В России начала 20-го века звук и цвет сильно сблизились в сознании разного рода мыслителей. Идея «синтеза искусств» – так называемого «гезамткунстверка» (Gesamtkunstwerk) – возникла еще в эпоху романтизма, но окончательно она оформилась в философско-эстетических сочинениях легендарного немецкого композитора Рихарда Вагнера, призывавшего слиться в акте любви женщину-музыку и мужчину-поэта. Александр Скрябин, выдающийся русский композитор и пианист, музыкант-новатор, предложил свою версию «синтеза искусств». Он призывал соединить в рамках одного произведения музыку и цветной свет, чтобы увеличить эмоционально-психологическое воздействие на слушателя-зрителя. В своей симфонии «Прометей» («Поэма огня») 1911 года Скрябин помимо основной музыкальной партитуры также написал «партию света» (Luce), расшифровка которой стала предметом жарких споров исследователей и постановщиков (свою версию сценографического оформления симфонии в 1918 году предложил, например, Аристарх Лентулов). Понимание это
Скрябин и Кандинский: синтез искусств. Музыка и цветной свет
24 февраля 202424 фев 2024
110
3 мин