Хотелось бы думать, что ошибки в искусстве тоже свойственны талантливым художникам, и они не перестают быть ошибками, даже если написаны гениями..
И казалось бы, что ошибка гениального человека имеет большую ценность, чем сносная работа посредственности.
Но гении не ошибаются!
НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ ДЕВЫ МАРИИ
Известна нашумевшая в свое время юношеская ошибка Леонардо да Винчи в пропорциях руки Богородицы на картине "Благовещения".
В этой работе есть некоторые ошибки перспективы. Сразу бросается в глаза, то, что правая рука Богородицы гораздо длиннее левой. Кроме того, учитывая пропорции, ее ноги слишком короткие по сравнению с туловищем.
По мнению ученого Карло Педретти, большого поклонника художника, посвятившего Леонардо да Винчи многие свои исследования, это не ошибки, а добровольный выбор художника, основанный на будущем размещении произведения.
Известно, что картина "Благовещение" должна была быть размещена на стене около свадебного ложа и, следовательно, на нее смотрели с определенного расстояния и снизу вверх. Поэтому, вполне вероятно, что в данном случае пропорции были идеальными. Владелец картины видел бы правильные пропорции на картине со своей кровати.
P.S. Я видела картину несколько раз в Уффици, и на самом деле, в зависимости от того, как двигаешься около нее, восприятие всей картины меняется.
Посмотрите на пейзаж.
Леонардо в своем «Трактате о живописи» назвал это «prospettiva de’ perdimenti», научно доказав, что из-за воздействия воздуха пейзаж теряет резкость, контрастность и цвет по мере увеличения расстояния, переходя в голубовато-серый цвет.
Посмотрите на пример глубины, данный в этой работе.
Великий Леонардо!!
ОШИБКА МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ
Статуя Давида работы Микеланджело Буонаротти была завершена в 1504 году, и планировалась к размещению на контрфорсе Дуомо во Флоренции, но из-за ее веса в шесть тонн оказалось невозможно скульптуру там установить.
И вот в 2010 году копия «Давида» из стекловолокна была установлена на один день на соборе Флоренции Санта Мария дель Фьоре!
И стало понятно, почему же голова скульптуры такая большая по отношению к телу!
Мы сейчас смотрим на скульптуру только немного снизу, а издалека так и вообще на одном уровне почти. Скульптура Давида установлена в Академии Искусств во Флоренции в длинном главном зале.
Поэтому с расстояния в 30-50 метров голова выглядит непропорционально большой. Как и кисть правой руки, кстати.
По мере приближения к скульптуре, ее пропорции визуально изменяются.
Вот так выглядит скульптура у ее основания. Ведь, другое дело!
Понимая, что все будут видеть его Давида с площади, а скульптура будет на фасаде собора, Микеланджело специально изменил пропорции скульптуры, что бы снизу скульптура казалась идеальной.
Сбоку видны вздувшиеся вены на руке Давида. Видны все мельчайшие детали мышц тела героя.
И рука статуи слишком большая и не соответствует пропорциям остального тела. Как полагают, эта ассиметрия, была специально допущена Микеланджело в честь прозвища Давида, "manu fortis" (сильная рука).
Странно, что у психически больных людей скульптуры Микеланджело вызывают желание их разрушить.
14 сентября 1991 года итальянский художник Пьеро Канната прокрался с небольшим молотком к статуе, выставленной в галерее Академии изящных искусств во Флоренции. Он успел отколоть часть пальца на ноге "Давида", пока его не скрутили посетители музея. Судебная экспертиза признала итальянца психически невменяемым, после чего его отправили в лечебницу.
Точно так же атаке сумасшедшего подвергалась другая скульптура Микеланджело - Пьета в Базилике Святого Петра в Ватикане.
Об этом событии в моем видео.
Как вам пропорции остальных частей тела Давида :-) ?
Знаете еще примеры "ошибок" великих художников и скульпторов?
Ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал, я рассказываю как люди живут в Италии.
Читайте о великих и знаменитых итальянцах у меня на сайте.
Видео на моем канале YouTube
Светлана Синица гид в Риме
#живопись #Микеланджело #гении