Мне тут вчера один, женского пола, уважаемый и активный комментатор пишет (по поводу размещения здесь читательских отзывов на мою книгу «Шолохов. Незаконный»): «Это перебор».
А потом ещё эта читательница пояснила свою позицию: «Размещение отзывов о вашей книге напоминает рекламную акцию».
Нет, это не «напоминает», дорогой мой неизвестный товарищ. Это и есть рекламная акция.
Об этом и произнесу сейчас свой монолог.
Современный человек живёт в обществе непрестанной рекламы. Реклама еды, кино, ресторанов, политических партий, салфеток, стиральных порошков, туристических маршрутов сыплется отовсюду.
И тут – мой блог.
Не Первый канал, не радио России, не плакаты вдоль дорог.
Мой блог.
Я пишу книги. Такие книги, как биография Шолохова, – это огромная работа, и, скажу прямо, она не оплачивается соразмерно. Я писал эту книгу три года, получил за неё 1 млн гонорара. Вроде бы много. Но вообще получается немногим более 30 тысяч в месяц, если на три года распределить. Слава Богу, я зарабатываю в других местах. Но вообще иногда можно и опечалиться, что я не советский писатель. Потому что советские писатели, как правило, работали только советскими писателями.
Если сегодняшняя книга может заработать – то лишь с тиражей. «Шолохов. Незаконный» продан тиражом в 35 тысяч экземпляров. Думаю, если б эта книга вышла в СССР, у неё тираж был бы уже тысяч 350 минимум.
И дело не только в том, что люди сегодня меньше читают. 95 процентов населения страны даже не знают, что эта книга вышла. По телевизору про неё не рассказывают, по радио не говорят, в прайм-тайм не рекламируют.
Будет хорошая экранизация – прочитает ещё сто тысяч, а то и триста. Но экранизации пока нет. И неизвестно, будет ли. И будет ли хорошей. Потому что миллиард нам на съёмки точно не дадут – мы ж не американские режиссёры. И Цыганов со Снегирём эту экранизацию обойдут за сто вёрст, лишь бы не связываться.
Поэтому я в блоге размещаю отзывы тех, кто эту книгу уже прочитал.
Ну, можете вообразить, что я держатель маленькой лавочки и я делаю хорошие настольные лампы или детские ботиночки, и, короче, в связи с этим у меня есть книга отзывов покупателей.
И тут приходит человек и пишет: «Это перебор! Скромнее надо быть!»
Или ещё один спросил: «А отрицательные отзывы есть?»
Отрицательных ему не хватает.
Есть, да. Есть один городской сумасшедший, и он везде, где заходит речь о моей книге, выкладывает свои полоумные простыни с чёрной антишолоховской мифологией.
А так – среди, наверное, уже пары тысяч опубликованных отзывов критических не припомню. Ну, может, было пару отчасти критических – что-нибудь о том, что Прилепин Сталина оправдывает (нет; рассказываю всё как было).
Короче, резюмирую.
Вы, прежде чем написать что-нибудь, некоторые дорогие читатели, имейте в виду, что вы в гостях. У вас может быть любая реакция на сказанное мной. А у меня любая реакция на сказанное вами. И не потому, что я критику не люблю. И не потому, что я ценю свой труд. А потому, что я слишком ценю имя Шолохова. И напомню, что чёрные мифы о Шолохове выходили в жёлтых газетах с миллионными тиражами и транслировались в подлых документальных фильмах в лучшее время, и смотрели их опять же миллионы зрителей. А тут, повторяю, 35 тысяч экземпляров на 140 млн населения.
Так что если я буду публиковать отзывы на свою книгу круглые сутки, это всё равно не будет «перебором».
Отдельно меня поразило, что та самая читательница, что написала «перебор» – тут же выложила свой пост про Шолохова, из которого я сразу понял, что книги моей она не читала – а биографию Шолохова знает... с пробелами, потому что в очередной раз обнародовала одну байку из биографии Шолохова, которую я подробно разбираю в книге. И байка эта действительности не соответствует.
Ну печаль, короче.
А пока для того, чтоб достигнуть кондиции «перебор», ещё несколько отличных отзывов; спасибо, к слову, всей родне, которая читает и слышит.
TheBookLady
– Огромный труд – скрупулезное исследование жизни Михаила Александровича Шолохова от рождения до смерти, анализ произведений, процесса создания, прототипов, причин и следствий.
