего не будет.
«Сердце ангела» – фильм-символ. Символики здесь действительно много, начиная с имен главных героев (Гарри Эйнджел – «ангел», Луис Цифер – «люцифер», Эпифания Праудфурт – «пробуждение») и заканчивая вентиляторами. Когда они появляются в кадре, всякий раз начинает творится чертовщина. Их лопасти крутятся то в одну, то в другую сторону, так же, как и жизнь Эйнджела. Внутри него происходит борьба Добра и Зла, черного и белого, двух личностей, одна из которых не хочет признавать то, что творит другая.
Сцена с кровью, льющейся с потолка во время секса героя Рурка с героиней Лизы Боне – чистой воды символизм, говорящий о страшнейшем грехе – инцесте. Кстати, этот визуальный образ Паркер позаимствовал из «Зеркала» Андрея Тарковского, творчеством которого он всегда восхищался.
Та же поездка Гарри на лифте вниз, – что это, как не завершающая поездка в ад за все грехи, которые он совершил, осознанно или не понимая, что делает.
Да, Паркер вводит в картину Дьявола, но здесь он бездействует. Лишь наблюдает, как герой сам идет к нему. Режиссер как бы говорит, что во всех бедах человечества не виноваты высшие силы, на которые люди так любят ссылаться. Во всем виноват только сам человек, принимающий те или иные решения, ведь всегда можно пойти двумя, а то и тремя путями. Однако люди склонны к выбору наиболее быстрому и легкому, но быстро и легко не значит правильно. И поэтому ад всегда будет полон грешными душами.
После «Сердца ангела» некоторое время подходишь к зеркалу с внутренним трепетом, боясь посмотреть на свое отражение и увидеть в нем не того себя, к которому ты привык, а другого – скрытого глубоко внутри и осознающего каждый проступок, причиненную другим боль и неверно принятое решение, имеющее тяжелые последствия. Как это и было с Гарри Эйнджелом.
Великобритания, Канада, США
1987
ужасы, триллер, детектив
Режиссёр: Алан Паркер
Сценарист: Алан Паркер, Уильям Хьортсберг
В ролях: Микки Рурк, Роберт Де Ниро, Лиза Боне, Шарлотта Рэмплинг, Стокер Фонтелье, Брауни МакГи и другие
#фильм #кино #чтопосмотреть #ужасы #триллер #детектив #миккирурк #гав #сша #времякино #movie #film #кинополка #гаврекомендует #фильмнавечер #аланпаркер #серьезноекино #классика #староекино #неделясаланомпаркером #ретроспектива #рецензия #сердцеангела #лизабоне