- Андрюш, смотри, вот неплохой домик, с ремонтом и землёй, - я рассматривала предложение домов на Циане.
- Симпатичный, - муж заглядывал в экран моего телефона, - а где построен? Земли ИЖС? Газ есть? Вода, канализация?
- Нет, земли СНТ, - я читала описание симпатичного дома, - газа нет, отапливается электричеством, вода есть, канализация септик. И дорога грунтовая...
- Не наш вариант, - муж качал головой, - ищи еще. - Дорого платить за свет и отопление, да и перебои с электричеством в СНТ наверняка частые, а ещё за чистку септика плати. Нам нужны городские коммуникации.
- Андрюш, вся недорогая недвижимость выбрана по Херсонским сертификатам, мы поздно приехали, - расстраивалась я. Мне было крайне некомфортно жить без собственности, с крупной суммой денег на карте. Всё мне казалось, что их украдут, или уведут, или мы растратим не туда.
Муж только смеялся.
- Ничего, Солнышко, и наш дом найдётся! Всё будет хорошо!
Я успокаивалась и пристально вглядывалась в разноцветные картинки объявлений о продаже недвижимости.
Мы переехали в Севастополь, продав квартиру в Москве, и искали здесь небольшой дом. Квартира была хороша, но делилась на несколько долей , поэтому нам досталось не столько денег, чтобы шиковать.
И Севастополь - город дорогой.
Поиск дома был непрост, так как за те деньги, которые были у нас, можно было купить хорошую однушку в центре, но никак не дом с землей в городе.
Сложность была в том, что нам требовались две спальни - для нас и свекрови, и большая кухня - гостиная для общего сбора. А ещё нужно было помещение для приезжающих в гости детей. И всё это за небольшие деньги.
Риелторы работали, предлагали варианты. Квартиры были хорошие, иногда очень хорошие и даже с участком земли, но второй, четвёртый, пятый этажи.
Одна сталинка мне запомнилась больше всех. Прекрасный дом, двушка, ремонт требовался небольшой. Из окна спальни даже видно бухту, для нас это настоящее море. Но! Четвёртый этаж, без балкона. А это значит, что курить муж будет на кухне или в комнате? За каждой сигареткой к подъезду не набегаешься, на лестнице сейчас не курят.
Конечно, кто то скажет, что можно и бросить. Но он курильщик со стажем 40 лет, трудно искоренять привычку. А это значит, конфликтная ситуация неизбежна, дым сигарет в квартире я не переношу, тошнит. И ему не нравится пропахшая табачным послевкусием квартира.
Да и мне, если честно, так хотелось иметь возможность выйти на улицу прямо из двери прихожей, минуя подъезд и этажи. От предложения отказались.
Риэлтер привезла нас в квартиру на первом этаже двухэтажного дома. Две комнаты, большая кухня, небольшая кладовка, где можно поставить диван для приезжающих. При квартире небольшой участок земли с четырьмя плодовыми деревьями, огороженный заборчиком, есть место для мангала и посиделок на улице. Нам понравилось именно это. А ещё понравились соседи, доброжелательные и открытые. Однако соседи и рассказали, что земля не приватизирована и никогда не может быть приватизирована. Это был первый минус. Второй минус был в том, что идти к дому предстояло по улице с глухими заборами, не очень далеко, метров триста, но всё же....
Да и целом в этом районе не было магазинов, кинотеатров , кафе - того, что делает интересной жизнь в городе. До моря неблизко, только на транспорте, правда, троллейбус ходит часто.
Да, мы несколько раз приезжали к этому дому, рассматривали окрестности.
В один из приездов обнаружили, что под свежим линолеумом сгнили доски пола, я чуть не упала, приблизившись к подоконнику.
Мы посчитали стоимость ремонта, вместе с заменой абсолютно древних коммуникаций и сантехники. Сумма выходила внушительная.
Мы почесали в затылке и принялись торговаться. Через агента связались с наследниками, объяснили, что цена явно завышена, но если они скинут двести тысяч рублей за полы, которые предстояло вскрывать и перестилать полностью, то мы возьмём квартиру прямо завтра.
Наследники отказались, заявив нам, что квартира шедевральна и стоит гораздо дороже нашего предложения.
Мы ещё раз подумали и предложение сняли.
- Ничего, любимая, и наш дом найдётся, - бодро сказал муж, - он нас ждёт, я знаю точно.