Мы все читали, изучали на уроках литературы, смотрели в кино «Тихий Дон», «Поднятую целину», «Они сражались за Родину». Классика, сотворенная великим классиком, который для нас далек и недоступен, как небожитель. Прилепин сделал Михаила Шолохова героем своего романа:
исследовательского, исторического, безусловно высокохудожественного и очень эмоционального. Линия жизни Михаила Александровича – такой крутой, насыщенный, всегда на линии огня маршрут, для описания которого понадобилось тысяча с лишним страниц насыщенного и увлекательного текста, который оживляет историю страны и людей, часто созвучных новейшим временам и событиям.
Прилепин с любовью, с какой-то родственной душевной связью ваяет образ великого человека на фоне великих событий. И читатель смотрит на Шолохова по-новому, углубленным взглядом, лучше понимая колоссальные масштабы его личности.
Этот выдающийся роман – лучший памятник герою, писателю, человеку. Тут нет «забронзовелости», каких-то умалчиваний и приукрашиваний: все предельно откровенно, ничто человеческое герою не чуждо.
Я думаю, что если бы автор и его герой встретились, они стали бы близки и дороги друг другу.
knyazzz_myshkin
– Когда-то уже давно, на излёте нулевых, набиравший тогда обороты молодой писатель Захар Прилепин решил попробовать свои силы в художественно-биографическом жанре и выдал первую свою книгу в известней серии «Жизнь замечательных людей». В качестве личности для исследования была выбрана фигура более чем масштабная – корифей советской литературы, стоявший у её истоков и заставший её закат вместе с государством, Леонид Леонов. Книга получилось довольно яркой и увлекательной, что, думается, Прилепину удалось зажечь интерес не одного десятка читателей к творчеству на тот момент незаслуженно подзабытого писателя. Первый опыт более чем удался.
Потом была книга с биографиями поэтов Анатолия Мариенгофа, Бориса Корнилова и Владимира Луговского.
К концу 10-х созрела биография поэта всея Руси Сергея Есенина (говорят, тоже вещь великолепная – ждёт очереди на полке). И вот после этого Захар решил замахнуться на жизнеописание если не самого, то одного из самых гениальных русских писателей XX-го века – Михаила Шолохова. «Шолохов. Незаконный» – масштабное (более 1 000 страниц) полотно, где Прилепин попытался запечатлеть все мало-мальски значимые повороты и изгибы долгого, нелёгкого и тернистого жизненного пути Шолохова. От хитросплетений и случайной комбинации человеческих отношений, явивших миру незаконнорожденного «нахалёнка» Мишку Кузнецова (да-да, до 8 лет Михаил носил фамилию и отчество законного мужа своей матери и только после его смерти получил фамилию настоящего отца), через бури и грозы Революции и Гражданской войны, через ужасы «расказачивания» и коловерть донской смуты, через тяготы Великой Отечественной, через чёрную зависть и злобную клевету к первым гениальным рассказам, главной книге своей жизни, ошеломительному успеху и признанию на Родине и в мире, Нобелевской премии, званию «главного писателя страны Советов» и «первого казака на Дону». Прилепин буквально проживает чуть ли не каждый день шолоховской жизни, смотрит на мир его глазами. Вот он в окружении хуторских мальчишек, те кричат ему: «Нахалёнок! Мать под забором прижила!» Обидно, что не только чужие насмехаются, но и отцовская родня, бабка родная, не признаёт. Вот он подростком вместе с родителями мечется по донской земле то от красных, то от белых, то от своих станишников, сколотивших банды и рыскающих по степи. Жадно всматривается, вслушивается, примечает, запоминает. Всё это потом всплывёт в памяти и ляжет в основу первых рассказов и гениальной казачьей эпопеи. Вот он в зените славы, народный любимец, любимец Сталина, с которым состоит в регулярной переписке и периодически просит принять по тому или иному вопросу. Казалось бы, работать и работать, но то толпами идут люди со своими просьбами и бедами – помоги, то местное и областное руководство плетёт интриги и строчит доносы в надежде запугать, сломать, посадить. И помогал! Сделал для земляков больше, чем любой писатель, спас, в прямом смысле слова, не одну сотню жизней. Писал Сталину, стучал в самые высокие кабинеты, просил. Слушали, разбирались, пересматривали дела, отпускали. И от интриг отбивался! Не раз на волосок от гибели ходил, с огнём игрался. Вот он военный корреспондент «Правды», зная не понаслышке, что такое передовая, измотанный фронтовыми дорогами, в конец подорвавший здоровье. Вот он на пике своего триумфа получает из рук короля Швеции самую почетную награду – Нобелевскую премию по литературе. А вот он уже почтенный старик с кучей наград и званий, академик, депутат Верховного Совета, отошедший от литературных дел, надорванный физически и морально годами борьбы, по старой русской традиции начинает попивать горькую. И как попивать – ох-ох-ох! На государственном уровне насильно лечили, да! Вот он на излёте жизненного пути, скрученный смертельными болезнями, всматривается в родной Дон и видит перед собой тени родных ему людей – Гришки Мелехова, Аксиньи, Семёна Давыдова, Андрея Соколова, Петра Лопахина... И всё это он – Шолохов. Живой, зримый, земной, понятный и от того близкий и родной...
