Найти в Дзене
РетроКреатиВ

Айсберг с Пугачевой в наледи Ротару. Вы не поверите, но все было так, как написано в этой статье

София Ротару на сцене Киноконцертного зала г. Душанбе с работниками технических служб. 1987 г. Фото из личной коллекции Головчанского М.В. - главного энергетика зала. Все права защищены.
София Ротару на сцене Киноконцертного зала г. Душанбе с работниками технических служб. 1987 г. Фото из личной коллекции Головчанского М.В. - главного энергетика зала. Все права защищены.

" Мы многое ещё не сознаем, питомцы ленинской свободы, и песни новые по-старому поем, как нас учили бабушки и деды". С. Есенин "Русь уходящая".

Эти слова всплыли в памяти, когда "РетроКреатив"задумал поставить жирную точку в спорах о месте Аллы Пугачевой и Софии Ротару в истории советской и современной эстрады на фоне свидетельских откровений. Им невозможно не доверять - надежной гарантией их достоверности являются впервые опубликованные здесь уникальные фотографии. Для еще большей убедительности, совершим небольшой экскурс в ту эпоху.

В культурном пространстве конца 60-х нелегко было сохранить приверженность традициям самобытной русско-советской эстрады, важнейшая составляющая которой - игнорирование фонограммы и прямые диалоги со зрителем. Такой подход не давал никаких шансов на успех безголосым исполнителям, на ухо которых вдобавок еще наступил косолапый. На сцене блистали Лев Барашков, Валерий Ободзинский, Эдуард Хиль, Лев Лещенко. Эти имена объединяет не только талант, но и происхождение - все они выходцы из крупных городов с развитой инфраструктурой культуры. А страна все еще оставалась не только по менталитету, но и по географии с демографией - сельской. Этот дисбаланс не могли не заметить в ЦК КПСС. И, как водится, в начале 70-х принялись ускоренно его устранять. Если говорить на современном языке, возникла необходимость в разработке и реализации соответствующего проекта. Он должен был завершиться формированием своеобразной , как сейчас модно говорить, мягкой силы, как для участия в регулировании межнациональных отношений внутри страны, так и для усиления привлекательности социалистического образа жизни на международной арене. Политический проект во все времена - это шахматная доска, на которой сосуществуют фигуры и пешки. Первые уже давно заполняли кабинеты ЦК КПСС на Старой площади, а вот, со вторыми для этого проекта возникли определенные проблемы - старая эстрадная гвардия не стремилась на эту роль. Тем не менее, вскоре народ практически одновременно услышит привычные уху имена, так и непривычные: Надежда Чепрага из богом забытой Распопены в Молдавии и София Ротару из таких же Маршиниц на Украине.

В. Винокур на сцене  Киноконцертного зала г. Душанбе: справа от талантливого  юмориста Малика - администратор,   слева М.В. Головчанский. Фото из личной коллекции М.В. Головчанского. Все права защищены.
В. Винокур на сцене Киноконцертного зала г. Душанбе: справа от талантливого юмориста Малика - администратор, слева М.В. Головчанский. Фото из личной коллекции М.В. Головчанского. Все права защищены.

Дисбаланс был устранен. Проект бесперебойно выполнял возложенные на него задачи по укреплению дружбы народов и социалистического интернационализма, но абсолютно не отрицал соперничество между пешками по проходу в ферзя. Но было одно категоричное условие - соперничество должно было проявляться исключительно в слухах. Они подкреплялись настолько профессионально, что после запланированного в нем ухода со сцены и ТВ Надежды Чепраги, зритель полностью уверовал в этот миф.

Все последствия, как всегда, в проекте предусмотреть было некогда и некому. И это было самым серьезным упущением на фронте идеологической борьбы с коллективным Западом и США. Постепенно уступки последовали целой чередой. Проект в качестве мягкой силы принялся разворачиваться в противоположную сторону, но пешки не имели к этому никакого отношения. Катализатором выступил переход СССР от жизни по средствам за счет развития экономики, к продажам нефти и газа, позволившим проникнуть на важнейшие посты в стране не компетентным карьеристам. Экономика неумолимо катилась в орбиту верховенства нетрудовых доходов. Идеальной площадкой для их отмывания являлась эстрада с её возможностями вовлекать в свой оборот миллионы зрителей и миллиарды денежной массы.