Я восхищаюсь оптимизмом мужа всегда, он держит на плаву нашу семью, но моя психика дала сбой. Я в такие моменты перестаю спать и есть, ужасное волнение овладевает мною, справиться с ним мне трудно.
Ну что ж, если уж я не сплю ночами, буду искать наш дом!
И что вы думаете? Я нашла его, наш дом, высмотрела. В объявлении были слова, зацепившие мой взгляд:
"Аналог трёхкомнатной квартиры в историческом центре Севастополя".
Вот это я понимаю, продающая фраза. Именно то, что надо, именно за те деньги.
Что смущало - это ужасная фотка золотой стены со странным рисунком, какой то Мандалой, на стене одной из комнат дома. Но, поскольку фотографии часто расходятся с оригиналом, я подумала, что надо его посмотреть.
Я сбросила ссылку из Циан нашему агенту с просьбой посмотреть и созвониться с риелтором продавца. Сама я вести переговоры не могла категорически, муж тоже - он сильно заводился, если ему невнятно отвечали на вопросы, поэтому все звонки делала риэлтер Ирина, дай ей Бог удачи в делах!
К тому же, мы совсем не знали город, не знали преимущества и недостатки районов и улиц, а Ирина честно и подробно рассказывала нам о различных тонкостях и нюансах.
Иногда она говорила:
- Место не то, не ценится горожанами, там воняет и комары.
Или:
- Это агентство всегда врёт, у них какая то неправда всегда, сколько я с ними ни сталкивалась.
И вот именно о доме с мандалой она сказала:
- Хорошее место! Море рядом, Малахов Курган, Ушакова балка - горожане любят гулять в этих местах.
Она же договорилась о просмотре с риелтором продавца. И в 16.00 мы приехали смотреть дом.
Оказалось, что речь шла о продаже половины дома, вместе с небольшим участком земли. Мне очень понравилось внутри этой половины дома. Действительно, две комнаты, общая гостиная и ещё кухня. Хороший пол с белым ламинатом, новые окна, входная группа стеклянная, тоже новая. А ещё огромная ванная комната и сауна!
Настоящая сауна с электрической печью, двумя широкими полками, обитая липой. Вот это дааа!
Но! Нюансы, конечно, были и здесь. Участок четыре сотки всего, две сотки под домом. Оставшиеся две сотки - двор на двух хозяев. Земля не была приватизирована, так как наследники - соседи ругались между собой страшным образом. Кто прав, кто виноват, разобрать было трудно. Наша часть была отделена от соседской временным заборчиком.
Однако Сергей, риэлтер продавца, уверенно сообщил нам, что эти вопросы возможно уладить, всё решаемо. Продавец, молодая женщина, просто не хотела этим заниматься, да и вообще, она айтишник, давно работает в Краснодаре , решила туда переехать и купить жильё там.
- Слушай, ты ему веришь? - шёпотом спросила я у мужа.
- Ты знаешь, он не врёт, - муж знает толк в людях. - Он в прошлом морской офицер, вырос здесь, занимается недвижимостью, ему репутация важна. Верю! А как тебе дом?
- Ой, мне нравится! - заулыбалась я. - Огородник я никакой, ты знаешь, мне сотки земли для розочек хватит. Дом уютный, старый, стены толстые, летом прохладно, зимой тепло. Все землетрясения выдержал, не развалился, значит, и дальше постоит. Кухня уютная, ванная комната большая, полы тёплые. Мне нравится. А тебе?
Но муж мой никогда не спешит, принимает решения хорошо подумав - жизнь научила. Поэтому тем вечером он промолчал.
Утром я еле дождалась, когда он проснётся.
- Ну что, Андрей, берём мы дом или нет? Как ты думаешь? - забросала я мужа вопросами, предварительно сварив кофе и накрыв стол к завтраку.
- Ты знаешь, мне всё понравилось, - улыбнулся мне муж. - Думаю, берём. С Сергеем у нас созвон в 9.30. Сейчас всё и обсудим.
Муж уверенно набрал номер риэлтера. Но то, что мы услышали от Сергея, повергло нас в шок.
- Я ждал условленного времени, чтобы Вам позвонить, - уверенный голос звучал в трубке, - и сообщить, что с Вами сделки не будет.
- Что? Как не будет? - хорошо, что разговор вёл Андрей. - Почему?
