Жанр: ужасы
Актеры: Эсекьель Родригес, Демиан Саломон, Сильвина Сабатер, Луис Цимбровски, Эмилио Воданович, Федерико Лисс, Дезри Салгейру, Марсело Мишино
Режиссер: Демиан Рунья
Год выхода: 2023
Рейтинг: 18+
IMDb: 7
Кинопоиск: 6.2
Сборы: $1 700 166
Сюжет
Итак, события разворачиваются на уединенной ферме в Аргентине, где братья Педро и Хайме сталкиваются с живым адом. Один из соседей, Уриэль, становится одержимым демоном, из-за которого приходит несчастье и гибель скота. Братья приходят к решению, что единственный способ избавиться от ужаса — найти человека (чистильщика), способного изгнать демона. Однако церкви закрыты, а последние «чистильщики» покинули это забытое богом место. Педро и Хайме вынуждены принять меры, понимая опасность, они решают отвезти заражённого подальше вместе с соседом Руисом. Однако по дороге он исчезает. На следующий день демоническая сила убивает Руиса и его беременную жену. Братья, осознавая опасность, пускаются в бега. Педро посещает бывшую супругу, чтобы забрать детей, но неосознанно приносит зло с собой.
Нетривиальный взгляд на жанр
В своем фильме «Оцепеневшие от страха» (2018 год), Демиан Рунья представил зрителям оригинальный взгляд на жанр, впечатлив их шокирующей сценой: родители обнаружили следы детских ботиночек на пороге своего дома и столкнулись с восставшим из могилы сыном на кухне, без каких-либо признаков жизни.
В своем новом фильме «Одержимые злом», Рунья снова экспериментирует с жанром, устанавливая новые правила для фильмов об экзорцизме. Теперь одержимые, или "гнилые", не переворачивают кресты, не выражаются на латыни и не проявляют конвульсий. Они разлагаются в ожидании рождения демона после смерти, источая зловоние и извергая остатки своих внутренностей. Чтобы защитить себя от этих существ, следует соблюдать семь негласных правил, включая запрет на использование электрического света и избегание произнесения их имен. Эти новые правила придают игре гораздо больше напряжения и атмосферности по сравнению с традиционными методами экзорцизма.
Рунья мастерски погружает зрителей в мрачные настроения героев, лишенных надежды на спасение. Безудержная сила потусторонних миров захватывает как людей, так и животных, словно заразный вирус, напоминая о недавних мировых кризисах. Помимо этой метафоры, фильм чётко отражает мрачные предсказания режиссёра относительно положения в стране: религия утратила своё влияние, а власть жаждет лишить фермеров их земель. Герои вынуждены действовать самостоятельно, но их шаги приводят к роковым последствиям. По приказу владельца ранчо, братья переносят тело Уриэля, принося на свою землю нечисть. Гниль поражает бывшую жену одного из братьев, а затем и его дочь, показывая кровавые сцены жестокости и насилия, неожиданные для аргентинского кино.
В фильме присутствуют нестандартные сценарные решения, а визуальная составляющая выходит за рамки обычного: создатели не прибегают к обычным приемам ужасов, а представляют сцены, содержащие изображения насилия над детьми и диалоги, способные потрясти зрителей.
Оригинальная концепция одержимости — лишь одно из множества достоинств фильма. С самого начала «Одержимые злом» пропитаны атмосферой нарастающего напряжения благодаря умелой эскалации событий, впечатляющим спецэффектам и динамичному сюжету. Механизмы распространения одержимости и правила выживания остаются загадкой на протяжении длительного времени, что позволяет Рунье создать множество устрашающих сцен.
Фильм предлагает обширный, впечатляющий и разнообразный контент насилия, который является не только эффектным, но и разнообразным. Однако в его арсенале не только шокирующий контент. В кино присутствует достаточно напряжения и саспенса, так как сценарий постоянно подвергает героев испытаниям, заставляя Педро и Хайме балансировать между желанием защитить своих близких и предотвратить наступление апокалипсиса.
Мнение о фильме
От фильма я остался в восторге! Визуально картина великолепна. Уже начальная сцена поражает операторским мастерством и отличным монтажом. Судя по всему, это заслуга не только оператора (хотя он тоже отличный), но и режиссёра.
В своей работе аргентинский режиссёр снова играет с жанровыми приёмами, как было и в «Оцепеневших от страха», что приводит к деконструкции ужасов об экзорцизме. Например, первый заражённый, Уриэль, выглядит как раздутый кожаный мешок с язвами, выделяющими гной. Легко увидеть параллель между одержимостью, напоминающей инфекционное заболевание, передающееся от человека к человеку, и недавней пандемией, когда вирус распространялся в огромных масштабах. При этом сценарий «Одержимых злом» можно рассматривать как отражение экономической ситуации в Аргентине, где инфляция превышает 100%! Однако поражает то, что создатели не торопятся раскрывать зрителю всю атмосферу фильма, и экспозиция, обычно происходящая в начале, здесь раскрывается ближе к концу, когда бабушка маленького сына Педро расскажет о семи правилах и о демонах. Учитывая все нестандартные приёмы Демиана Руньи, «Одержимые злом» являются одним из самых неожиданных, жестоких и кровавых хорроров 2023 года.
