Найти тему
⚡️IMBA ENERGY⚡️

Кандалы, изгнание демонов и божья кара: как боролись с депрессией в разные эпохи

Оглавление
Узнай, как определить токсичность по-древнегречески.

Депрессия в том или ином виде, вместе с пивом, письменностью и угнетением себе подобных – один из вечных спутников человечества и цивилизации на протяжении многих тысяч лет. Но древние люди не воспринимали это ментальное расстройство так же, как это делаем мы – для них она была преимущественно божьей карой. И лечили её соответственно.

А о том, как именно это делали в Древней Греции, Средневековой Европе и в Новое Время, читай далее в статье⬇️

Кто был нулевым пациентом?

Мы не знаем. Но одно ясно точно – депрессия в разных ее формах существует столько же, сколько сама цивилизация, а возможно и больше. Древние люди считали ее ничем иным, как наказанием, посланным свыше, помешательством, одержимостью и не только. Одно из первых упоминаний состояния, весьма схожего с меланхолией, относится к еще ко второму тысячелетию до нашей эры. В Древней Месопотамии, вавилоняне описали следующий случай: глава семьи пережил длительный период несчастий, потеряв большое количество зерна, рабов, скота и не только. Пациента тревожила бессонница, руки и ноги ослабли, мужчина был полон бессильного гнева, ему снились тревожные сны. Поскольку психотерапия для вавилонян была примерно тем же, чем для современных американцев является метрическая система, причину заболевания видели в гневе богов. Терапия была соответствующая – религиозные ритуалы с жертвоприношениями.

Другое любопытное упоминание расстройства можно найти в Ветхом Завете – от похожих симптомов страдал основатель Израильского Царства Саул. Как и в случае с вавилонянами, бедствовать государь начал после того, как ослушался Бога, пощадив некоторых представителей семитского племени амаликитян. За это высшие силы наградили его «злым духом», который нещадно кошмарил Саула: он страдал от сильных приступов тоски, тревоги, резких смен настроения. Ослабить их помогала лишь игра на арфе. К слову, метод музыкальной терапии вполне эффективен в снижении симптомов болезни, потому его также можно считать одной из первых рабочих практик по лечению болезни.

Зачем Гиппократ лечил депрессию слабительным

В Античности и на протяжении значительной части Средних веков и Нового времени господствовала так называемая гуморальная теория болезней, или теория о 4 жидкостях, которую ввел в употребление древнегреческий философ и врач Гиппократ. Согласно ей, характер и здоровье человека в значительной степени определяется соотношением в организме 4 основных жидкостей: крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи. Нас интересует только последняя. По мнению античных и средневековых врачей, именно переизбыток чёрной желчи, вырабатываемой селезенкой был главной причиной развития заболевания.

Это определяло методы лечения: чтобы восстановить баланс 4 жидкостей в организме, необходимо избавиться от излишка чёрной субстанции, что производилось посредством кровопускания, приемом специальных лекарств с сильным слабительным и рвотным эффектом.

Гиппократ не был пророком, и не мог учесть появление еще одной, бодрящей жидкости – Напитка IMBA. Если поддерживать ее баланс в организме, то будет намного проще допиливать важный проект или любое другое дело, когда нет сил, ведь в одной порции напитка содержится сразу 125 мг кофеина. Довольны будут и любители экспериментов – энергос можно смешивать с водой, минералкой, соком и даже молоком для получения энергетического коктейля.

-2

Депрессия и Средневековье

Если в Античность и раннее Средневековье к меланхолии, как ее тогда называли, относились с сочувственно, то в условиях установившейся монополии церкви на образование и науку расстройство стали рассматривать как грех. В этот период вводится в употребление богословское понятие «акедия» – состояние, при котором монах не видит смысла в определенных занятиях: молитвах, трапезе, соблюдении поста. Потому оно воспринималось как бесовское искушение, грех или его последствие. Термин впервые начали использовать византийские священники, но позже с ним ознакомились католики, заменив его на Лень – один из семи смертных грехов. В «Божественной комедии» Данте такие грешники находятся на 5-м кругу ада по соседству с гневными и унылыми.

В Средневековье методы лечения помимо молитв включали: заковывание в кандалы и избиение (причем использовать эту практику начали еще в Античности, ее описывал древнеримский ученый Корнелий Цельс), содержание в «сумасшедших домах» (ранние аналоги психиатрических лечебниц), экзорцизм, уже упомянутые античные практики и не только.

Более осмысленное описание болезни можно найти у одного из отцов Римской Католической церкви – Святого Августина. Последний, предположительно, в возрасте 32 лет сам успел перенести депрессивный эпизод. Богослов был одним из первых людей своей эпохи, кто придал значение рефлексии как описанию собственного субъективного эмоционального опыта, что стало одной из первых предпосылок для зарождения психоанализа.

-3

Что изменилось в Новое время

Описывая ситуацию одной фразой: из огня да в полымя. Если в Средние века депрессия была болезнью ленивых, искушаемых дьяволом, то в Ренессанс и Новое время ее рассматривали как признак гениальности, привилегию высших слоев европейского общества, подобно тому, как, например, подагра считалась недугом аристократов. Наиболее яркий литературный пример – шекспировский Гамлет: задумчив, мрачен постоянно рефлексирует, имеет навязчивые идеи и одержим смертью. При этом датский принц умен, красноречив и впечатлителен – положительные качества, которыми европейские врачи и широкая публика часто наделяли больных меланхолией. Расстройство постепенно разбавляется, трансформируется в особую форму социального поведения зажиточных слоев общества, часто занятых в деятельности творческого характера: артистов, художников, музыкантов и писателей. Этому способствовало исследование, трагическое воспевание меланхолии такими деятелями искусства как Байрон, Кольридж, Гёте, в определенной степени самим Шекспиром.

К подобию современного понимания расстройства наука придет только ко второй половине XIX века: термин «депрессия» (от лат. слова deprimere – угнетать, давить) постепенно сменит меланхолию, а немецкий психиатр Э. Крепелин в 1895 г. впервые выделит маниакальную депрессию как отдельное заболевание, разделит ее на отдельные виды в зависимости от степени тяжести, что шло параллельно с процессом активного развития психоанализа З. Фрейдом. В следующие сто лет наука сделает огромный скачок в диагностике и лечении ментальных расстройств, дорога к которому и была проложена пионерами XIX и начала XX-го века.

-4
⚡Какой метод лечения ты считаешь самым интересным? Пиши в комментариях⚡