Поставили диагноз ЗПР. Что это, как лечить и что делать?
ЗПР (задержка психического развития) не является клинической формой нарушения. Это замедленный темп развития психики в целом или отдельных её функций: сенсорных, моторных, речевых, волевых, эмоциональных.
В основном нарушение выражается в недостаточности общего запаса знаний ребенка, снижении концентрации внимания и памяти, недостаточной автоматизации движений и действий, незрелости мышления и быстрой утомляемости.
подробнее о ЗПР вы можете узнать у меня в инстаграме
Нейрокоррекция при ЗПР требует комплексного подхода, включая разнообразные формы и методы. Самым эффективным, на сегодняшний день, комплексным подходом, по результатам и отзывам родителей, является сенсорная интеграция + АФК.
Как это работает?
Рассмотрим, чем методы помогают при ЗПР по отдельности и в чем сила их дуэт.
Сенсорная интеграция - важный процесс в развитии ребенка и адаптации к окружающему миру. Через нервную систему мозг обрабатывает сигналы от таких рецепторов как: зрение, слух, осязание (тактильность), вкус, обоняние, проприоцепция (ощущение тела, мышц, суставов), вестибулярный аппарат. Тем самым формируется адаптивный ответ, с помощью которого ребенок справляется с определенными задачами. Но в первую очередь, с помощью сенсорной интеграции ребенок познаёт мир.
Нормальное функционирование сенсорной интеграции важно для развития множества навыков, включая двигательные, когнитивные и социальные.
Дети с задержкой психического развития часто имеют нарушение сенсорной обработки - комплексное церебральное расстройство, нарушающее нервно-психическое развитие. Нарушение может быть выражено в гиперчувствительности (ребёнок слишком чувствительно воспринимает сигналы от организма, поэтому он начинает от них прятаться), либо гипочувствительности (когда восприятие рецепторами слабые и чтобы уловить сигнал, ребенку необходимо намного сильнее ощутить происходящее). Таким образом, дети испытывают трудности в развитии ряда ключевых навыков и функций, включая моторику, внимание, саморегуляцию, социализацию и обучаемость, что является ВАЖНЫМ аспектом в развитии детей с ЗПР, поэтому сенсорная интеграция имею ключевую роль в нейрокоррекции.
АФК (Адаптивная Физическая Культура). Само название говорит уже само за себя - АДАПТИВНАЯ!
Метод направлен на реабилитацию и адаптацию к социальной среде, улучшение физического и психического здоровья. Для каждого ребенка, индивидуально, подбирается комплекс воздействия на организм через физические упражнения. Одновременно с физическими упражнениями осуществляется коррекционно-педагогическое воздействие на психическое состояние, эмоционально-волевую и поведенческую сферу, на сенсорное восприятие, интеллект.
АФК запускает работу спящих отделов мозга, что в комплексе с сенсорной интеграцией даёт самый эффективный и более быстрый результат на восстановление нервно-психического развития, насыщение сенсорных ощущений и адаптивного ответа. Это, в свою очередь, помогает ребенку воспринимать и изучать окружающий мир, запустить речевые и мыслительные процессы, адаптироваться к социальной среде и нормально развиваться и коммуницировать с остальными детьми.
Помните, что если не заниматься с ребенком, у которого ЗПР, то отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития и препятствуют социальной адаптации, в следствии чего ребенок еще и замыкается в себе.