"Произведение искусства есть символ — зримый символ человеческого духа в поисках истины, свободы и совершенства" - Альфред Барр.
"Барру была присуща одна страсть, очень требовательная и ясная. Это было толкование, преумножение и распространение вести современного искусства" - Филип Джонсон – американский архитектор.
Современное искусство, contemporary art или modern art, давно уже стало неотъемлемой частью поп-культуры и нашей повседневной жизни. Несмотря на брюзжание многих, отказывающих признавать его художественные ценности, оно оказало и продолжает оказывать огромное влияние на дизайн, архитектуру, кино, да и попросту на наш быт. Присмотритесь к вашим домашним вещам, логотипам любимых брендов или к новым зданиям города. Современное искусство также достаточно широко представлено в музеях, в том числе, в специально посвященных этой теме. Сразу же в голове всплывает «Эрарта» в Питере или Московский Музей Современного искусства.
А вы когда-нибудь задумывались о том, как вообще должен быть устроен музей современного искусства? С какого периода стоит покупать картины? Нужно ли избавляться от «устаревших» экспонатов, чтобы иметь возможность приобретать новые? Какова роль музея: просто демонстрировать художественные произведения или быть научным институтом? Сейчас на эти вопросы ответить достаточно просто: музеи современного искусства существуют уже почти сто лет во всех уголках мира. А на кого было ориентироваться первому музею современного искусства и, особенно, первому его директору? Этому сюжету и посвящена данная статья.
Кто такой Альфред Барр?
Альфред Барр (1902-1981) оказал огромное влияние на современное искусство. Он, как сказал Сибил Гордон Кантор, исследователь жизни Барра, «сумел обуздать стихийное бедствие, которым оказалось искусство нашего времени». Он запомнился не только как директор-основатель первого музея современного искусства, то есть человек, который придумал модель устройства такого музея, но и как теоретик искусства. Его концепция развития модернизма до сих пор наиболее популярная. Он один из первых описал в архитектуре «Интернациональный стиль» и предложил поместить архитектуру в пространство музея. Его желание видеть искусство во всем привело к появлению в музее отделов киноискусства, фотографии и промышленного дизайна, что на многое время опередило взгляды и вкусы зрителей.
Основание музея
Альфред Барр сложился как знаток и теоретик искусства в атмосфере 1920-х годов, когда Нью-Йорк потихоньку начали отбирать звание художественной столицы мира у Парижа. Туда постепенно переезжали известные художники-модернисты, спасаясь от ужасов европейский войн и революций. В то же время, у американской интеллигенции росло желание приобщиться к современным тенденциям, но возможностей было не очень много. Можно сказать, что идея создания музея современного искусства висела в воздухе. Но реализована она была только в 1929 году тремя женщинами - Эбби Рокфеллер, Лилли П. Блисс и Мэри Куинн Салливан. Так появился Museum of modern art, или MoMa. Они пригласили в качестве директора Альфреда Барра, который на тот момент несколько лет читал лекции о современном искусстве в ведущих университетах США. Услышав предложение, Барр заявил: «Такому делу я готов отдать всю жизнь — без колебаний».
Основные идеи Альфреда Барра
К этому времени у него уже сложилось четкое представление о ценности искусства и его значении. Для Альфреда было важно само искусство, его внутренняя гармоничность и структура. Он стремился уйти от субъективности в восприятии, от попытки найти связь с политическими и социальными событиями настоящего. Он видел искусство во всех окружающих его формах, в его глазах обычный постер или тостер подчинялся тем же законам формальной логики, что и живописное полотно или скульптура. Для Барра главное в художественном произведении была его внутренняя проблематика.
«Барр совершенно не умеет получать удовольствие. Едва ли ему когда-либо приходило в голову, что искусство может нравиться. Он отверг ставшую затем знаменитой работу Матисса, потому что она была просто красива, но лишена проблематики». – Дуайд Макдональд, американский философ и писатель
Действительно, «красивое» в языке Барра было уничижительным понятием; зато «сложными» он часто неформально называл вещи, которые его заинтересовали. Свои идеи он сумел воплотить в своем главном детище – в MoMa.
Директор
Перво-наперво нужно была решить саму идею коллекции. Ответить на вопросы, какие картины приобретать, и нужно ли в будущем избавляться от «ненужных» произведений. Барр изначально представлял коллекцию музея как «торпеду, движущуюся сквозь время, ее нос - постоянно наступающее настоящее, а хвост - постоянно удаляющееся прошлое 50-100-летней давности». Барр предложил продавать работы более чем пятидесятилетней давности другим музеям, таким как Музей Метрополитен и Музей американского искусства Уитни, по мере старения коллекции MoMA, продолжая при этом приобретать работы у живых художников. Однако, сделать это было проблематично, и уже с 1953 года музей окончательно перестал продавать свои произведения, превратившись в учреждение с богатейшей коллекцией.
Еще одной важной идеей Барра было создание междисциплинарного музея, с постоянно увеличивающимся числом отделов. Так, в скором времени, благодаря настойчивости Альфреда, в музее появился отдел киноискусства.
«Те, кто дал себе труд изучить и посмотреть самые лучшие фильмы, не станут возражать, что крупнейшие из ныне живущих режиссеров — столь же великие художники, как ведущие живописцы, архитекторы, писатели и драматурги. Можно без преувеличения сказать, что единственное великое искусство, которое является уникальным явлением двадцатого столетия, совершенно не знакомо американской публике, способной его оценить» – Альфред Барр.
Музей рано проявил интерес к искусству кино, в результате там была собрана одна из лучших коллекций фильмов в мире, и многие были попросту спасены от гибели.