Главными персонажами этой картины являются два брата, стремящиеся спасти себя и своих близких. Почти все встречные персонажи нарушают правила, что приводит к многочисленным сценам смерти. Создатели внимательно проработали ворлдбилдинг: например, когда демон вселяется в старшего сына Педро, страдающего аутизмом, превращение не происходит мгновенно, а злой дух путается в его сознании, что некоторым образом описывает людей с ментальными расстройствами. Фильм сумел создать напряжение и атмосферу, а отдельные сцены заставляли прижаться к креслу и смотреть, задерживая дыхание (особенно впечатляющие были сцены с Сербской Леди и зомби-гопником).
К этому произведению кинематографа можно придраться. Конечно. В некоторых сценах возникают вопросы — ведь без этого никуда. Также можно подумать, что Демиан Рунья стремился создать целую киновселенную со своим лором, но из-за невысокого бюджета сюжет остался ограниченным одной семьей. Однако это не портит общее впечатление. Поразительно, но режиссеру кажется, что моральные компасы не играют большой роли, поэтому фильм представляет собой настоящую орду ужасных смертей, где почти все персонажи погибают самым жутким образом... Иногда кровавые детали не показываются, но легко догадаться, что произошло с героями.
Что имеем по итогу
Демоническая одержимость всегда было предметом страха, поскольку, став хозяином для дьявольской и сокрушительной сущности, люди теряют контроль над своим собственным телом и поступками. Ужасные события, происходящие в результате этого, заставляют дрожать души, и об этом лучше даже не вспоминать. Мы, с древних времен, стремились придерживаться простого правила: "Род сей изгоняется молитвой и постом", но, к сожалению, порой это оказывается недостаточно. Силы зла проявляют невероятную коварность и изобретательность, проникая в каждую нашу уязвимую точку. Многие аналитики отмечают, что фильм «Одержимые злом» радикально отличается от других произведений о подобных явлениях. По крайней мере, потому что здесь нет ничего, что мы привыкли видеть. "Церковь мертва", — заявляет Педро, и это фраза подчеркивает, что помощи от высших сил можно не ожидать, когда человек оказывается в беде.
Демиан Рунья находит возможность сделать явную отсылку к классическим произведениям: встреча братьев с "гнилым" происходит в обычный день, в обычной обстановке. Это напоминает встречу с Риганом Макнилом в «Изгоняющем дьявола» (1973), где зло присутствует как часть повседневной жизни...
В «Одержимых злом» нет типичных сцен экзорцизма или других манипуляций по изгнанию демонов. Рунья придает новый, авторский подход к избитой теме и, вероятно, для полного понимания скрытого смысла происходящего на экране, необходимо иметь хотя бы небольшое представление о самобытном аргентинском фольклоре.
В чем смысл этого фильма? Несмотря на всю ужасность, его следует рассматривать как своеобразную метафору, через которую режиссер пытается разобраться в окружающем мире. Здесь речь идет не только о тяжелой аргентинской действительности — можно увидеть отсылки к бедственному положению населения, вынужденного выживать в отдаленных районах, а также намеки на религиозный кризис. Рунья также задается вопросом о сущности мировых событий. Поднимается тема пандемии, угрозы войны и прочих бедствий, с которыми обычные люди не могут справиться. Более того, отрицание существования зла ведет к его приближению...
«Одержимые злом» — один из самых страшных фильмов, который появился на экранах в последние годы. Этот жуткий и атмосферный хоррор не играет на публику, не притягивает ее своими эффектами — наоборот, он показывает реальные кошмары в их страшном обличии. Этот мистический хоррор — настоящее произведение искусства, которое искусно обращается с привычными мотивами, не раскрывая новых граней. Для любителей напряженных и кровавых фильмов об одержимости, болезнях и зловещих детях (которые также присутствуют здесь).
Новое произведение Демиана Руньи предназначено для значительно более узкого круга зрителей по сравнению с дебютной работой режиссёра, однако это не помешало кино выиграть приз за «лучший фильм» на кинофестивале в Ситжесе. Эта жестокая и брутальная картина лишена милосердия и счастливого конца, оставляя после себя тяжёлое впечатление, но в то же время представляет собой уникальный кинематографический опыт для аудитории, готовой к смелым сюжетам.
По моему мнению это отличное кино! Оно не только превосходит большинство хорроров последних лет, но также является увлекательным жанровым шедевром, способным поразить зрителя. Однозначно рекомендую к просмотру!
Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и высказывайте свое мнение. Дальше — больше, лучше, интереснее.