Заголовок – не ирония. Оскорбить можно и песней, и книгой, и памятником. И, к сожалению, в последние годы это происходит в России часто. То ли комиссии, которые дают “добро” памятникам, состоят из непрофессионалов, то ли слишком торопятся, то ли откаты берут, то ли умышленно пакостят - неизвестно... В общем, хотелось бы, чтобы проекты скульптур обсуждались с горожанами.
Борис Орлов, председатель петербургского отделения Союза писателей России, написал на Русской Народной Линии о бюсте Николаю Гумилеву в Кронштадте. Что офицер и поэт выглядит гуманоидом. Абсолютно согласна с Орловым, что памятник должен быть в полный рост, на нём должны быть высечены наиболее известные стихи, что Гумилев должен выглядеть как офицер – с наградами. Памятник должен быть красив и отражать личность, иначе незачем и ставить!
А мнение скульптора Екатерины Пильниковой, что если её “работа не понравилась представителям общества – это не говорит ни о чём” более говорит о ней самой. Нелестно.
Однако беспокоит что нелепых, оскорбительных памятников всё больше. Помните жуткий памятник Есенину в Москве (скульптор - Григорий Потоцкий)? Глядя на скульптуру, кажется, что поэта убили во второй раз, уже сейчас.
Странный инцидент произошел с памятником Михаилу Калашникову в Москве. В руках у него оказался почти немецкий автомат. Что потом переделали. Но, может быть, кто-то надеялся, что не заметят? (Дело в том, что конструктора обвиняли будто он много позаимствовал у немцев для своего автомата, и вот здесь, получается, хотели тонко уколоть?).
А памятник выпускникам 1941-го в Сергиевом Посаде? Танцуют парень и девушка, и у неё соски торчат. Получается, люди придут к памятнику со светлыми мыслями, чистыми, о выпускниках, ушедших на фронт, а уйдут с хохотком и мыслями грязыми. А подростки ещё и будут лапать эту грудь, натирая её до блеска. Священник-скульптор из Тверской области Евгений Антонов раздавал тогда удивительные интервью. Думал, дескать, “грудь – это символ красоты и юности, а оказывается – сексуальный символ”.
Вот это потрясение на старости лет! Открытие. В итоге скульптор под давлением общественности переделал грудь, “одел” девушку.
Памятник Матери у Главного храма Вооруженных Сил в Подмосковье тоже неоднозначен. Многим он напоминает “Слезу скорби” в США (памятник жертвам 11 сентября). Те же ассоциации. Мне кажется такого рода скульптуры должны быть безупречны. Их эскизы должны обсуждаться с общественностью, фото должны публиковаться в СМИ ещё до установки. Я бы лично выступила против памятника, где Матери заходят под подол, выходят из-под него, ну и вообще... щель какая-то...
А “памятник анальной пробке” в Краснодарском крае? Официально назывался “Капля”, и не простоял и дня. А стоил ведь 2.3 миллиона...
К неудачам, считаю, можно отнести памятники Блоку и Бродскому в Петербурге. Блок лицом получился киргиз, хотя у него были огромные глаза. Я не против киргизов, но сходство с поэтом должно ведь быть? Да еще утрированно длинный, грубыми мазками исполненный монумент. Будто облезлый. А ведь Блок был красив...
Но второй памятник Блоку этого же скульптора – Евгения Ротанова – оказался еще хуже. Поэт на ул.Декабристов выглядит как конь в пальто, да еще и падающий.
Скульптор же ведет себя как автор памятника Гумилеву. Пишет сайт Информпсков.ру: “Создатель памятника скульптор Евгений Ротанов заявил, что не понимает, к чему все эти претензии, он художник — он так видит: «Как хочу, так и делаю. Решение, что он идёт наклонённый: человек так может ходить, наклонившись вперёд. Находка такая моя. Блок — человек, который идёт в народ, скажем так, идёт на улицу, думает, погружён в себя. Он весь собранный внутри себя. Его окружающие дома не интересуют. Головой он не крутит. Потому что я так задумал».
Задумал – лепи и ставь у себя в гостиной! Ещё один памятник Ротанова – Бродскому – вообще нечто. И на нём даже нет никаких надписей кому он поставлен. Да и зачем? 7 тонн уродства да и всё. Так теперь скульптор снова в центре обсуждения - вылепил памятник шаляпинскому пальто. Голова у Шаляпина маленькая, как у статуи Петра в Петропавловской крепости, а пальто огроменное. Потому трудно сказать, что это памятник человеку. Увековечено пальто.
Боже, избавь Петербург от скульптур Ротанова!
Венчает парад нелепых скульптур у нас В России памятник “гуану” в Москве. “Большая глина N4” – официальное название.
Не получившие одобрения масс скульпторы обычно оправдывают себя тем, что “новое всегда критикуют”. Неправда. Большинство скульптур обществом воспринимаются хорошо. Например, посвященная реке Лене – ну красота же? (Автор Сергей Прокопьев).
А вообще, давно пора всем творцам понять, что если тебе платят из казны, из налогов граждан, будь добр, удовлетвори вкусы этих самых граждан.
Но главное - что цель искусства – не самовыражение, как многие ошибочно считают, а служение людям, приведение их к катарсису. Ты должен поднять души зрителей, читателей, ввысь. А поднимает ввысь красота. Не “у каждого своя”, а просто красота, которую видят все.