Даже если вы никогда не были в странах с исламской культурой и не видели артефактов оттуда, вам будут знакомы эти формы. Почему?
Росписи русских сундуков, «травы» на иконах, растительные орнаменты русских книг, позже хохломская роспись и гжель — уж это видели все мы. И тут невольно вспоминаются иранские листья-огурчики руми и цветы лотоса, сами собой в голову приходят параллели.
А дело все в том, что и самые-самые первые исламские формы, и русские растительные орнаменты выросли из искусства красавицы-Византии и ее соседки — сасанидской Персии. Поскольку Византия и сасанидский Иран на карте мира того времени были соседями, то и взаимное влияние здесь происходило, растительные формы перебегали из одной культуры в другую.
Ислам распространился молниеносно. Уже вскоре после возникновения новой религии территория ее распространения простиралась от Марокко и Испании до Средней Азии. Религия есть, а художественного языка пока нет — значит, что? Правильно, говорим на старом языке. Да и мастеров-мусульман пока нет, а у кого заказывать вещи? Правильно, у мастеров из завоёванных земель.
Три века понадобилось исламскому растительному орнаменту на приобретение своих узнаваемых черт. И вот завились на стенах мечетей спирали новые, скроенные тоньше своих византийских предков.
Но вот, подул ветер перемен с Дальнего Востока и принес в Евразию племена монголов и дальневосточную иконграфию (изображения). Китайские лотосы зацвели на иранской и узбекской керамике, дыхание драконов стало облаками на табризских миниатюрах, а сами драконы превратились в фениксов. Так было на Востоке Исламского мира.
На Западе же, в Египте, Марокко и Испании шло совершенствование мотивов с учётом вкусов местных мастеров. Из простых стилизованных форм выросли утонченные лёгкие их детёныши.
Удивительно, но различаются орнаменты не только между странами, но и внутри одной страны — в зависимости от времени производства. Об этом — в другой статье.
Рисовать орнаменты увлекательно! Приходите 👉 https://club.marinaalin.ru/draw