Еще одним важным достижением Барра было появление отдела «промышленного дизайна». По мнению директора в каждом виде искусства присутствовала машинная эстетика: в живописи и скульптуре завороженность авторов машиной обрела ироничный аспект; фотография, кино и архитектура были всецело связаны с появлением новых технологий; промышленные объекты стали музейными экспонатами в результате стремления к приданию красоты бытовым предметам — традиционного направления декоративно-прикладного искусства.
Посетители выставки машинного искусства в 1934 году могли видеть три этажа утилитарных предметов машинного производства, таких как пружины, горшки и сковородки, а также научные приборы, выставленные на пьедесталах, возвышающих их до уровня скульптуры. Сегодня этот каталог не кажется революционным, но тогда подобные предметы были впервые показаны в художественном музее, да еще рядом с предметами искусства. Барр стремился «показать достоинства этих искусств с помощью выставки, разместившейся под одной крышей с лучшими произведениями старинной или современной живописи и скульптуры…мы надеемся, что, показывая лучшее из сделанного в области искусства массовых развлечений, а также коммерческого и промышленного дизайна, мы разрядим сложную, напряженную атмосферу, создаваемую живописью и скульптурой. Соседство кинофильмов или предметов промышленного дизайна с произведениями, неутилитарными по своей природе, дает возможность подчеркнуть тот факт, что их присутствие в музее более чем оправдано». Выставка «Машинное искусство» определила критерий вкуса. Она принесла Музею современного искусства репутацию учредителя стандартов в области дизайна.
Главной страстью Барра оставалась архитектура. Это и привело к созданию первого в музейной истории архитектурного отдела. На протяжении 20-30-х годов Альфред активно ездил по Европе и СССР, изучая работы ведущих архитекторов мира. На основании своих наблюдений он со своим коллегой Генри-Расселом Хичкоком обосновали новый общемировой стиль архитектуры – «Интернациональный стиль». Основные его принципы заключались в особом отношении к объему, который рассматривается как данность, отличная от массы; систематичности, сменившей классическую симметрию с ее вертикальной и горизонтальной повторяемостью; в полном исключении декора; пропорциональности как декоративной основы. Первая выставка произведений архитектуры в музее как раз и была посвящена этому стилю. На выставке были представлены выдающиеся архитекторы того времени, в том числе Фрэнк Ллойд Райт, Уолтер Гропиус, Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ. Для выставки в нескольких залах были выставлены большие фотографии и модели существующих сооружений, а также макеты предложений. Предложения включали планы строительства государственного жилья в Нижнем Ист-Сайде, жилого небоскреба в пригороде и жилого комплекса для рабочего класса, который на тот момент уже строился в Германии. После показа в MoMA выставка в течение трех лет гастролировала по США.
Альфред Барр – теоретик искусства
Барр был не просто хорошим организатором – он был настоящим искусствоведом. Альфред создал основную на данный момент концепцию развития модернизма. Кроме того, он готовил потрясающие по своему научному содержанию каталоги к проходившим в музее выставкам. Например, его каталог, посвященный выставки Матисса, до сих пор считается одной из лучших научных биографий этого художника. Барр задал очень высокую планку научной работе музея, которой MoMA продолжает следовать до сих пор.
«Я старался поднять изучение современного искусства до уровня, не уступающего изучению более ранних периодов...Пусть в будущем специалисты скажут, что мы допускали промахи при выборе художников, но все равно они будут признательны за наши монографии, посвященные тем, в ком мы не ошиблись. Полагаю, что наука не сводится к фактам, это также критика, но еще важнее — попытка общих выводов и суждений. Это самое сложное. Говоря о современности, я постарался связать настоящее и прошлое, а искусство — с другими видами человеческой деятельности».
Барр действительно горел своим детищем. Он внедрял новые методы развески живописи для лучшего эффекта и большей вместительности. Пренебрегая европейской традицией высокой развески, Барр часто вешал картины ниже обычного, чтобы установить «зрительный контакт», обеспечивающий «непосредственное и свободное восприятие экспоната. Он также выработал новые приемы экспозиции, которые стали широко копироваться, например, передвижные стены, точечное освещение и этикетки с пояснениями, задающими биографический, технический и исторический фон.
Сам Барр так формулировал свои принципы «Гарантировать поступление лучших работ лучших художников. Собирать их работы по всем направлениям, в любой технике. Собирать хорошие работы второстепенных авторов. Идти на риск, приобретая работы молодых. Искать хорошие работы по всему миру. При прочих равных достоинствах предпочитать вертикальный формат горизонтальному — он требует меньше пространства стены»
Однако, его взгляды нравились не всем. Во многом он сильно опережал желания публики. Одно из последних капель стало размещение на выставке изображение пухлых губ Ли Миллер — и знаменитая мохнатая чашка Мэрет Оппенгейм. Барр потерял место директора, но остался хранителем коллекции. Там он продолжил свое служение искусству, систематизируя коллекции и подготавливая новые каталоги.
Значение
Альфред Барр запомнился в двух областях, как талантливый администратор, вступивший на неизведанную почву, и как гениальный теоретик искусства, во многом сформировавший наши представления о нем. Его наследие продолжает жить: MoMA остается одним из лучших музеев мира, а научные труды до сих пор служат проводником в мир современного искусства. Несмотря на протесты мужа, Маргарет Барр скажет: «Альфред один изменил вкусы всей нашей эпохи».
P. S. Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь на наш канал в телеграмм. Там Вас ждет много разнообразного контента об искусстве в прошлом и настоящем:
Если же Вы сами хотите начать творить красоту (в дизайне, фотографии или любой другой области), то смело заходите на наш сайт, где мы подберем Вам специальную программу обучения: