Как глава СИБУРа корил Linde за «странное, противное, глупое» решение и о чем его спросил Путин
«Тут был такой небольшой «медвежий угол», узкие проходы, проезды, несколько крупных пустырей, огромные парковки…» — вспоминал сегодня гендиректор СИБУРа Михаил Карисалов, объясняя идею создать на территории «Казаньоргсинтеза» целый деловой квартал. В центре проекта — современный НИОКР-центр, который должен стать ведущим научным институтом нефтегазохимической отрасли России. СИБУР констатирует, что у них уже нет отбоя от желающих работать в новом центре — и это на фоне чудовищного кадрового дефицита по всей стране. О том, насколько ускорятся темпы разработки холдинга и о чем Карисалова спрашивал Путин, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Неплохо продвинулись, изменили свой подход»: Карисалов об ошибках СИБУРа
Сегодня в Казани на территории «Казаньоргсинтеза» (КОС) забили первую сваю нового НИОКР-центра СИБУРа полного цикла. В режиме ВКС в церемонии приняли участие президент России Владимир Путин и президент Татарстана Рустам Минниханов. Физически на площадке КОСа присутствовал гендиректор СИБУРа Михаил Карисалов.
Карисалов доложил, что проекты компании уже обеспечили России независимость по базовым полимерам — речь идет о полиэтилене, полипропилене, ПВХ, термоэластопластах, синтетических каучуках. Но не только тонны продукции и не только новые заводы предлагает СИБУР. Параллельно холдинг занимается наукой, прорывными технологиями.
«Сегодня здесь, в Казани, мы закладываем центр, который призван стать головным институтом, объединить работу имеющихся в СИБУРе 9 научных центров, которые занимаются разнообразными разработками», — начал Карисалов. Новый центр — это продолжение работы по созданию полноценного технологического суверенитета. В специально заготовленном видеоролике говорилось, что казанский институт займется разработками полного цикла — от лабораторного исследования до создания промышленной технологии и ее внедрения в коммерческий сектор. Что на выходе? «В результате российскими компонентами будет обеспечено производство более 15 миллионов тонн нефтехимических продуктов», — подсчитали в СИБУРе.
По просьбе президента Путина Карисалов на пальцах объяснил, чем так важны для экономики новые полимерные материалы и катализаторы. Эти вещества служат для преобразования побочных продуктов добычи газа и нефти (к примеру попутного нефтяного газа и нафты) в полимеры. Причем до недавнего времени компания по большей части работала на западных решениях, но из-за санкций доступа к ним больше нет. В таких условиях СИБУР заместил 90–95% решений самостоятельно или с помощью партнеров из дружественных стран и при этом не потерял «ни тонны продукции». Но еще не все узкие места закрыты. Как «фанат синтетических материалов» Карисалов поведал, насколько часто используются полимеры в производстве — от бампера машины до одежды и сложного аппарата в медицине.
«А как ваши материалы можно использовать для решения проблем экологии? Я имею в виду очистку воздуха, промышленных выбросов», — с интересом слушал Путин.
Безусловно, президент знал ответ и скорее «просвещал» зрителей трансляции с помощью шефа СИБУРа. Карисалов заверил, что современные производства максимально безопасные в экологическом плане, а замена бумаги, металла, стекла синтетическими материалами позволяет экономить электроэнергию, облегчать изделие, а значит, меньше тратить на его перевозку. В качестве примера гендиректор СИБУРа привел пластиковую и стеклянную бутылки.
Дальше следовал рассказ о том, как СИБУР пережил «развод» с немецкой компанией Linde. Карисалов вспомнил о «странном, противном, глупом» решении бывших западных партнеров. Может быть, замена идет не так «изящно», как думалось изначально, но компания справляется. «Ту ошибку, опрометчивость, когда полагали, что все можно купить, спокойно привезти из-за рубежа, уже не повторяем. И любая закупка сегодня, будь то китайский лицензиар или поставщик из другой страны, строится на том, что мы просим и конструкторскую документацию, и 3D-модели, и математические расчеты создавать вместе. Фактически при покупке оборудования стараемся покупать интеллектуальные права на его разработку. Сегодня неплохо продвинулись, изменили свой подход, двигаемся», — рассказал Карисалов.
Минниханов – Михельсону: «Татары такие – пока руками не потрогают, не поверят!»
«У нас нет термина «освоить»: инвестиции в НИОКР-центр составят до 10 млрд рублей
А что будет из себя представлять научный центр СИБУРа? Само здание расположится на площади 18 тыс. кв. метров. Первый корпус будет лабораторным — на 10 тыс. «квадратов» разместят лаборатории и пилотные установки. Там будут совершенствоваться технологии по всем базовым полимерам. Второй корпус предназначен для так называемых центров масштабирования, где продукты будут доводить до промышленного применения. Модульная организация помещений позволит конфигурировать более 30 лабораторий для одновременной работы над параллельными проектами, в том числе совместной с научными и промышленными партнерами.