А.Пугачева  в Душанбе. Фото неизвестного автора. Крайний слева - Валиджон Вахобов, администратор Киноконцертного зала.
А.Пугачева в Душанбе. Фото неизвестного автора. Крайний слева - Валиджон Вахобов, администратор Киноконцертного зала.

Такая возможность на долгие годы перекрыла доступ к живой эстраде основному населению СССР , проживавшему в небольших городах, поселках и сельской местности и открыла путь к невиданной её коммерциализации. Таким образом, практически незаметно для обывателя произошел крупнейший раскол в духовной сфере советского общества. В результате которого на поверхности общественного пространства все чаще стали мелькать имена Алла Пугачевой и Софии Ротару, сделавших успешный ход на пути в ферзя. Последняя принялась представлять сохранившийся островок старой, традиционной и провинциальной эстрады, а первая - коммерческую. И не случайно "РтроКреатив" выбрал такую последовательность имён. На первый план выходила коммерческая эстрада со всеми его жанровыми особенностями, в том числе отсутствием у многих её представителей голоса и слуха. Но не менее востребованной оставалась и традиционная, только у неё не хватало денег для соперничества, а вернее для конкуренции. Произошедший разлом вообще не оставлял места для вокального соперничества. И это бесспорно. Зритель любил Ротару, но стадионы заполняли не её концерты.

Ликующая София Ротару с ребятами-технарями Киноконцерного зала г. Душанбе, сразу после концерта, завершившегося 10 минутной  овацией благодарных  зрителей. Фото из личной коллекции М.В.Головчанского. Все права защищены.
Ликующая София Ротару с ребятами-технарями Киноконцерного зала г. Душанбе, сразу после концерта, завершившегося 10 минутной овацией благодарных зрителей. Фото из личной коллекции М.В.Головчанского. Все права защищены.

Этот снимок со всей наглядностью демонстрирует отличительную особенность Софии Ротару - она очень трудно переносила присутствие возле себя поклонников из административно-аппаратной среды и руководства концертных площадок, но буквально преображалась перед простыми работниками сцены: осветителями, машинистами, звукооператорами - незаметными рабочими лошадками эстрадны, от которых, тем не менее, во многом зависел успех конкретного выступления звезды любого масштаба. Она их уважала и ценила. Сейчас уже нет смысла скрывать, что директора звезд с их ведома, как правило, приплачивали ребятам и немалые суммы. Но только не София Ротару. И самое удивительное, техники на неё не обижались, подчеркиваю это особо. Она чудесным образом завораживала их. Но ни на секунду не стоит представлять, что она была белой и пушистой. Нет и ещё раз нет! Во-первых, она тащила с собой прицепом на гастроли своих сестёр с их ансамблем, о чем принимающая сторона узнавала буквально перед началом её концертов, а времени на сцене они занимали больше, чем сама звезда. И всю эту ораву то же надо было содержать организаторам гастролей за свой счет. Подозреваю, что по своему физическому состоянию она не выдерживала в середине 80-х больше 45 минут сольных выступлений, но нельзя отрицать в этом аспекте и приоритет заботливости о родных и близких, особо распространенной в многодетных семьях. Проще говоря, она давала им , возможность зарабатывать. Во-вторых, она показалась мне на бытовом уровне необъяснимо высокомерной, но на сцене преображалась, формируя в народе стереотип о милой, с открытой душой женщине. Ей это, безусловно, удалось сделать. Такая она и возникает у большинства в воображении.

В жизни вне сцены она была, по моему личному восприятию, абсолютно иной и к тому же сложилось впечатление о её неукротимой меркантильности и скупости. Бытовое высокомерие сопровождало её, на мой взгляд, и в повседневности. Многие зрители, наверняка, удивились бы её отношением к ним , встретившись с ней случайно на улице. Возможно, на бессознательном уровне в финансовом океане эстрады на неё довлело имя той самой другой, фамилию которой зрители видели в афишах с упоминанием стадионов в качестве концертной площадки.

Реклама в газете "Вечерний Душанбе".  Фото из частной коллекции. Все права защищены.
Реклама в газете "Вечерний Душанбе". Фото из частной коллекции. Все права защищены.

