Найти тему
КиноБуква

«Анна на шее» - лидер советского кинопроката о пользе лёгкого поведения и моральном падении женщины

Оглавление

Фильм, где в главной роли блистала одна из главных советских красавиц Алла Ларионова просто не мог не иметь успеха. Правда, к сожалению, кино, снятое по рассказу Антона Павловича Чехова, чеховским по настроению и смыслу не очень-то является. Здесь скорее отдаленно веет Чеховым.

Тем не менее, это один из тех советских фильмов, которые обязательно нужно смотреть. И не только из-за Ларионовой. Какой здесь Вертинский, друзья! Его князь едва ли не лучший князь в истории кинематографа.

«Анна на шее» - не только лидер кинопроката 1954 года, но и обладатель «Золотой оливковой ветви» на Международном кинофестивале в Италии в 1957 году.

Кадр из фильма «Анна на шее», 1954 год, режиссер Исидор Анненский
Кадр из фильма «Анна на шее», 1954 год, режиссер Исидор Анненский

«После венчания не было даже легкой закуски; молодые выпили по бокалу, переоделись и поехали на вокзал. Вместо веселого свадебного бала и ужина, вместо музыки и танцев — поездка на богомолье за двести верст. Многие одобрили это, говоря, что Модест Алексеич уже в чинах и не молод, и шумная свадьба могла бы, пожалуй, показаться не совсем приличной; да и скучно слушать музыку, когда чиновник 52 лет женится на девушке, которой едва минуло 18. Говорили также, что эту поездку в монастырь Модест Алексеич, как человек с правилами, затеял, собственно, для того, чтобы дать понять своей молодой жене, что и в браке он отдает первое место религии и нравственности».
А.П. Чехов

🎬Анна на шее (1954)

Кадр из фильма «Анна на шее», 1954 год, режиссер Исидор Анненский
Кадр из фильма «Анна на шее», 1954 год, режиссер Исидор Анненский

Анна Соболева (Алла Ларионова), желая помочь своей бедствующей семье (мать умерла, отец пьет, двое маленьких братьев) вынуждена согласиться на брак с чиновником много старше ее. Но брак оказался не тем, что так красиво обещала сваха. И хоть у мужа денег много (о чем благоговейно говорят все в церкви на венчании – 100 тысяч!), Анна их не видит, и семье помочь не может. Более того, даже в буфете в театре он не позволяет себе угостить Анну ни яблочным пирожным, ни шоколадом, ни грушей за 25 копеек, возмущаясь уровню цен.

«Выходила она за него только из-за денег, а между тем денег у нее теперь было меньше, чем до замужества».
А.П. Чехов

Все меняет Рождественский бал, по случаю которого супруг-скряга раскошелился на модный и красивый наряд для молодой жены. Жена в грязь лицом не ударила и ожидания мужа оправдала – очаровала не только всех мужчин на балу от мало до велика, но самое главное – губернатора и даже великого князя, на внимание которого так рассчитывает Модест Алексеевич (Владимир Владиславский), очень уж нужен ему орден Святой Анны «на шею». И теперь Анне всё равно, что говорит и делает ненавистный муж. Ей благоволит сам князь (Александр Вертинский), а это значит, что весь мир и все высшее губернское общество у её нет. Правда, при этом пьяница-отец и братья забыты.

«После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро и ложилась в гостиной на полу, и потом рассказывала всем трогательно, как она спит под цветами. Денег нужно было очень много, но она уже не боялась Модеста Алексеича и тратила его деньги, как свои; и она не просила, не требовала, а только посылала ему счета или записки: «выдать подателю сего 200 р.» или: «немедленно уплатить 100 р.»
А.П. Чехов

Тут, кстати, нам выставляют Анну, как женщину, которая имея возможность, семье не помогает. Её жизнь стала легка и прекрасна, а что едят два ее младших брата и где они ночуют – это не интересно, я еще не все свои соболя выгуляла. Но, друзья, так-то оно так. Но почему о семье не заботится/не заботился её глава? То есть Пётр Леонтьевич Соболев, взрослый мужик (Александр Сашин-Никольский) схоронив жену, начинает пьянствовать, прекращает давать уроки музыки, пропивает всю мебель и остается на улице с детьми – а виновата Анна? Какое-то двойное дно морали.

Кадр из фильма «Анна на шее», 1954 год, режиссер Исидор Анненский
Кадр из фильма «Анна на шее», 1954 год, режиссер Исидор Анненский

Анна в фильме вроде бы и представлена как хищница, которая идет к цели, теперь уже по головам не только своих родственников, но и всего общества, включая драгоценного супруга. Но хищница такая милая и очаровательная, что ей простительно едва ли не всё. Она просто берёт, когда предлагают – это же не то же самое, что просить, правда же? Новый мир Анны – это мир удовольствий, который она заслужила, продав себя. Правда, Анна, вкусив этих удовольствий, начинает забывать, что не все то золото, что блестит. И эта её новая жизнь – страшна.

Отцу Анны общество тоже все прощает, видимо (кроме Модеста, который по первости пеняет тестю, что пьянство до добра не доводит). Он пустил семью по миру и только тем и занимается, что кричит вслед дочери «Анечка, Анечка». Ну а что еще делать, не работать же идти, в конце концов.

Вот что писал Виктор Шкловский о фильме и с чем я в принципе почти согласна:

«…получилась лента, в которой была изображена польза лёгкого поведения. Женщина оказалась морально не разоблачённой. И это произошло прежде всего оттого, что не было передано чеховское отношение к жизни <…> Мир, в который попадает Анна, не страшен, а привлекателен. При кажущемся повторении сюжета, при его помощи раскрыто не то, что раскрывал Чехов… Сюжет Чехова был взят Анненским не как результат авторского познания мира, не как результат выявления нравственного отношения к явлениям жизни, а просто как занимательное событие».

Такой задорно-саркастичный гротеск о социальном неравенстве и лицемерии высшего общества, где «семейная жизнь есть не удовольствие, а долг».

«—Чтобы быть счастливой, нужно в полночь сварить чёрного кота.
— Пробовала, не помогает».

А вы что думаете?