«Третье важное направление, без которого первые два не могут существовать, — это инжиниринг, моделирование и разработка непосредственно технологических решений конструкторской документации, потому что „химию“ потом нужно облечь в железо. Только тогда получится полный цикл и эффективное производство», — рассказала журналистам член правления холдинга Юлия Борисова. Внедрение этих решений позволит на 25% ускорить темпы разработок.
Строительство самого объекта обойдется холдингу в 8–10 млрд рублей, заявил Карисалов, добавив, что, когда речь идет о науке, «деньги — это последнее, что имеет смысл». «Это действительно, что называется, удовольствие не из дешевых. Но масштаб, технологическая сложность, логическая насыщенность и универсальность как лабораторий, так и аппаратов масштабирования, станков и так далее будут максимальными. Основная задача здесь — создать ту самую многофункциональность, обеспечить связь лабораторий с конкретными задачами производства», — сказал он.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у Карисалова, кто станет подрядчиком строительства.
— Выберем хорошего подрядчика. Какая разница? Особенно [для] «БИЗНЕС Online», — резко отреагировал Михаил Юрьевич.
— Кто освоит 8–10 миллиардов рублей? — все же уточнила представительница издания.
— У нас нет термина «освоить». Это у вас в «БИЗНЕС Online» есть. У нас есть термин «кто построит лучший комплекс». Лучший подрядчик и построит, — отрезал Карисалов.
По нашим данным, на контракт может претендовать татарстанская «Алабуга Девелопмент». Завершить строительство центра предполагается в 2026-м. Как мы сообщали ранее, в этом году СИБУР только закончит проектировать объект. Так что забивание сваи сегодня не более чем церемониальное мероприятие, приуроченное к приезду Путина в Казань.
«Казань очень привлекательная в этом смысле»
Работать в новом комплексе будут более 300 сотрудников. Не менее 30% персонала составят сотрудники с учеными степенями для реализации разработок полного цикла (от колбы до промышленного производства) в рамках текущей и перспективной повестки. Как будут собирать штат научного центра, учитывая кадровый голод в стране? Карисалов отметил, что в этом плане «ваше издание [„БИЗНЕС Online“] увлекается темными красками» и проблем с кадровым потенциалом в рамках реализации данного проекта он не видит.
«Татарстан — прекрасный регион. Место (Казань — прим. ред.) выбиралось с учетом потенциала: огромная инженерная школа, большое количество высших и средних образовательных учреждений, хорошая возможность использовать отраслевые синергии: нефтедобыча, нефтепереработка, нефтетранспорт, машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. Много отраслей здесь представлено, чтобы мы могли объединить усилия. Этих всех специалистов и будем привлекать», — сказал глава холдинга.
А работать-то кто будет? Как Татарстан погрузился в пучину кадрового кризиса
Сейчас научно-техническая инфраструктура СИБУРа включает в себя, напомним, 9 НИОКР-центров. Их сотрудники также переедут в Казань развивать новый научный центр. А компания поможет им со служебным жильем. «Не буду скрывать, я не из Казани, но ее фанатом точно являюсь! Именно с точки зрения качества жизни, управления, климата, — заявил Карисалов. — На сегодня отбоя нет [от желающих работать в центре]. Казань очень привлекательная в этом смысле. Здесь скорее вопрос конкурса с нашей стороны, отбора тех, кто нам нужен».
Зачем СИБУРу вся наука в Татарстане?
Деловой квартал СИБУРа
Научный центр станет частью создаваемого в Казани делового квартала СИБУРа. Он будет сформирован из четырех офисных корпусов. Они расположатся на территории, где исторически находились заводоуправление и административные здания предприятия. «Тут был такой небольшой „медвежий угол“, узкие проходы, проезды, несколько крупных пустырей, огромные парковки. Часть зданий и сооружений не относится даже к КОСу. Практически год вместе с городской администрацией мы разбирались, что можно сделать», — объяснил идею Карисалов.
В марте планируется окончательный переезд сотрудников СИБУР-РТ в обновленный 13-этажный корпус бывшего заводоуправления КОСа. Так холдинг вырвется из «арендной кабалы» ТАИФа. «Раньше централизованные службы СИБУРа, сконцентрированные здесь, в Казани, находились в центре на улице Пушкина. Сегодня сотрудники переезжают, и в марте бывшее здание заводоуправления КОСа будет полностью запущено в новой философии, наполнении и исполнении», — пояснил Карисалов.
Офисная кабала: как Шигабутдиновы поймали СИБУР в золотую клетку
Важная часть делового квартала — инфраструктура. Это пешеходные тротуары, по-иному организованные парковки. Большой акцент будет сделан на озеленении. Вокруг химкомбината посадят сотни тысяч растений и деревьев. «Необычно воспринимается, но в других странах я много видел такого», — сказал гендиректор СИБУРа. Он подчеркнул, что в проекте предусмотрено все для улучшения условий труда заводчан.