Моё сердце забилось как подраненное.
- Я вам говорил, что на этот дом были покупатели, - Сергей рассказывал всё подробно, - они продали свою собственность за Херсонский сертификат и ждали деньги от Казначейства, чтобы купить наш дом. Деньги идут долго, ждали мы все два месяца, и хозяйка дома решила не дожидаться этих людей. У неё одобрена ипотека, квартира сдаётся, срочно нужен первый взнос . Поэтому дом с продажи не снимали, поэтому и вам показывали. А вчера, только мы расстались, звонит мне покупательница и говорит, что пришло извещение, деньги сегодня будут зачислены ей на счету она готова на сделку прямо сейчас.
Сказать, что мы были в шоке - не сказать ничего! Дар речи просто пропал , у меня точно. Усталость навалилась на меня, придавила тяжестью, сердце стучало, как из под воды.
Муж держался спокойнее, но и ему было не по себе.
- Серёг, это точно? - спросил он у риэлтера.
- Да, Андрей, точно. Я не думал, что так получится, но вот, получилось. Извини!
- Хорошо, Сергей, я понял. - Муж говорил вежливо, хотя, конечно, ему хотелось выплеснуть эмоции. Он посмотрел на меня вопросительно.
Я тихо сказала:
- Высшие силы отвели нас. Не знаю, почему, но, значит, так нам будет лучше.
- Да, - муж кивнул мне и повторил Сергею мою фразу. - Если Господь не даёт, значит, так надо. Значит, этот дом не для нас, а для них.
Риелтер явно не ожидал столь мягкой реакции, приготовился выслушивать обвинения в нечестности.
- Серёг, ну, если будет что предложить, звони, - муж закончил разговор.
- Да, конечно, Андрей, извини, - было слышно, что ему крайне неловко в создавшейся ситуации.
Андрей нажал отбой, положил телефон, взял кофе.
- Блииин, блииин, блинский блииин, - мне требовалось выплеснуть эмоции.
- Неожиданно! - признал муж.
Мы молча смотрели друг на друга, вспоминая все преграды и потери на нашем пути длиной в семь лет. Слава Богу, мы не теряли близких и родных, мы теряли только материальные ценности.
- Помнишь, Андрюша? - тихо спросила я.
- Помню, моя хорошая, - так же тихо ответил муж. - Мы с тобой поняли, что потеря материалки не страшна. Главное, что мы есть друг у друга.
- Главное, что есть ты у меня, - процитировала я слова известной песни.
- Ну что, ищем заново, - муж взял чашку кофе, поднёс ко рту.
В этот миг зазвонил телефон.
- Сергей звонит, - удивился муж. - Алло, слушаю.
Голос в трубке говорил быстро, мне было не разобрать слова.
- Да, - отвечал муж, - да, да. Понял. Во сколько нам быть? Да, подъедем. Адрес пришли для навигатора.
Он нажал отбой, посмотрел на меня.
- Ну что, собирайся в темпе, у нас сделка через час, ещё доехать надо.
- В смысле? Какая сделка? Куда ехать? Что мы покупаем? - крупная дрожь трясла меня, мозг отказывался воспринимать происходящее.
- Покупаем дом у Малахова кургана, вчерашний, - муж принялся объяснять. - В общем, тем людям Казначейство всера перевело деньги, на их счёт в банке деньги должны были прийти сегодня утром. Но у них в договоре в номер счета вкралась ошибка. Деньги отлетели обратно в Казначейство.
- Что?? Так бывает? - я не могла поверить своим ушам.
- Бывает, как видишь - усмехнулся муж. - Серёга меня спросил : "У Вас наверху кто то есть? "
- Наверху, это у Высших сил, что ли? - глупо спросила я. Никакие умные мысли в голову не шли. - А что ж они их не ждут?
- Хозяйке дома срочно нужно взнос на ипотеку внести, ей айтишную дают, - пояснил муж. - Она и так все сроки пропустила, всё ждала продажи. Торопится и не может ждать, тем более, что это ещё на месяц теперь затянется у них. А мы с деньгами. Ну, одевайся, едем.
Он глотнул кофе, сунул в рот бутерброд.
- Андрюша, а он не мошенник? - странная ситуация рождала страхи. - Может, он специально так сказал, чтобы мы бежали быстро деньги отдавать?
