Найти в Дзене

Биография Суворова. 133. Русско-Польская война (часть 18). В Варшаве накануне штурма Праги. 1794 г.

Преемник Костюшко — генерал-лейтенант Томаш Вавжецкий.
Преемник Костюшко — генерал-лейтенант Томаш Вавжецкий.

Население восставшей Варшавы хоть и не испытывает нужды в продовольствии, но тем не менее находится в душной политической атмосфере. После пленения вождя восстания генералиссимуса Тадеуша Костюшки в рядах восстания возникает раскол: некоторые хотят отдаться под волю Пруссии, другие под волю России, третьи настаивают на продолжении борьбы. В одном лишь эти партии сходятся — в искренней скорби по потере Костюшки. В результате принимается решение выбрать нового вождя восстания.

Преемника Костюшко мог избрать только Верховный Народный Совет. Член Совета — глава партии крайних революционеров Гуго Коллонтай предлагает на этот пост генерал-лейтенанта Юзефа Зайончека, которого Костюшко уезжая поставил главным над гарнизоном Варшавы. Другой член Совета — министр иностранных дел Игнатий Потоцкий выставляет кандидатом генерал-лейтенанта Томаша Вавжецкого, командовавшего на Курляндской границе (историческая область Латвии). Большинство членов Верховного Совета опасалось усиления исповедующего революционный террор Коллонтая, поэтому им была утверждена кандидатура Вавжецкого.

Приехав в Варшаву, Томаш Вавжецкий аргументировано отказывается от должности главнокомандующего по причине того, что не видит впереди ничего хорошего. Но членам Совета все-таки удается его уговорить, под угрозой народного восстания, которое в любой момент может организовать в Варшаве одиозный Коллонтай. В итоге генерал-лейтенант Вавжецкий соглашается стать вождем восстания, по его словам, с «отвращением». Не может выиграть борьбу революция во главе которой стоит человек, не видящий никаких перспектив и при этом, относящийся к делу с таким сомнительным чувством.

Между тем, продолжается возведение в Праге оборонительных сооружений. Поначалу работы ведутся с патриотическим подъемом быстро и споро. В работах принимают участие представители всех сословий польского общества, включая и дам. Приезжает на работы и принимает в них участие также и сам польский король Станислав Понятовский. Но это не прибавляет ему популярности и не спасает от оскорблений. Одна из присутствующих женщин язвительно советует ему для успеха дела не принимать в нем участия, так как все его начинания, как правило, имеют дурной конец. После же пленения Костюшки энергия в работниках заметно убавляется, так что к началу штурма работы на внешнем протяженном укреплении, по окружности равном Варшаве, не успевают закончить. В частности, в этом был виноват и сам Костюшко затеяв столь грандиозное строительство, на оборону которого, впрочем, не хватило ни войск, ни орудий. Генерал-лейтенант Вавжецкий говорит, что Прага погубит Варшаву и что поэтому не надо ее оборонять, а сосредоточиться следует на обороне самой Варшавы, но авторитет Костюшки перевесил его доводы.

Вавжецкий хочет атаковать войска генерала-аншефа Суворова, находящиеся в Кобылке, пока он не соединился с генерал-поручиком Дерфельденом, но его отговаривают генералы Мокроновский, Зайончек и Ясинский, ссылаясь на усталость людей и изнурение лошадей.

Тогда Томаш Вавжецкий требует провести срочные переговоры с Суворовым, а также послать гонца в Петербург, с тем, чтобы уступив Варшаву русским, перевести боевые действия против Пруссии на территорию Великой Польши, но понимания своим инициативам в Верховном Народном Совете не находит. В тоже время войска собранные со всей Польши для обороны Праги, Вавжецким частично разбазариваются на те или иные нужды.

Таким образом, местами недостроенные укрепления Праги, к тому же обороняемые недостаточными силами, представляют собой привлекательную цель для закаленных боями непобедимых войск Суворова, часть из которых уже имеет опыт успешного штурма куда более опасной турецкой крепости Измаил. Сам же новый вождь восставших генерал-лейтенант Томаш Вавжецкий, не уверенный в успехе обороны Праги, являет собой яркий контраст с энергичным генерал-аншефом Александром Васильевичем Суворовым прекрасно отдающим себе отчет в предпринимаемых им действиях.