Фильм, где в главной роли блистала одна из главных советских красавиц Алла Ларионова просто не мог не иметь успеха. Правда, к сожалению, кино, снятое по рассказу Антона Павловича Чехова, чеховским по настроению и смыслу не очень-то является. Здесь скорее отдаленно веет Чеховым.
Тем не менее, это один из тех советских фильмов, которые обязательно нужно смотреть. И не только из-за Ларионовой. Какой здесь Вертинский, друзья! Его князь едва ли не лучший князь в истории кинематографа.
«Анна на шее» - не только лидер кинопроката 1954 года, но и обладатель «Золотой оливковой ветви» на Международном кинофестивале в Италии в 1957 году.
«После венчания не было даже легкой закуски; молодые выпили по бокалу, переоделись и поехали на вокзал. Вместо веселого свадебного бала и ужина, вместо музыки и танцев — поездка на богомолье за двести верст. Многие одобрили это, говоря, что Модест Алексеич уже в чинах и не молод, и шумная свадьба могла бы, пожалуй, показаться не совсем приличной; да и скучно слушать музыку, когда чиновник 52 лет женится на девушке, которой едва минуло 18. Говорили также, что эту поездку в монастырь Модест Алексеич, как человек с правилами, затеял, собственно, для того, чтобы дать понять своей молодой жене, что и в браке он отдает первое место религии и нравственности».
А.П. Чехов
🎬Анна на шее (1954)
Анна Соболева (Алла Ларионова), желая помочь своей бедствующей семье (мать умерла, отец пьет, двое маленьких братьев) вынуждена согласиться на брак с чиновником много старше ее. Но брак оказался не тем, что так красиво обещала сваха. И хоть у мужа денег много (о чем благоговейно говорят все в церкви на венчании – 100 тысяч!), Анна их не видит, и семье помочь не может. Более того, даже в буфете в театре он не позволяет себе угостить Анну ни яблочным пирожным, ни шоколадом, ни грушей за 25 копеек, возмущаясь уровню цен.
«Выходила она за него только из-за денег, а между тем денег у нее теперь было меньше, чем до замужества».
А.П. Чехов
Все меняет Рождественский бал, по случаю которого супруг-скряга раскошелился на модный и красивый наряд для молодой жены. Жена в грязь лицом не ударила и ожидания мужа оправдала – очаровала не только всех мужчин на балу от мало до велика, но самое главное – губернатора и даже великого князя, на внимание которого так рассчитывает Модест Алексеевич (Владимир Владиславский), очень уж нужен ему орден Святой Анны «на шею». И теперь Анне всё равно, что говорит и делает ненавистный муж. Ей благоволит сам князь (Александр Вертинский), а это значит, что весь мир и все высшее губернское общество у её нет. Правда, при этом пьяница-отец и братья забыты.
«После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро и ложилась в гостиной на полу, и потом рассказывала всем трогательно, как она спит под цветами. Денег нужно было очень много, но она уже не боялась Модеста Алексеича и тратила его деньги, как свои; и она не просила, не требовала, а только посылала ему счета или записки: «выдать подателю сего 200 р.» или: «немедленно уплатить 100 р.»
А.П. Чехов
Тут, кстати, нам выставляют Анну, как женщину, которая имея возможность, семье не помогает. Её жизнь стала легка и прекрасна, а что едят два ее младших брата и где они ночуют – это не интересно, я еще не все свои соболя выгуляла. Но, друзья, так-то оно так. Но почему о семье не заботится/не заботился её глава? То есть Пётр Леонтьевич Соболев, взрослый мужик (Александр Сашин-Никольский) схоронив жену, начинает пьянствовать, прекращает давать уроки музыки, пропивает всю мебель и остается на улице с детьми – а виновата Анна? Какое-то двойное дно морали.
Анна в фильме вроде бы и представлена как хищница, которая идет к цели, теперь уже по головам не только своих родственников, но и всего общества, включая драгоценного супруга. Но хищница такая милая и очаровательная, что ей простительно едва ли не всё. Она просто берёт, когда предлагают – это же не то же самое, что просить, правда же? Новый мир Анны – это мир удовольствий, который она заслужила, продав себя. Правда, Анна, вкусив этих удовольствий, начинает забывать, что не все то золото, что блестит. И эта её новая жизнь – страшна.
Отцу Анны общество тоже все прощает, видимо (кроме Модеста, который по первости пеняет тестю, что пьянство до добра не доводит). Он пустил семью по миру и только тем и занимается, что кричит вслед дочери «Анечка, Анечка». Ну а что еще делать, не работать же идти, в конце концов.
Вот что писал Виктор Шкловский о фильме и с чем я в принципе почти согласна:
«…получилась лента, в которой была изображена польза лёгкого поведения. Женщина оказалась морально не разоблачённой. И это произошло прежде всего оттого, что не было передано чеховское отношение к жизни <…> Мир, в который попадает Анна, не страшен, а привлекателен. При кажущемся повторении сюжета, при его помощи раскрыто не то, что раскрывал Чехов… Сюжет Чехова был взят Анненским не как результат авторского познания мира, не как результат выявления нравственного отношения к явлениям жизни, а просто как занимательное событие».
Такой задорно-саркастичный гротеск о социальном неравенстве и лицемерии высшего общества, где «семейная жизнь есть не удовольствие, а долг».
«—Чтобы быть счастливой, нужно в полночь сварить чёрного кота.
— Пробовала, не помогает».