Найти тему
CINEMA

О военной кинодраме Карена Шахназарова «Белый тигр». Мнение критика-любителя

Ровно одиннадцать лет назад, 23 февраля 2013 года на Первом канале Российского телевидения состоялась премьера фильма Карена Шахназарова «Белый тигр».

Принято считать, что добротные военные фильмы умели снимать лишь в советские годы. И этому есть вполне понятное объяснение. В те годы были живы сотни тысяч свидетелей войны, которые были главными критиками и экспертами всех подобных картин. Они сразу замечали любую фальшь. Создатели военных фильмов об этом знали и старались не разочаровать своих зрителей. К тому же многие создатели картин сами были ветеранами войны и отлично понимали, о чём они снимали кино.

Сегодня, к сожалению, живых свидетели той войны почти не осталось. Поэтому на экраны выходят военные фильмы, в которых пехотинцы 1941 года носят модные стрижки и крашеные волосы, а медсёстры на поле боя под свист пролетающих пуль делают перевязки руками с безукоризненным маникюром.

Но и это не самое страшное. Стали появляться фильмы о войне с голливудским оттенком. Когда вполне конкретные военные события интерпретируются не в соответствие с реальной исторической правдой, которая ещё 20-30 лет назад никем не оспаривалась, а в соответствие появившимся неким «новым взглядом» на ту войну.

-2

Причем представители этого «взгляда» сегодня делают вид, что так было всегда. Поэтому не стоит удивляться тому, что молодёжь освобождённых от фашизма государств сегодня сносит памятники погибшим советским бойцам, искренне приравнивая их самих к фашистам. Они просто не знают историю и, что ещё хуже, и не хотят её знать! Они живут лишь сегодняшним днём, без оглядки назад. Их так воспитали.

Кто в этом виноват? Наверное, мы сами. Мы слишком понадеялись на незыблемость трагической истории двадцатого века. А оказалось, что её начали переписывать, даже не дожидаясь смерти последних живых свидетелей.

Не меньший вред исторической правде наносят и некоторые вполне патриотические российские фильмы, в которых советские солдаты выглядят супергероями. Когда приукрашаются их подвиги, что придаёт сюжету налёт сказочности. Зрителями такой фильм уже воспринимается как некий эпос, как сказка, как то, чего не может быть в реальности. С моей точки зрения, подобное недопустимо в священной теме об Отечественной войне. Возможно, через сто-двести лет это и будет приемлемо. Но не сегодня.

Поэтому в наше время ценность советских фильмов о войне, снятых в первые сорок лет после её окончания, приобретают особое значение. Потому что это и есть правда.

Возможно, эти фильмы не так увлекательны для избалованных современных зрителей, но их надо всё равно показывать. Даже если каждый третий подросток посмотрит и получит реальное представление о тех событиях, это уже будет иметь огромное значение для всего молодого поколения.

Возможно, именно эти мотивы подтолкнули кинорежиссёра Карена Шахназарова снять приключенческую кинодраму «Белый тигр». Он попытался соединить вместе несколько несовместимых между собой жанров. Это фильм, претендующий на историческую достоверность. Одновременно с этим это фильм-притча, и плюс ко всему это ещё и увлекательная фэнтези с захватывающим сюжетом.

-3

Лично мне кажется, что соединить всё это получилось. Поэтому можно легко объяснить некоторые неточности, которые, возможно, Шахназаров сделал намеренно. Чтобы подчеркнуть, что это не просто фильм о войне, а всё-таки фэнтези. Хотя тема и настроение войны переданы очень точно. И по драматургии, с моей точки зрения, фильм Шахназарова не уступает советским военным картинам.

-4

Поэтому не стоит удивляться ордену Славы на кителе полковника, которого там не могло быть по определению. Или мифическому танку, о котором даже легенды в то время не было, а сам сюжет был сочинён уже в двадцать первом веке.

-5

То же самое касается и чудес с выживанием танкиста Найдёнова, с ожогами, которые несовместимы с жизнью даже в условиях современной медицины. Всё это элементы фэнтези, чтобы придать картине привлекательность именно для молодого поколения. И при этом Шахназарову удалось передать патриотический дух и трагизм тяжёлой войны.

Карен Шахназаров на съёмках фильма "Белый тигр"  (2012).
Карен Шахназаров на съёмках фильма "Белый тигр" (2012).

Ну и, конечно, философские мотивы, которые делают фильм настоящей пророческой притчей. Это два диалога в конце фильма, которые звучат как предостережение будущим поколениям. Удивительно то, что они написаны и прозвучали в фильме ещё много лет назад. Задолго до СВО и до Майдана.

Карен Шахназаров на съёмках фильма "Белый тигр"  (2012).
Карен Шахназаров на съёмках фильма "Белый тигр" (2012).

Это диалог Найдёнова и полковника Федотова после победы. Когда Найденов уверен, что полная победа так и не достигнута.

-8

И второй финальный монолог Гитлера перед таинственным незнакомцем, в котором тот раскрывает один из мотивов появления фашизма:

«…мы просто нашли мужество осуществить то, о чём мечтала Европа!… Разве мы не осуществили потаённую мечту каждого европейского обывателя? Они всегда не любили евреев! Всю жизнь они боялись эту мрачную, угрюмую страну на Востоке… Я сказал: просто давайте решим эти две проблемы, решим их раз и навсегда… Человечество стало тем, что оно есть, благодаря войне! Война — естественное, обыденное дело. Она идёт всегда и повсюду. Война не имеет начала или конца. Война — это сама жизнь. Война — это отправная точка».

Страшные пророческие слова, написанные писателем Ильёй Бояшевым в романе «Танкист, или «Белый тигр» в 2007 году. Этот роман и лёг в основу сценария фильма Шахназарова. Написаны они задолго до Майдана и всех последующих событий.

Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.

_______________________

В статье опубликованы кадры из фильма "Белый тигр" (2012 год).

Грозного гестаповца в фильме «Семнадцать мгновений весны» сыграл олимпийский чемпион Анатолий Парфёнов по прозвищу «Русский танк»
CINEMA
17 ноября 2023

_______________________

Если статья показалась вам интересной кликните 👍