Найти тему
239 подписчиков

Металлический текстиль и текстильный металл

208 прочитали

Что заставляет нас удивляться? Конечно же, чудо! Но разве много в современном мире осталось места для волшебства. Существует ли на свете воздушный металл, тягучий и пластичный, заплетающийся в косы и трепещущий как крылья стрекозы?

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Игорь Андрюхин, известный и очень талантливый художник, словно настоящий волшебник, заставляет металл приобретать совершено нехарактерные ему свойства. В его власти превратить обычное, грубое, брутальное тяжёлое железо во что угодно, например, в тонкие нити. Работая над серией «Плетения» (2009), он заплетает металлические прутья в косы. Играя с ритмами, мастер выявляет пластичность материала. Сочетание блеска и матовой поверхности, плотных узлов и плетений с воздушными петлями, придают новым структурам особую музыкальность, изысканность, лёгкость и невесомость. Сочетание славянских, кельтских и скандинавских мотивов придают современным произведениям актуальное звучание в контексте единого культурного пространства.

Может ли металл как лист колыхаться на ветру или быть хрупким и нежным как цветок? В сериях произведений «Насекомые» (2010-2011) и «Растения» (2011) на наших глазах Игорь творит настоящее чудо, превращая груду неказистого, тяжелого и бесформенного металла в насекомое или растение, наделяя художественным образом. Прутья вдруг становятся легчайшими трепещущими крыльями стрекозы или длинным носиком жука, гайки – сочленениями тулова, пластины – цветками, а болты – бутонами. Невольно вспоминаются строки Анны Ахматовой:

«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда»

Ведь произведения Игоря Андрюхина обладают особой поэтичностью, каждое наделено особым настроением, состоянием, например, щемящая грусть ощущается в плавно изогнутом стебле колоса, жизнеутверждающая витальная сила тянет к небу цветы подсолнечника, а от дубовых ветвей и особой пластики листьев исходит ощущение основательности, стабильности и безвременья.

Что заставляет нас удивляться? Конечно же, чудо! Но разве много в современном мире осталось места для волшебства.-2

Но идея полностью дематериализовать металл, перевести трёхмерные объекты в двухмерное пространство, сделать его мягким, тёплым и прозрачным как шёлк воплотилась в совместной работе с известным художником по текстилю Еленой Ткаченко над серией платков и палантинов «Лёгкая жизнь тяжёлого металла» (2013). Взяв за основу фотопечать произведений Игоря Андрюхина, Елена придала им рельефность и сияние настоящих драгоценностей, с помощью росписи золотым и серебряным акрилом. И вновь происходит метаморфоза – отпечаток, воспоминание об увесистом произведении вновь обретают металлический блеск и весомость, позволяя выявить всю роскошь и виртуозную графичность силуэтов произведений Андрюхина. Техника печати позволяет играть и с масштабом, многократно увеличивая небольшие фрагменты плетений и уменьшая монументальных, порой гигантских насекомых до камерных размеров. Художникам удалось достичь удивительной гармонии мягкости текстиля и твёрдости металла, его блеск оттенить шёлком и бархатом, создав удивительную коллекцию, способную акцентировать изысканность и тонкий вкус обладателя такого сокровища.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Автор статьи: кандидат искусствоведения, сотрудник Государственного Эрмитажа Марина Чекмарёва