Найти тему
А если все такие?

Как светская львица допетровской Руси стала мученицей

Что мы знаем о русских женщинах допетровской эпохи? Очень мало. Ведь девушки и женщины того времени были, практически, спрятаны в доме, в хозяйстве. Тем более интересны те единицы, которые смогли оставить след в истории в таких условиях.

И так, девушку 17 лет, дочь воеводы Прокофия Фёдоровича Соковнина., выдают замуж за второго человека в государстве, за 54-летнего Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой. (Конечно, «выдают», ведь мнение самой девушки не спрашивают.) Сестра Феодосии, Евдокия Прокофьевна, была женой князя Петра Семеновича Урусова. Еще в семье Соковкиных были два сына: Федор и Алексей.

Бракосочетание состоялось в подмосковном имени Морозовых Зюзино в 1649 году, где на третий день молодоженов навестили царь с царицей. Феодосия получила звание царицыной «приезжей боярыни», имела право навещать государыню по-родственному.

1885 – А.Д.Литовченко «Боярыня Морозова»
1885 – А.Д.Литовченко «Боярыня Морозова»

В 1662 году, умер Глеб Морозов, оставив наследство сыну Ивану Глебовичу, Феодосия в свои 30 стала распорядительницей богатства мужа. Боярыня с сыном превратились в самых состоятельных людей Российского Государства. Морозова была умна и начитана в церковной литературе. Она щедро раздавала милостыню, посещала бедные дома, богодельни, тюрьмы, помогала нуждающимся. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая её честь и здоровье»

Никон патриарх московский
Никон патриарх московский

В 1650-х годах Никон начал церковные реформы, с которыми Феодосия не могла согласиться, будучи истово верующей. Феодосия Морозова и Евдокия Урусова были духовными дочерьми протопопа Аввакума и пошли по его стопам. Представьте, одинокая женщина в сугубо патриархальном мире, которая идет против государственной системы и царя. Протопоп Аввакум, лидер старообрядцев, сожженный в срубе за непокорность, удивлялся их готовности идти ради веры отцов на любые жертвы: «Как так, государыни, изволили с такой высокой степени ступить и в бесчестие вринутися!» Еще больше это волновало бояр: знать восставала против казни бунтарок, потому что вслед за их головами могли полететь и другие.

От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Под предлогом болезни она 22 января (1 февраля) 1671 года отказалась от участия в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Отказ вызвал гнев царя, он направил к ней боярина Б. И. Троекурова с уговорами принять церковную реформу, а позднее и князя П. С. Урусова, мужа её сестры Евдокии. Морозова обоим ответила решительным отказом.

Боярыня Морозова у Аввакуума, литография 19 века
Боярыня Морозова у Аввакуума, литография 19 века

Как-то Аввакум написал Морозовой: «Дочь ты мне духовная — не уйдешь у меня ни на небо, ни в бездну». После многочисленных попыток переубедить боярыню, царь приказал заточить ее в монастырь (именно туда ее везут на картине Сурикова), а затем, поскольку наказание не возымело действия, ее стали пытать и морить голодом. В «Повести о боярыне Морозовой» описывается, как сестер и их единомышленницу Марию Данилову истязали на дыбе, секли на морозе и мучили раскаленным железом. Ни одна из них так и не отказалась от своих свои убеждений.

1887 – В.И.Суриков «Боярыня Морозова»
1887 – В.И.Суриков «Боярыня Морозова»

Сын боярыни умер в юном возрасте, уже после того, как его насильно разлучили с матерью. Писем, где Морозова упоминает Ивана, не сохранилось, но из ответов протопопа мы можно восстановить ее слова: «Главы не сохранил! Главы не сохранил!» Аввакум, в свойственной ему манере «яростного воспитания», бранит ее за то, что она скорбит по праведно погибшему сыну, и называет «грязью худой». Он указывает, что ранняя смерть ребенка — это воля Христа, а без матери Иван мог бы впасть в грех, отречься от настоящего христианства и начать «баб воровать». Впрочем, после смерти духовных дочерей Аввакум и сам не смог сдержать чувств и написал страстный текст в жанре плача: в нем он проклинает врагов и заклинает «небо разверзнуться, а землю расколоться».

Патриарх Питирим просил царя за опальных сестер, но Алексей Михайлович отказался помиловать арестованных и поручил патриарху провести следствие. Феодосию и Евдокию истязали, подвергли пыткам на дыбе, хотели приговорить к сожжению как еретиков. От костра сестер, представительниц российской аристократии, спасло заступничество бояр во главе с сестрой монарха Ириной Михайловной. Однако их слуги и сподвижники все же были преданы огню.

«Сожжение протопопа Аввакума» Мясоедова
«Сожжение протопопа Аввакума» Мясоедова

Феодосию и Евдокию переправили сначала в Новодевичий монастырь, потом в Хамовническую слободу и, наконец, в Пафнутьево-Боровском монастыре бросили в земляную тюрьму и оставили умирать от холода и голода. Их последние дни были ужасны. Первой 11 сентября 1975 года скончалась Евдокия, а 1 ноября умерла Феодосия. Из последних сил она попросила тюремщика выстирать в реке ее истлевшую рубаху, чтобы в чистом отойти в мир иной. Сестры были захоронены в Боровске у острога, в 1682 году братья положили на могилу белокаменную плиту.

Их брат Алексей 4 марта 1697 года четвертован на Болотной площади за намерение убить Петра I. Голова его захоронена у Никольской церкви Красный звон, напротив алтаря, близ гробов родителей. Кроме дочери Софьи (в замужестве Милославской), у Алексея Прокофьевича было три сына: Василий, Фёдор и Петр. Другой брат Фёдор — в 1648—1669 годах находился в стольниках, был дворецким царицы Марии Ильиничны, в 1670 году пожалован в думные дворяне, затем в окольничие, а в 1682 году — в бояре. В связи с обвинением против брата в 1697 году сослан «в дальние деревни», где и умер.

Вот так две сильные женщины оставили свой след в русской истории. Их подвигу посвящено множество художественных произведений. Не каждый может с такой отважностью так отстаивать свои принципы. Можно бесконечно спорить о разумности сопротивления достаточно формальным реформам Никона. Но вера - совсем другая категория.

Источники:

1. Сост., подгот. текстов Демкова Н.С. Повесть о боярыне Морозовой. — М.: Худож. лит., 1991.

2. Панченко А.М. Боярыня Морозова — символ и личность. Повесть о боярыне Морозовой. — М.: Худож. лит., 1991.

3. Понырко Н.В. Три жития — три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова: Тексты, статьи, комментарии — СПб: Издательство «Пушкинский Дом», 2010.

4. Понырко Н.В. Протопоп Аввакум в культурной памяти русского народа. Житие протопа Аввакума, им самим написанное/ Протоп Аввакум; соврем. пер. и коммент. Натальи Понырко. — М.: Эксмо, 2017.

5. 2006 – Е.Г. Степанян «Песня о Боярыне Морозовой» (литература)

6. 2008 – В.С.Барановский «Боярыня Морозова. Историческая повесть» (литература)

7. 2011 – «Раскол» (телесериал)

8. 2012 – К.Я. Кожурин «Боярыня Морозова» (литература)