Найти тему
Азаева Репортер

ОСКОРБЛЕНИЕ ПАМЯТНИКОМ

Заголовок – не ирония. Оскорбить можно и песней, и книгой, и памятником. И, к сожалению, в последние годы это происходит в России часто. То ли комиссии, которые дают “добро” памятникам, состоят из непрофессионалов, то ли слишком торопятся, то ли откаты берут, то ли умышленно пакостят - неизвестно... В общем, хотелось бы, чтобы проекты скульптур обсуждались с горожанами.

Борис Орлов, председатель петербургского отделения Союза писателей России, написал на Русской Народной Линии о бюсте Николаю Гумилеву в Кронштадте. Что офицер и поэт выглядит гуманоидом. Абсолютно согласна с Орловым, что памятник должен быть в полный рост, на нём должны быть высечены наиболее известные стихи, что Гумилев должен выглядеть как офицер – с наградами. Памятник должен быть красив и отражать личность, иначе незачем и ставить!

Вот этот гуманоид  оказывается Гумилев. Мужественный офицер, награжденный Георгиевскими крестами, поэт-путешественник, по мнению скульптора, выглядит вот так уныло...
Вот этот гуманоид оказывается Гумилев. Мужественный офицер, награжденный Георгиевскими крестами, поэт-путешественник, по мнению скульптора, выглядит вот так уныло...
Настоящий Гумилев - куда красивее. И смотрит не вниз, как лишенец, а прямо в клаза. Смелым и даже дерзким взглядом.  Он до последних минут не посрамил звание русского офицера, умер как подобает мужчине, гражданину.
Настоящий Гумилев - куда красивее. И смотрит не вниз, как лишенец, а прямо в клаза. Смелым и даже дерзким взглядом. Он до последних минут не посрамил звание русского офицера, умер как подобает мужчине, гражданину.

А мнение скульптора Екатерины Пильниковой, что если её “работа не понравилась представителям общества – это не говорит ни о чём” более говорит о ней самой. Нелестно.

Однако беспокоит что нелепых, оскорбительных памятников всё больше. Помните жуткий памятник Есенину в Москве (скульптор - Григорий Потоцкий)? Глядя на скульптуру, кажется, что поэта убили во второй раз, уже сейчас.

Григорий Потоцкий (скульптор, на фото), на мой взгляд, просто надругался...
Григорий Потоцкий (скульптор, на фото), на мой взгляд, просто надругался...

Странный инцидент произошел с памятником Михаилу Калашникову в Москве. В руках у него оказался почти немецкий автомат. Что потом переделали. Но, может быть, кто-то надеялся, что не заметят? (Дело в том, что конструктора обвиняли будто он много позаимствовал у немцев для своего автомата, и вот здесь, получается, хотели тонко уколоть?).

А памятник выпускникам 1941-го в Сергиевом Посаде? Танцуют парень и девушка, и у неё соски торчат. Получается, люди придут к памятнику со светлыми мыслями, чистыми, о выпускниках, ушедших на фронт, а уйдут с хохотком и мыслями грязыми. А подростки ещё и будут лапать эту грудь, натирая её до блеска. Священник-скульптор из Тверской области Евгений Антонов раздавал тогда удивительные интервью. Думал, дескать, “грудь – это символ красоты и юности, а оказывается – сексуальный символ”.

Вот это потрясение на старости лет! Открытие. В итоге скульптор под давлением общественности переделал грудь, “одел” девушку.

-4

Памятник Матери у Главного храма Вооруженных Сил в Подмосковье тоже неоднозначен. Многим он напоминает “Слезу скорби” в США (памятник жертвам 11 сентября). Те же ассоциации. Мне кажется такого рода скульптуры должны быть безупречны. Их эскизы должны обсуждаться с общественностью, фото должны публиковаться в СМИ ещё до установки. Я бы лично выступила против памятника, где Матери заходят под подол, выходят из-под него, ну и вообще... щель какая-то...

-5
Щель - она памятнику всегда помеха. Монумент "Слеза скорби", США.
Щель - она памятнику всегда помеха. Монумент "Слеза скорби", США.

А “памятник анальной пробке” в Краснодарском крае? Официально назывался “Капля”, и не простоял и дня. А стоил ведь 2.3 миллиона...

Не простоял и дня...
Не простоял и дня...

К неудачам, считаю, можно отнести памятники Блоку и Бродскому в Петербурге. Блок лицом получился киргиз, хотя у него были огромные глаза. Я не против киргизов, но сходство с поэтом должно ведь быть? Да еще утрированно длинный, грубыми мазками исполненный монумент. Будто облезлый. А ведь Блок был красив...

Вот таков Блок у Евгения Ротанова
Вот таков Блок у Евгения Ротанова
А таким он был на самом деле
А таким он был на самом деле

Но второй памятник Блоку этого же скульптора – Евгения Ротанова – оказался еще хуже. Поэт на ул.Декабристов выглядит как конь в пальто, да еще и падающий.

Скульптор же ведет себя как автор памятника Гумилеву. Пишет сайт Информпсков.ру: “Создатель памятника скульптор Евгений Ротанов заявил, что не понимает, к чему все эти претензии, он художник — он так видит: «Как хочу, так и делаю. Решение, что он идёт наклонённый: человек так может ходить, наклонившись вперёд. Находка такая моя. Блок — человек, который идёт в народ, скажем так, идёт на улицу, думает, погружён в себя. Он весь собранный внутри себя. Его окружающие дома не интересуют. Головой он не крутит. Потому что я так задумал».

Падающий Блок
Падающий Блок

Задумал – лепи и ставь у себя в гостиной! Ещё один памятник Ротанова – Бродскому – вообще нечто. И на нём даже нет никаких надписей кому он поставлен. Да и зачем? 7 тонн уродства да и всё. Так теперь скульптор снова в центре обсуждения - вылепил памятник шаляпинскому пальто. Голова у Шаляпина маленькая, как у статуи Петра в Петропавловской крепости, а пальто огроменное. Потому трудно сказать, что это памятник человеку. Увековечено пальто.

Боже, избавь Петербург от скульптур Ротанова!

Не написано кому, но все знают, что Бродскому. На Васильевском острове.
Не написано кому, но все знают, что Бродскому. На Васильевском острове.

Венчает парад нелепых скульптур у нас В России памятник “гуану” в Москве. “Большая глина N4” – официальное название.

-12

Не получившие одобрения масс скульпторы обычно оправдывают себя тем, что “новое всегда критикуют”. Неправда. Большинство скульптур обществом воспринимаются хорошо. Например, посвященная реке Лене – ну красота же? (Автор Сергей Прокопьев).

-13

А вообще, давно пора всем творцам понять, что если тебе платят из казны, из налогов граждан, будь добр, удовлетвори вкусы этих самых граждан.
Но главное - что цель искусства – не самовыражение, как многие ошибочно считают, а служение людям, приведение их к катарсису. Ты должен поднять души зрителей, читателей, ввысь. А поднимает ввысь красота. Не “у каждого своя”, а просто красота, которую видят все.