Прилепин проделал поистине титанический труд. Свёл воедино гору документов и разномастной литературы, пообщался со знавшими Шолохова лично людьми, кто ещё жив и может что-то вспомнить и рассказать. А главное – неоднократно проштудировал все шолоховские произведения. Их анализу и оценке в книге посвящено немало места. В первую очередь для того, чтобы ещё раз взвешенно и аргументированно объяснить: версия о плагиате и работе на Шолохова литературных негров – плод клеветы, зависти и личных счетов обвинителей к Шолохову. Для этого ещё раз обобщён географический, топографический и топонимический анализ, прежде всего «Тихого Дона», с сопоставлением передвижения семьи Шолоховых в те годы, когда происходили описываемые события. Ещё раз оценены возможные прототипы героев, многих из которых Шолохов знал лично, а те, кому в разное время приписывалось авторство, знать не могли. Проведён сравнительный анализ творческой активности крупнейших отечественных и мировых писателей и творческой активности Шолохова (ему часто ставят в вину, что он не создал больше ничего уровня «Тихого Дона», а потом вообще почти 30 лет ничего не написал). Аргументы звучат убедительно, но не думаю, что это может повлиять на мнение оголтелых сторонников версии плагиата. Тут уж я не знаю, кто и какие аргументы должен приводить. Ну да ладно! Книга-то писалась не для этого. Точнее, не только для этого. Написанная ярким, живым языком, она получилась увлекательной настолько, что отрываться от неё не хотелось. Как и в случае с Леоновым, Прилепину удалось заново открыть Шолохова и влюбить читателя в него. Бьюсь об заклад – тем, кто читал, хотя бы раз хотелось кинуться и открыть «Тихий Дон» (я так и сделал!), «Донские рассказы» или «Судьбу человека»! Одним словом – рекомендую всем! Будет интересно. А я дальше читать «Тихий Дон»!
Марина Романова
– Спасибо Вам за защиту любимого мной писателя! Теперь мы уже знаем, как можно всё переврать, и даже глядя прямо в глаза. Представить трудно, сколько душевных и физических сил стоило написать такую книгу. Это и высокая литература и честная, непредвзятая история одновременно. Многое узнала о своём любимом крае и людях, что там жили. И пусть наша признательность и наша любовь к вашему творчеству и огромная просветительская работа, которую вы ведёте, даст вам вдохновения и радости, и сил для новых книг!
Татьяна Е.
– Я тоже прочитала книгу З. Прилепина «Шолохов. Незаконный». Но перед этим прочитала роман-эпопею «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Стыдно признаться, но знакомство с Шолоховым в основном сложилось на экранизациях его произведений. После прочтения была поражена широтой его души и любви к донскому краю и героям своего романа.
Но хочу написать несколько слов о своих впечатлениях о книге «Шолохов. Незаконный». Я бы охарактеризовала эту книгу как эпопею шолоховской жизни, без приукрас и каких-то замалчиваний разных периодов жизни Шолохова. Чувствуется очень серьезный и правдивый подход к исследованию и изучению всех этапов жизни, начиная с рождения и до его становления всемирно известным писателем. Некоторые моменты читались с особенным напряжением, когда Шолохов писал письма Сталину о злоупотреблениях в период коллективизации на Дону, как помогал своим землякам в это сложное время, как отстаивал честное имя своих товарищей-единомышленников в годы репрессий. А глава, где вокруг Шолохова ежовскими прихвостнями вьются сети с целью его убийства, читается вообще как детективная история.
Книга «Шолохов. Незаконный» Захара Прилепина – огромный исследовательский труд, написанный с большим уважением и почитанием к великому и всемирно известному писателю М. А.Шолохову.
Не скажу, что прочитала книгу быстро, но читала с большим удовольствием. И рекомендую землякам-соотечественникам: читайте и получайте удовольствие!
КНИГА ЗДЕСЬ:
https://ozon.ru/t/ARnQoad