Известный журналист, дающий десятки интервью, оказывается героем не только собственных выпусков, но и безумных и не очень легенд вокруг его имени.
Журналист Максим Шевченко отмечает 22 февраля 58-й день рождения. Свою профессиональную деятельность как журналист Шевченко начал ещё в 1991 году – больше чем за 30 лет в публичном поле, его персона обросла самыми разными мифами.
Шевченко, конечно, за словом в карман никогда не лезет – интервью с ним на различных ресурсах выходят чуть ли не каждый день, это не считая его коротких выпусков на YouTube, но в то же время его выступления бывают столь противоречивы, что небылицы вырастают самыми безумными.
Шевченко – сбежавший из России иноагент
Удивительно, но в сети действительно популярен запрос, что Максим думает об СВО. Популярен он не только из-за темы, но и поскольку упорно ходят слухи о том, что Шевченко сбежал из страны.
С позицией Шевченко по СВО на самом деле всё понятно, и тут вряд ли найдётся серьёзное расхождение с официальной позицией России: он неоднократно говорил, что считает режим Зеленского фашистским.
– Для меня цели те же самые, которые были весной 14-го года. Я считаю, что ДНР и ЛНР — это есть настоящая свободная Украина, где не преследовались никакие языки, ни украинский, ни русский, где каждый человек чувствовал себя той национальности, какой хотел чувствовать, его за это не прессовали. Поэтому, на мой взгляд, это просто расширение… – сказал Шевченко в беседе с изданием «Бизнес.Онлайн».
Слухи же о побеге из России взялись, скорее всего, из-за скрытности журналиста. Он не слишком распространяется в соцсетях о своём текущем местоположении, но можно предположить, что Шевченко продолжает жить в Москве, о которой часто говорит «Мой город».
– Сейчас живу на Арбате, за театром Вахтангова. Этот район я выбрал сам. Раньше жил на Песчаной площади на Соколе, в прекрасном академическом сталинском доме, и учился там в немецкой спецшколе в Чапаевском переулке. Сокол вроде и не центр, но на самом деле центр. Там на троллейбусе едешь до «Полежаевской», а оттуда рукой подать до «Пушкинской». Двадцать минут от дома. И гулять мы ездили на «Пушкинскую». И с тех пор центр Москвы стал моим, – описывал журналист на своём же сайте в 2021 году.
Однако слухи о том, что Шевченко признали иноагентом, появляются не на пустом месте. Людей вполне могут смущать его посты в соцсетях с характерной шапкой – это, как правило, репост признанных иноагентами, от которых Максим не открещивался. В частности, был одним из главных защитников Бориса Кагарлицкого*, политолога, приговорённого в феврале этого года к пяти годам лишения свободы по статье о «публичном оправдании терроризма».
Записали в мусульмане
Другой связанный с Шевченко миф на самом деле даже удивителен. В сети люди часто интересуются: мусульманин ли Максим Шевченко? Причём тянется эта «байка» реально годами. Легенда на самом деле странная хотя бы потому что тогда, в 1991 году, Шевченко начал сотрудничать с изданием «Вестник христианской демократии».
Так что тут сомнений быть не может, Шевченко – христианин и даже «очень христианин»: например, он был одним из апологетов принятия закона о защите чувств верующих в тот период, когда решение по инициативе ещё только обсуждали в Госдуме.
Религиозные убеждения Максима Леонардовича бывает даже переливают через край. Так, например, буквально неделю назад в интервью изданию «Ваши новости» Шевченко заявил – миром правит церковь Сатаны.
– Это реальная власть. Эти люди распоряжаются реальными деньгами и возможностями. Они могут делать страны нищими или богатыми, они влияют на сознание миллиардов, как вы сами сказали. При чем тут секта? Секта – это маленькая группа. А это церковь Сатаны. Это господствующая сила, про неё в Евангелии сказано. Помните, когда Сатана искушает Христа, он говорит: «Поставлю тебя над всеми князьями и царями земными». Из чего мы делаем вывод, что князья и цари подчиняются Сатане. А Христос ему говорит: «Иди отсюда, не надо мне никакой власти. Не знаю власти, кроме как от бога», – сказал Шевченко, отвечая на то, как ему видятся власть корпораций в современном мире.
Слухи о другом вероисповедании Шевченко растут из его связей (во времена работы на «Новую газету» именно его отправляли в командировки в Чечню и Дагестан) и позиции, которая не делает представителей этих двух религий антагонистами. Публицист известен своей дружбой с Гейдаром Джемалем, ныне покойным председателем Исламского комитета России. Вот так Шевченко описывает происходящее в Газе:
– Война идёт против всего палестинского народа, против мусульман, христиан и всех политических сторонников справедливости. Цель Израиля это полное уничтожение или порабощение палестинцев, – написал Максим, который в целом придерживается позиции, что действия правительства Нетаньяху подходят под определение геноцида.
Есть и другая почва для роста подобных сплетен – дебаты Шевченко, в том числе и с националистами, которые частенько припоминают журналисту старый ролик, на котором он произносит известную арабскую фразу «Аллах Акбар», ассоциирующуюся у людей с терроризмом ещё с начала нулевых. Правда в том, что это довольно неприятный стереотип – сама по себе фраза никакого отношения к радикализму не имеет, а произносил эти слова Шевченко в крайне конкретных обстоятельствах – на похоронах друга-мусульманина.
Изгнан и забыт
Последнее заблуждение, которое можно услышать о журналисте, что он куда-то «исчез». Конечно, после скандала с РПСС (Шевченко громко покинул КПСС и стал главой партии, о которой никто давненько не слышал) его чуть реже стали упоминать федеральные СМИ из-за ареола политической скандальности. Кроме того, закрытие «Эха Москвы» повлияло на публичность Максима Леонардовича – больше никаких заголовков о драках со Сванидзе в студии.
Но на самом деле Шевченко продолжает работать, если не стал плодотворнее ну хотя бы в количестве производимых знаков. В настоящий момент журналист ведёт авторский тг-канал «Макс Атакует!», где собралась аудитория больше 82 тыс. человек – не Юрий Подоляк или Шарий, но достойно для политической аналитики. Кроме того, в ежедневном режиме Шевченко публикует ролики на YouTube – получается, что в свои 58 журналист вполне может вписывать «блогер» в свои регалии.