Найти в Дзене
Галерея "Artinvia"

Скрябин и Кандинский: синтез искусств. Музыка и цветной свет

В России начала 20-го века звук и цвет сильно сблизились в сознании разного рода мыслителей. Идея «синтеза искусств» – так называемого «гезамткунстверка» (Gesamtkunstwerk) – возникла еще в эпоху романтизма, но окончательно она оформилась в философско-эстетических сочинениях легендарного немецкого композитора Рихарда Вагнера, призывавшего слиться в акте любви женщину-музыку и мужчину-поэта. Александр Скрябин, выдающийся русский композитор и пианист, музыкант-новатор, предложил свою версию «синтеза искусств». Он призывал соединить в рамках одного произведения музыку и цветной свет, чтобы увеличить эмоционально-психологическое воздействие на слушателя-зрителя. В своей симфонии «Прометей» («Поэма огня») 1911 года Скрябин помимо основной музыкальной партитуры также написал «партию света» (Luce), расшифровка которой стала предметом жарких споров исследователей и постановщиков (свою версию сценографического оформления симфонии в 1918 году предложил, например, Аристарх Лентулов). Понимание это
Иллюстрация кадр из видео "Свет и тьма – мистерия жизни Александра Скрябина". Документальный фильм. Телеканал Культура
Иллюстрация кадр из видео "Свет и тьма – мистерия жизни Александра Скрябина". Документальный фильм. Телеканал Культура

В России начала 20-го века звук и цвет сильно сблизились в сознании разного рода мыслителей.

Идея «синтеза искусств» – так называемого «гезамткунстверка» (Gesamtkunstwerk) – возникла еще в эпоху романтизма, но окончательно она оформилась в философско-эстетических сочинениях легендарного немецкого композитора Рихарда Вагнера, призывавшего слиться в акте любви женщину-музыку и мужчину-поэта.

Александр Скрябин, выдающийся русский композитор и пианист, музыкант-новатор, предложил свою версию «синтеза искусств». Он призывал соединить в рамках одного произведения музыку и цветной свет, чтобы увеличить эмоционально-психологическое воздействие на слушателя-зрителя. В своей симфонии «Прометей» («Поэма огня») 1911 года Скрябин помимо основной музыкальной партитуры также написал «партию света» (Luce), расшифровка которой стала предметом жарких споров исследователей и постановщиков (свою версию сценографического оформления симфонии в 1918 году предложил, например, Аристарх Лентулов). Понимание этой партии усложняет тот факт, что световых голосов в ней два.

К соединению звука и цветосвета располагала как современная композитору философско-интеллектуальная обстановка, так и его природные способности. Скрябин был синестетом. Синестет – этот тот, кто может слышать цвета или запахи и видеть звуки. Одним из вариантов синестезии является так называемый «цветной слух», счастливым обладателем которого и был Скрябин. Он связывал определенные звуки, а именно аккорды и тональности, с определенными цветами.

Иллюстрация кадр из видео исполнение со световой партитурой, Скрябин, «Прометей» («Поэма огня»). Канал Филармония Шостаковича
Иллюстрация кадр из видео исполнение со световой партитурой, Скрябин, «Прометей» («Поэма огня»). Канал Филармония Шостаковича

«Цветной слух» Скрябина с течением времени оброс легендами. Но на самом деле, по словам музыкального критика Леонида Сабанеева, современника и биографа Скрябина, композитор мгновенно узнавал только три цвета: красный, желтый и синий – соответственно, тональности с тоникой нот до, ре и фа-диез. Остальные цвета он достраивал искусственно в соответствии с цветовым кругом, наложенным на квинтовый круг тональностей. Интересно, что Римский-Корсаков тоже обладал «цветным слухом», но со Скрябиным у них совпадал окрас лишь одной тональности, а Рахманинов соотнесение цвета и звука отрицал вовсе.

Сабанеев называл искусство Скрябина «мистически-религиозным», ведь идея синтеза искусств находит яркое воплощение в первую очередь в церковных ритуалах, которые тоже сочетают в себе и живопись, и музыку, и пластику тела (а именно настенные росписи, иконопись, песнопения, поклоны). Религиозные ритуалы задействуют все пять чувств (в том числе обоняние – в церкви всегда пахнет ладаном). Так и не осуществленный проект Скрябина – «Мистерия» – похожим образом объединял еще большее, чем в «Прометее», количество искусств. «Мистерия» должна была соединить музыку, цветной свет, воскурения, теософическую поэзию и танец. Композитор мечтал о том, чтобы исполнена она была в Гималаях.

Удивительно похожие на цветомузыку Скрябина идеи мы находим у Василия Кандинского, только вместо музыки он отталкивается, как художник, от цвета и формы. Любопытно, что статья Сабанеева о Скрябине и его «Прометее» была опубликована в альманахе «Синий всадник», изданном всего один раз одноименным художественным сообществом, одним из основателей которого был именно Кандинский.

Иллюстрация картина «Желтое-красное-синее» художника Василия Кандинкого, 1925
Иллюстрация картина «Желтое-красное-синее» художника Василия Кандинкого, 1925

Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» подчеркивал «глубокое сродство» живописи и музыки и сравнивал художника с пианистом: «Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». В свою очередь композиция, в понимании Кандинского, – это «аккорд красочных и рисуночных форм». Кроме того, живописец даже разработал замысел особой синтетической пьесы с характерным названием «Желтый звук».

Идеи соединения звука, цвета и света – это, с одной стороны, явление эпохи (так, Скрябин находился под большим влиянием теософского учения госпожи Блаватской, особенно популярного в конце 19-го – начале 20-го века). С другой стороны, и сегодня эти идеи продолжают жить – только теперь в виде поющих фонтанов и лазерных шоу.

Арт-журнал. Художественная галерея artinvia.com