Найти тему

Руководство для новичков по чемпионату пилотов Формулы-1

Оглавление

Наше руководство для новичков содержит все, что вам нужно знать о Чемпионате пилотов Формулы-1, объясняет, что это такое, как это работает и почему это самая желанная награда в автоспорте, а также отвечает на некоторые часто задаваемые вопросы.

Что такое чемпионат пилотов Формулы-1?

Чемпионат пилотов – или, если дать ему правильное название, чемпионат мира Формулы–1 для пилотов FIA - это один из двух чемпионатов мира, проводимых в Формуле-1. Гонщик Формулы-1, набравший наибольшее количество очков в конце сезона, становится чемпионом мира.

Чемпионат проводится ежегодно с 1950 года, хотя история гонок Гран-при началась гораздо раньше, практически на заре автомобилестроения. До 1950 года каждая гонка была самостоятельным мероприятием. Победа в Гран-при влечет за собой огромное признание и почет, поэтому создание чемпионата мира объединило эти великие гонки и создало более крупный приз для лучших из лучших.

В те ранние годы чемпионат пилотов был единственным чемпионатом. Ситуация изменилась в 1958 году, когда было добавлено второе соревнование, позволившее конструктору (сегодня - команде) бороться за звание чемпиона мира. Какой титул – гонщиков или конструкторов – важнее, зависит от личного мнения, но именно Чемпионат пилотов захватывает воображение публики, а гонщики Формулы-1 становятся культовыми героями с легендарным статусом.

Система подсчета очков начисляет чемпионские очки первым десяти финишировавшим на каждом Гран-при, при этом победителю начисляется 25 очков, а затем количество очков уменьшается до 18, 15, 12, 10, 8, 6, 4, 2, и одно очко для пилота, занявшего 10-е место. Гонщику, проехавшему самый быстрый круг в гонке (если он финиширует в первой десятке), начисляется дополнительное очко, а также дополнительные очки за успех в спринтерских гонках Формулы-1. Гонщик, набравший наибольшее количество очков в конце года, выигрывает титул.

Пилоты Формулы-1 набирают 25 очков за победу в Гран-при, а гонщик, набравший наибольшее количество очков в конце сезона, выигрывает чемпионат пилотов
Пилоты Формулы-1 набирают 25 очков за победу в Гран-при, а гонщик, набравший наибольшее количество очков в конце сезона, выигрывает чемпионат пилотов

Что получают гонщики Формулы-1 за победу?

Гонщики Формулы-1 не получают призовых денег за победу, хотя, скорее всего, они получат приятный финансовый бонус сверх базовой зарплаты, которую им выплачивает их команда. Призовые деньги присуждаются командам Формулы-1. Конечно, успех также потенциально может создать дополнительные возможности для поддержки и спонсорства.

Несмотря на то, что гонщик Формулы-1 может завоевать титул до конца кампании (когда математически больше невозможно, чтобы кто-то другой смог его завоевать), именно в конце сезона гонщик, набравший наибольшее количество очков в чемпионате, официально получает престижный трофей чемпионата мира среди пилотов Формулы-1.

Сколько чемпионов мира Формулы-1 выступят в гонках в 2024 году?

В этом сезоне на стартовой решетке три чемпиона Формулы-1. Макс Ферстаппен - действующий чемпион, выигравший титул в 2021, 2022 и 2023 годах. Он сменил семикратного обладателя титула Льюиса Хэмилтона, чемпиона в 2008, 2014, 2015, 2017, 2018, 2019 и 2020 годах. Наконец, есть Фернандо Алонсо, чемпион 2005 и 2006 годов.

Сколько было чемпионов мира Формулы-1?

34 разных гонщика становились чемпионами мира среди пилотов в течение 74 сезонов Формулы-1. Макс Ферстаппен, выигравший свой первый титул в 2021 году, стал последним в списке выдающихся имен.

17 пилотов завоевали одиночный титул, в том числе доктор Джузеппе "Нино" Фарина, победитель самого первого чемпионата в 1950 г. Еще 17 пилотов выиграли несколько чемпионатов Формулы-1. Из них Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон возглавляют список с семью титулами у каждого.

Участвуя в гонках по всему миру в одном из немногих по-настоящему международных видов спорта, чемпионы мира Формулы-1 приехали из Европы, Африки, Австралазии, Северной и Южной Америки, представляя 15 различных стран. Соединенное Королевство произвело на свет больше всего чемпионов мира (10), выиграв больше всего чемпионатов (20).

Льюис Хэмилтон выиграл семь чемпионатов Формулы-1 среди пилотов - совместный рекорд, который он делит с Михаэлем Шумахером
Льюис Хэмилтон выиграл семь чемпионатов Формулы-1 среди пилотов - совместный рекорд, который он делит с Михаэлем Шумахером

Что произойдет, если у пилотов будет одинаковое количество очков в конце сезона?

За всю историю этого вида спорта никогда не случалось так, чтобы так решался исход чемпионата, но если бы два или более гонщика сравнялись по очкам в конце сезона, был бы обратный отсчет результатов. Гонщик, одержавший наибольшее количество побед, стал бы чемпионом. Если бы у пилотов было равное количество побед, то титул завоевал бы гонщик, занявший наибольшее количество вторых мест, и так далее, пока не будет достигнута разница в очко.

