Найти тему

Дважды гвардейский

В истории российского флота особое место занимает императорская яхта «Штандарт». Корабль дважды становился гвардейским и трижды менял своё название. И сегодня, накануне Дня защитника Отечества, мы хотим рассказать вам о жизни и службе этого удивительного корабля.

Закладка императорской яхты «Штандарт» состоялась в Копенгагене в 1893 году в присутствии императора Александра III. В коллекции Российского фонда культуры сохранился альбом, в котором собраны редкие фотографии – кадры строительства яхты и внутреннего убранства.

Из коллекции Российского фонда культуры
Из коллекции Российского фонда культуры

Яхту спустили на воду в сентябре 1896 года. Принимал её уже другой император – Николай II.

Ни в одной стране такой яхты ещё не было. На носу корабля простирал свои крылья двухглавый орёл, державший в клювах и лапах четыре карты русских морей – Балтийского, Белого, Чёрного и Каспийского, а над кораблём развевались императорский штандарт, Андреевский флаг и гюйс.

Царская яхта «Штандарт» входит в порт. Ялта. 1898 г.
Царская яхта «Штандарт» входит в порт. Ялта. 1898 г.
На носу корабля простирал свои крылья двухглавый орёл
На носу корабля простирал свои крылья двухглавый орёл

Императору нравилось внутреннее оформление корабля. Столовая, рабочий кабинет, комната отдыха были отделаны деревом вишни. В кабинете императора на стенах висели картины с изображением морских сражений, а на маленьком столике раскладывались портсигары.

Каюта яхты «Штандарт»
Каюта яхты «Штандарт»
Завтрак на «Штандарте» после возвращения из Севастополя. 1907 г.
Завтрак на «Штандарте» после возвращения из Севастополя. 1907 г.

В кабинете императрицы, обтянутом светло-зелёной кожей, над столом висел портрет её бабушки – английской королевы Виктории. В спальне Александры Фёдоровны, в изголовье, размещалось множество икон. На корабле была церковь. Иконостас, сделанный из светлого дуба, выполнен по проекту Виктора Васнецова. Иконы написаны лучшими мастерами. Утварь серебряная, изготовленная по императорскому заказу.

Судовая церковь по проекту Виктора Васнецова. 1896 г.
Судовая церковь по проекту Виктора Васнецова. 1896 г.

«Штандарт» был не только местом отдыха, но и одним из центров управления страной. Здесь был подписан целый ряд документов, в том числе и знаменитый указ 17 октября 1905 года – о созыве Государственной думы. Иногда, во время почти двухмесячного пребывания императора, яхта становилась целым штабом с канцелярией и множеством сотрудников.

Николай II любил принимать на яхте глав государств.

Прибытие немецкого императора Вильгельма II на яхту «Штандарт». 1900-е
Прибытие немецкого императора Вильгельма II на яхту «Штандарт». 1900-е
Встреча глав государств на яхте «Штандарт»
Встреча глав государств на яхте «Штандарт»
Двоюродные братья император Николай II и король Англии Георг V с наследниками: принцем Уэльским Эдуардом и цесаревичем Алексеем. 1911 г.
Двоюродные братья император Николай II и король Англии Георг V с наследниками: принцем Уэльским Эдуардом и цесаревичем Алексеем. 1911 г.

Каждый день на «Штандарте», как и на всех кораблях российского флота, в восемь утра проходил подъём Андреевского флага.

Последнее корабельное меню. 1917 г.
Последнее корабельное меню. 1917 г.

Накануне каждого рейда корабль проходил «головомойку» – красился и убирался. Борт мазали голландской сажей на олифе, а перед приездом государя вдобавок покрывали каретным лаком самой высшей пробы. Однажды, во время встречи, когда ещё никто и в страшном сне не мог представить бойню Первой мировой, германский самодержец – кайзер Вильгельм, глядя на сверкающий «Штандарт», сделал комплимент Николаю II, сказав, что он «готов бриться перед таким отражением».

После событий русско-японской войны «Штандарт» был приписан к Морскому Гвардейскому экипажу, и с этого времени члены его команды именовались гвардейцами.

Оркестр Гвардейского экипажа на яхте «Штандарт» (фрагмент). Фото: К.Е. фон Ган. 1910-е
Оркестр Гвардейского экипажа на яхте «Штандарт» (фрагмент). Фото: К.Е. фон Ган. 1910-е

В период Первой мировой яхта использовалась в качестве посыльного судна.

После революции и вплоть до 30-х годов яхта стояла на приколе в Кронштадте. Возродилась уже как минный заградитель, названный по имени кубинского революционера «Марти».

Яхта «Штандарт» получила своё второе название «Марти» в 1930-е годы. Позже была переименована в «Оку».
Яхта «Штандарт» получила своё второе название «Марти» в 1930-е годы. Позже была переименована в «Оку».
Бескозырка, как напоминание о славном боевом прошлом российского флота
Бескозырка, как напоминание о славном боевом прошлом российского флота

Корабль участвовал в Великой Отечественной войне, оказывал, как говорилось в военных донесениях, огневую поддержку сухопутным частям. Уже на 3 день войны потопил немецкую подлодку. А в апреле 1942-го снова был удостоен гвардейского звания. «Штандарт», пусть и под другим именем, продолжал оставаться гордостью морской славы России.

Минный заградитель «Марти»
Минный заградитель «Марти»
Плакат. Худ. В.Соколов, 1942 г.
Плакат. Худ. В.Соколов, 1942 г.

Впоследствии судно сделали плавказармой, а в 1961 году легендарный «Штандарт», имени которого уже никто и не помнил, был превращён в плавучую мишень для ракетного оружия. Вскоре судно сдали на слом.

Судно сдано на слом. 1961 г.
Судно сдано на слом. 1961 г.

Так закончилась жизнь этого знаменитого корабля, пережившего великую Империю. Жаль, что он не сохранился как музей. Но в нашем и многих других архивах бережно хранятся фотографии, рассказывающие о самых ярких и счастливых моментах в жизни этого дважды гвардейского корабля.

Из коллекции Российского фонда культуры
Из коллекции Российского фонда культуры

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: архив Российского фонда культуры, открытые источники