Удивительным образом Юлия Навальная попала на Мюнхенскую конференцию по безопасности, где ей "сообщили" о смерти супруга. Вчера на канале Алексея вышло видео с ее пламенной речью, которую будет очень интересно рассмотреть как пропагандистский кейс. Приемы, которые она использует, весьма нехитрые, но на аудиторию сработают.
Начинает выступление Юля с утверждения: "Три дня назад Владимир Путин убил моего мужа, Алексея Навального". Возможно, у думающего слушателя возникнет вопрос - но как? Зачем? Главное правило таких заявлений - не давать ответов и накидать побольше эмоционального шума, чтобы переключить внимание людей с замешательства на сочувствие. Это позволяет пропустить этап разъяснений: "Путин убил отца моих детей... В вечной зиме".
Следующий особо важный месседж, который так старается вложить вдова: Навальный - не просто человек, это ваш символ, лидер. Он был борцом за ваши права, героически погибшим за общее дело. "Он отнял Навального у вас... Он захотел убить наши надежды, нашу свободу, наше будущее... уничтожить лучшее доказательство того, что Россия может быть другой, свободной. Вы потеряли не меньше, чем я".
Комбинация утверждение + гиперболизация возводит фигуру подопечного если не в лик святых, то в четвертую ипостась Господа Бога точно. Риторика призвана вызвать у слушателя максимальное доверие и сочувствие: отождествление себя с народом + насыщенная лексика создают эффект мощного обращения, объявления войны ("мы", "наши", "уничтожить", "убить"). Кстати, упоминание таких исключительно важных категорий для каждого человека, как свобода, вера, будущее - это все тоже должно вызвать у слушателя чувство причастности к произошедшему: умер не просто какой-то человек, это мой кумир, я испытываю личное горе.
Контраст - излюбленный прием, без которого и тут не обошлось. "Мы сильные, мы отважные, мы боремся" vs "Позорно, трусливо, так и не решившись взглянуть ему в глаза, Путин убил его...". Почему, собственно, он должен был этого хотеть и уж тем более бояться - это неважно. Ох уж этот трусливый Владимир Владимирович, ну что же опять такое!
На эффект шока рассчитаны образ и поведение Юлии в этом видео. Все ожидают увидеть разбитую горем женщину, но вот она - едва заплаканная, в строгом платье, собранные волосы, говорит поставленной речью со всеми интонационными выделениями под драматичную музыку. Где нужно - хмурится, вспоминая о героизме мужа - улыбается. Ну не воительница ли, правда? Синий цвет, кстати, любимый у политиков - он подсознательно ассоциируется у людей с мудростью.
Ложь + умолчание - ну, как без этого. "Они подло и трусливо прячут его тело... Жалко ждут, когда там исчезнут следы очередного Путинского новичка". В расчете на беспрецедентное доверие сердобольных людей, Юлия не стремится упомянуть об общей процедуре по всей России. Если человек умирает по непонятным причинам, или есть подозрения на насильственную смерть, его тело отправляют на следственную экспертизу, длящуюся больше месяца. На удивление, там не пришивают новые конечности, а устанавливают причины смерти. Во дела. Упоминание резонансной лжи о новичке тоже неслучайно. Ох уж этот всесильный Ахилл, убить которого можно только зельем.
Обещания + выставление себя очевидцем - плавно подводя к главной мысли, Навальная заявляет: "Мы знаем, из-за чего конкретно Путин убил Алексея... Мы скоро вам об этом расскажем... Мы обязательно узнаем, кто именно и как именно исполнил это преступление. Мы назовем фамилии и покажем лица". Словом, бюро находок будет теперь регулярно в инфополе. Следите за нами, ставьте лайки, у нас сенсации.
А вот наконец-то и короночка, весь замысел обращения - призывы к восстанию. Она знает, как вам тяжело и плохо, но вот нужно, необходимо взять и собраться. Прям собраться. "Ради Алексея и ради себя". И тут лексика начинает пестрить воинственным окрасом: "отчаянно, яростно, невозможно терпеть, обезумевшие, воры, убийцы, раздирает на части, жертва" и далее. Как он любил Россию! Ну и естественно, "...этой огромной любви нам хватит, чтобы продолжить его дело... Так же смело, как это делал Алексей".
Сначала утверждение, а уже потом - просьба. "... разделить со мной не только горе и бесконечную боль... ярость, злость, ненависть к тем, кто посмел убить наше будущее". Вот уже Навальный и стал будущим.
Апелляция к стыду - "стыдно ничего не делать, стыдно бояться" = стыдно не реагировать на смерть Навального = стыдно не выйти на митинг, например, что подразумевается под борьбой. "Я не боюсь" - сообщает воительница, находясь в Германии.
Обобщение - боремся за мирную, справедливую, достойную, счастливую Россию. Пока в ней существует Путин, видимо, она грязная, жестокая, жалкая. Вот так вот один человек олицетворяет для Юлии самую большую страну в мире. А население - так они не являются духом государства.
Вырезки с выступлений, а именно кадры, где многострадальный Алексей улыбается, "не сдается", должны окончательно пробить дорогу слезам, свербящему недовольству. Игра на чувствах обычных людей, живущих простую жизнь, призывы к борьбе за этот "туманный альбион" эфемерных представлений о прекрасной России будущего - все это ведет к очевидному лозунгу и ссылке на сайт "Россия без Путина".
Сложно вообще подсчитать, сколько раз эта фамилия прозвучала за 8 минут. Однако несложно догадаться, кому нужна такая повестка. Уж совсем не гостям Мюнхенской конференции в преддверии выборов в России.
Больше на https://t.me/etobazometr