Какой минимальный финиш по очкам в чемпионате пилотов?

1984. Ники Лауда, выступающий за McLaren, выиграл свой третий чемпионат мира с отрывом всего в пол–очка от своего напарника по команде Алена Проста - это один из 29 сезонов, в которых борьба за титул сводилась к финальной гонке сезона.

Должен ли чемпион Формулы-1 среди пилотов быть победителем гонки?

Нет, хотя никогда не было чемпиона, который не выиграл бы гонку. Кеке Росберг одержал единственную победу на пути к чемпионату мира 1982 года, и у Майка Хоторна также была только одна победа в 1958 году. Однако оба стабильно набирали очки в течение своих сезонов, выигравших титулы. Традиционно это было ключом к успеху.

Всегда ли чемпионом среди пилотов становится команда, выигравшая кубок конструкторов?

Часто, но не всегда. Существует определенная логика, согласно которой команда с лучшей машиной, скорее всего, предоставит гонщика-победителя... но так происходит не всегда. С тех пор как в 1958 году начался чемпионат конструкторов, было десять случаев, когда чемпионом среди пилотов становилась команда, отличная от чемпионов конструкторов.

Самый последний случай произошел в 2021 году, когда в драматичном финальном раунде сезона в Абу-Даби Mercedes завоевал кубок конструкторов, а Макс Ферстаппен выиграл чемпионат пилотов с Red Bull. У голландца было больше всего очков, но комбинация Льюиса Хэмилтона и Валттери Боттаса в Mercedes набрала больше очков за сезон, чем комбинация Ферстаппена и Серхио Переса в Red Bull.

Часто ли товарищи по команде Формулы-1 сражаются друг с другом за титул?

Да, это особенность Формулы-1, что товарищи по команде часто являются самыми ярыми соперниками, особенно когда оба находятся в борьбе за Чемпионат гонщиков. Некоторые из величайших сражений в Формуле-1 происходили между партнерами по команде, которые шли на прямую конфронтацию.

Ники Лауда выиграл чемпионат пилотов 1984 года, опередив своего товарища по команде Алена Проста всего на пол-очка
Ники Лауда выиграл чемпионат пилотов 1984 года, опередив своего товарища по команде Алена Проста всего на пол-очка

Льюис Хэмилтон и Нико Росберг, будучи партнерами по команде в Mercedes, дважды доводили борьбу за Чемпионат гонщиков до последнего момента, Хэмилтон побеждал в 2014 году, а Росберг в 2016 году - хотя напряжение было намного больше, когда в игре были и другие участники. В те сезоны Mercedes довольно спокойно относились к ситуации, зная, что один из их гонщиков завоюет титул благодаря выдающейся производительности своих машин.

Гораздо более драматичная ситуация возникает, когда два гонщика команды настолько заняты борьбой друг с другом, что позволяют гонщику из другой команды проскользнуть и забрать чемпионат. Примером может служить 2007 год, когда холодная война в McLaren привела к тому, что Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон закончили сезон с одинаковым количеством очков - по 109, на одно очко отстав от чемпиона мира Кими Райкконена из Ferrari. Если бы McLaren отдала предпочтение одному из гонщиков, они почти наверняка выиграли бы титул.

1986 год - похожая история. Дуэт Williams в составе Найджела Мэнселла и Нельсона Пике выиграл девять из шестнадцати гран-при... но Ален Прост, выступающий за McLaren, выиграл титул с отрывом в два очка, в то время как пилоты Williams были заняты борьбой друг с другом.

Эти поучительные истории объясняют, почему конкурентоспособные команды иногда предпочитают иметь де-факто "номер один" (или лидера команды) и водителя "номер два", независимо от того, признают ли они их таковыми. В экстремальных обстоятельствах – обычно, когда идет явный титульный бой, в котором "номер два" не участвует, – их могут попросить отойти в сторону и пропустить "номер один". Чаще всего гонщик "номер один" просто выбирает наилучшую стратегию, оптимальный круг для пит-стопа или, возможно, даже немного лучшее распределение шин.

Как команда Формулы-1 выбирает гонщика "номер один" для участия в чемпионате пилотов?

Обычно лидеры команд выбираются на основе их достижений и выступлений. Мировые чемпионы, такие как Макс Ферстаппен и Фернандо Алонсо, явно являются лидерами команды Red Bull и Aston Martin соответственно - и если придется сражаться за титул, их команды, скорее всего, поддержат их за счет Серхио Переса и Лэнса Стролла соответственно.

Задача гонщика "номер два" в этих обстоятельствах состоит в том, чтобы заявить о себе, сравнявшись или превзойдя своего напарника по команде. Например, в то время как семь чемпионских титулов автоматически делают Льюиса Хэмилтона лидером команды Mercedes, Джордж Рассел сейчас очень сильно давит на него, и принять решение поддержать одного пилота вместо другого было бы непросто для Mercedes.

Читайте другие статьи из серии «Для новичков в Формуле-1» по ссылке ниже.

Для новичков о Формуле 1 | О Формуле 1 от зарубежных СМИ | Дзен

Источник: официальный сайт чемпионата

-5