- Не похож, - задумчиво произнёс муж. - Я его вчера покачал, не похож он на мошенника. Посмотрим ещё, что там у нотариуса будет.
- Поехали, поехали, собирайся, - заторопил меня, - сама на Высшие силы уповала, а теперь не веришь. Поехали, посмотрим.
Как мы ехали, я не помню. Езда по Севастополю - отдельная тема, здесь глушат сигнал интернета и в самый неподходящий момент навигатор отключается.
Город стоит на горах, спуски - подъёмы, резкие повороты, серпантин среди узких улиц с частными домами, - и вдруг ты оказываешься без навигатора.
Куда ехать, где поворачивать - загадка. Несколько раз было так, что мы ездили кругами, возвращаясь на ту же улицу, не в силах найти правильный маршрут.
Ну да ладно, в итоге мы до нотариуса доехали.
И тууут.... Мы узнали много такого, что нам даже в голову не приходило.
Мы ориентировались на сделку в Москве, через Сбербанк и Домклик, мы так продавали свою квартиру. Там проверялось всё, деньги уходили на эскроу счёт, и поступали продавцу только после регистрации сделки.
Здесь было всё не так.
Здесь вначале отдавались деньги, а потом происходила регистрация.
Мы не могли поверить своим ушам! Как так, перевести деньги продавцу без регистрации? Только по бумажке у нотариуса, которого мы видим первый раз в жизни???
Однако, вся нотариальная контора убеждала нас, что здесь делается только так, все покупки недвижимости совершаются именно в таком порядке.
- Да, у нас так, - седой немолодой нотариус спокойно смотрел на нас сквозь стекла очков, терпеливо разъясняя приезжим людям местные правила, вполне ему понятные.
Мы же чувствовали себя как в темном лесу.
Надо сказать, что у всех, кто долгое время жил в Москве, резко уменьшается доверие к миру , а степень недоверчивости возрастает в геометрической прогрессии.
А здесь, в Севастополе, люди доверяют друг другу, не врут.
Мошенники, конечно, есть, но, видимо, так мало, что уровень доверия у населения зашкаливает. По нашим понятиям.
И именно у нотариуса вновь мы почувствовали и подтвердили себе, что Севастополь - наш город. Было что то в старом нотариусе столь внушающее нам доверие, что мы решились.
Что это - честь морского офицера, которым нотариус был раньше? Честность? Уверенность в своих действиях и правильности их?
Наверное, всё это вместе.
Мы переглянулись и решились.
Подписали первый договор и отправились в банк РНКБ добывать деньги со счета Сбера.
О!!! Этот квест оказался не легче. Не буду вдаваться в подробности, но муж мой победил Сбер! Перевёл первый транш со своего счета Сбера на свой же счёт в РНКБ. Ушло на это четыре часа. Уфффф!
- Сергей, почему Оля не может открыть счёт в Сбербанке в Краснодаре? Перевод денег составит ровно одну минуту! - я не могла понять, что ж мы так мучаемся со счетами.
- Не знаю, - хмуро отвечал Сергей, представитель Оли.
- Так поговори с ней, обьясни, в России всё проще, чем в Крыму.
- Да я говорю, а она не слушает, - Сергей был хмур ещё и потому, что целый день на него сыпались проклятия от разочарованных неудавшихся первых покупателей.
- Серёг, ну а в чем ты виноват? - пыталась я утешить его. - Так сложилось. Кто его знает, почему. А ты в интересах продавца действуешь. И она ждала долго, если ещё ждать, то можно вообще ипотеку не получить, там же срок заканчивается.
- Ну да, - от моих слов ему явно становилось легче.
В общем, в нашу уютную съёмную квартирку мы вернулись еле живые. Молча махнули коньячку и молча упали спать, оставив все обсуждения на завтра.
А проснулись утром в совершенно другом состоянии . Свершилось! Мы покупаем наш дом, в том городе, который выбрали осознанно, в том месте, которое нам нравится, на берегу теплого синего моря, зовущегося Чёрным, в прекрасном настроении и предвкушении новой прекрасной жизни.
И сегодня мы переезжаем, начинаем жизнь в нашем доме. Пока там нет шкафов, диванов и прочей мебели, но есть матрасы, лежащие прямо на полу, есть плита, есть душ и сауна. Прекрасное начало новой жизни! Пенсия перестаёт быть томной 😆.