Стадионы собирал айсберг, видимой частью которого была Алла Пугачева. Там, где большая коммерция, как известно, востребованы другие критерии оценки, нежели в искусстве и творческий талант не фигурирует в их череде. И это такая же закономерность, как смена весны на лето. Организаторов можно научить соблюдению критериев, таланту научить невозможно. Главное в организационном искусстве - соблюдение тишины и специфическое понимание совести или её отсутствия. В этой ситуации, София Ротару самостоятельна смогла лишь сформировать наледь по акватории постсоветского эстрадного океана.

Будни эстрадной тусовки радикально изменил "Закона о кооперации в СССР". До его выхода, в условиях тотальной коммерциализации, самые востребованные исполнители не очень охотно посещали города с населением менее 1 миллиона. Уже в начале 80-х айсберг с Пугачевой на вершине, мог изменить курс только по личному распоряжению первого секретаря Московского горкома КПСС В.В. Гришина или баснословной суммы, зависящей напрямую от количества мест для зрителей. По такому принципу оценивалась стоимость ледяной глыбы в мире формирующегося шоу-бизнеса. Все остальные исполнители работали по договорной ставке за концерт, не зависящей от количества билетов, проданных зрителям. Тем не менее, у ведущих исполнителей она приближалась к стоимости одного автомобиля "Жигули". Такую сумму не мгла себе позволить выплатить ни одна государственная структура из этой сферы.

Закон о кооперации расставил всех по своим. местам, обеспечив равноправный доступ к эстрадному искусству для массового зрителя за счет не регулируемых государством цен на входные билеты и договорных ставок для исполнителей. И даже это не дало шансов на вокальное соперничество Софии Ротару с Аллой Пугачевой. И не могло дать. И дело тут не качестве их вокальных данных. Вокал ушел на второй план с усовершенствованием технического обеспечения эстрады. Как сегодня искусственный интеллект подминает под себя человеческий фактор в постиндустриальном пространстве, так тогда компьютерные технологии практически исключили индивидуальные критерии исполнителей при формировании их состава для концертных программ. Это хорошо продемонстрировал эпизод тиражирования нескольких групп "Ласкового мая". Даже в Душанбе на переднем плане оказались студии звукозаписи, в которых стали формироваться новые исполнители. Самая мощная была организована в стенах Киноконцертного зала звукооператором по имени Зураб, фамилия не сохранилась в памяти. Это означало, что любой желающий, обладая сравнительно небольшими средствами, мог под профессионально выполненную запись открывать рот со сцены.

Вид Киноконцертный комплекс в 1985 г. Фото из частной коллекции М.В. Головчанского. Все права защищены.
Вид Киноконцертный комплекс в 1985 г. Фото из частной коллекции М.В. Головчанского. Все права защищены.

Ведущую роль стали играть клавиатуры пультов , позволяющие легким движением пальцев вытягивать из поющего рта любого желающего нужную ноту и тональность.

Роскошный зрительный зал и сцену Киноконцертного комплекса готовят к очередному концерту. 1987г. Фото из частной коллекции М.В.Головчанского. Все права защищены..
Роскошный зрительный зал и сцену Киноконцертного комплекса готовят к очередному концерту. 1987г. Фото из частной коллекции М.В.Головчанского. Все права защищены..

Таким образом о конкуренции или соперничестве между Пугачевой и Ротару не могло быть и речи - они обе сами уже давно оказались во власти вышеописанных технологий. Конкуренция шла между Москвой, Киевом и отчасти примкнувшими к ней Минском и Кишиневом.

Владимир Винокур с сотрудниками Киноконцертного комплекса в неформальной обстановке на фоне гор  в Душанбе. 1987 г. Фото из частной коллекции М.В.Головчанского. Все права защищены.
Владимир Винокур с сотрудниками Киноконцертного комплекса в неформальной обстановке на фоне гор в Душанбе. 1987 г. Фото из частной коллекции М.В.Головчанского. Все права защищены.

У последних трех городов, шансы на победу в ней были слабыми. Они еще сильнее ослабли после интеграции айсберга с структурами, далекими от мира искусств.

Подписывайтесь на канал "РетроКреатив" и вы всегда будете в гуще событий из прошлого, волнующих умы и воображение даже сегодня.

https://dzen.ru/a/ZfclNEglqB4AmRi2?share_to=link