Почувствовать себя супергероем или оказаться в викторианской эпохе сегодня сможет каждый. В материале ТСН24 владелец магазина комиксов BW Comics в Туле и куратор комикс-клуба «Октавы» Вова Апёнов рассказывает о том, как это можно сделать.
Важна последовательность
Среди широких масс читателей распространено мнение, что комикс – это жанр литературы или иллюстрации.
«На самом деле комикс — это отдельный вид искусства, потому что у него есть свой уникальный механизм работы», - объясняет куратор.
По словам респондента, в начале 90-х годов американский теоретик Скотт МакКлауд ввел термин последовательное искусство.
«В комиксе важна именно последовательность: как друг за другом следуют кадры, как они объединяются в голове», — отмечает Вова Апёнов.
Существуют и разные названия – манга, манхва, bande dessinée, комикс, фуметти. Как говорит куратор, эти термины отличаются только национальной принадлежностью, но обозначают одно явление – последовательное искусство.
«Комикс начинался как развлекательное искусство, но с развитием рынка он укрупнился», — уточняет Вова Апёнов.
По его словам, в НИУ ВШЭ сейчас есть образовательная программа, целиком посвящённая комиксу во всех его проявлениях.
«Комикс — это способ, которым вы можете рассказать любую историю», — добавляет куратор.
Три кита
Эксперт выделил несколько больших сегментов на рынке комиксов – японский, американский и франко-бельгийский.
«Средний тираж комикса в Японии 300 тысяч экземпляров, а в России 3 тысячи экземпляров. Из-за такого большого рынка там авторы выпускают как популярные приключенческие истории, так и узконаправленные материалы. Все знают комиксы «One Piece» и «Истребитель демонов», но в Японии можно найти и историю для женщин за 40, где освещаются проблемы менопаузы», - говорит Вова Апёнов.
По словам куратора, для американцев характерна супергеройская традиция, а европейский рынок уникален своей поступательной историей, объединяющей разные поколения вокруг одних и тех же тем.
«Там комиксы давно не считаются детским развлечением. Однако есть свои формальные особенности. Средний комикс во Франции — это 50 страниц, а не 500», — рассказывает респондент.
Цифровые технологии привносят в искусство новые способы распространения.
«В Корее сейчас популярен цифровой комикс, подходящий для чтения на смартфонах. В таком варианте исчезла важная особенность комикса — постраничное планирование. История у них идет лентой. А страница в комиксе – уникальное пространство, которое позволяет управлять темпом повествования и вниманием читателя. В настоящий момент до конца не понял, что именно привносит ленточное чтение, потому что на это нужно время», — объясняет Вова Апёнов.
От франшиз до локальных хитов
Когда какой-то комикс выстреливает, то это происходит везде, однако есть и локальные хиты, говорит куратор.
«В Италии есть комикс Dylan Dog, выходящий уже 60 лет, но в России его никто не читал. В США невероятно популярен Dog Man – детская история про полицейского с головой собаки. В этом комиксе необычная рисовка, сделанная будто рукой ребенка, в США у него многомилионные продажи. В России он запустился и не продался вообще», - отмечает Вова Апёнов.
По словам респондента, в нашей стране есть издательство BUBBLE, которое делает русские супергеройские комиксы, в том числе и Майора Грома.
«Комикс Майор Гром прошел путь от истории, увлекающей энтузиастов до материала для широких масс после выхода фильма. Аудитория комикса увеличилась в сотни раз. Вообще у нас такого не было давно», — объясняет респондент.
Существуют авторские хиты вроде комикса Маржан Сатрапи «Персеполис». По словам куратора, это история про детство в Иране 80-90-хх годов.
«Комиксы и книги в России не имеют таких маркетинговых бюджетов, которые есть у фильмов или музыки. Поэтому через экранизации и работу по популяризации удается продвигать разные истории», — говорит Вова Апёнов.
Недавно, по словам куратора, был переиздан комикс Алана Мура «Из ада», описывающий Лондон викторианской эпохи и Джека-потрошителя как явление.
Корневой аудиторией комиксов считаются люди до 35 лет.
Стоит просто начать
«Идеальный способ, когда хочешь что-то узнать, много всего прочесть. Если ты этого не сделаешь, то ни в чем никогда не разберешься», - рассказывает Вова Апёнов.
Эксперт советует не ограничивать себя определенными сегментами и историями.
Лидером авторского комикса, по мнению респондента, является Виталий Терлецкий, прошедший путь от самиздата до собственного издательства.
«Комиксы и книги часто связывают друг с другом, так как они напечатаны на бумаге. Однако в плане восприятия это два совершенно разных вида искусства», — уточняет Вова Апёнов.
От обычного интереса до общего дела
Комиксами герой нашего материала увлекся в 18-19 лет, в период заинтересованности историей искусства.
«Возможности комикса меня очень удивили, тогда это было неосвещенное искусство. Открытие магазина было шагом для встречи с новыми людьми и обсуждения этой истории. Магазину летом исполнится 12 лет, за это время удалось привезти интересных российских авторов в рамках фестиваля и частных лекций. Последний раз у нас была выпускница НИУ ВШЭ Настя Жук с комиксом Псы, Котики, Рок-н-ролл», - рассказывает Вова Апёнов.
В комикс-клубе куратор читает лекции и знакомит читателей с авторами, эпохами, разными стилями и приемами.